Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2003

ВКЛАДКА

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Более двадцати парциальных программ посвящено этой проблеме. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений — это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, в палисадниках и aпарках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу — возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos — дом, родина; logos — наука, учение, понятие). Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.

Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их — дело не из легких. Основные задачи, которые, на наш взгляд, решает воспитатель, знакомя дошкольников с растениями, следующие:

— дать представления о том, что растения — живые существа, причем очень хрупкие;

— сформировать познавательный интерес к миру растений.

Организация работы по ознакомлению с растениями детей дошкольного возраста

Формами педагогической работы по ознакомлению дошкольников с растениями могут стать: «прокладывание» экологических троп, разработка маршрутов и тем экскурсий и экологических прогулок; оформление календарей природы; организация и проведение смотров-конкурсов детских работ; экологические праздники и занятия.

Однако ничто не заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа. Поэтому важно продумать такую организацию работы, при которой у детей была бы возможность наблюдать за природой, играть в природе, исследовать природу, использовать полученные знания не только на занятиях. Естественно, что такую работу необходимо проводить на прогулке. Это могут быть и наблюдения за природными объектами, проведение экскурсии, занятий не только по ознакомлению с природой, но и по математике (например: «Математика в природе»), развитию речи (например: «Сказки зимнего леса»), занятия эстетического цикла, а также дидактические игры (например: «С какой ветки детки?»), подвижные игры и т.д.

Полученные представления о тех или иных растениях должны закрепляться и пополняться, тем самым поддерживая познавательный интерес детей.

Например, в младшей группе дети узнают о таком растении, как брусника. Они учатся узнавать растение по внешнему виду — в природе и на картинках, а также знакомятся с его плодами — ягодами брусники. При возможности хорошо дать малышам попробовать на вкус свежую бруснику, протертую с сахаром, сваренную в варенье и т.д. Это доставит им радость от новых вкусовых ощущений.

В средней группе дети узнают о том, как живет брусника: где она растет, как развивается, как размножается. Оказывается, что не только детям нравится ее вкус: брусникой не прочь полакомиться птицы и животные.

На занятиях по изобразительному искусству дети могут освоить брусничный цвет как оттенок красного.

В старшей группе знания детей о бруснике опять пополняются. Они узнают, что брусника имеет особые приспособления для того, чтобы обитать в суровом климате. Например, поверхность ее листьев гладкая и блестящая, чтобы уменьшить испарение с поверхности листа. Ягоды брусники не просто вкусные, но и очень полезные. Лекарственными свойствами обладают и листья растения.

В качестве другого примера можно привести схему усложнения знаний о таком растении, как одуванчик.

В младшей группе дети учатся узнавать растение на картинках и в природе. Одуванчик обычно вызывает у детей сильные эмоции, и их первое побуждение — сорвать его. Нужно учить детей воздерживаться от этого: ведь сорвать цветок — значит погубить его!

В средней группе дети узнают, что одуванчик реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. Он — живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия.

В старшей группе дети узнают о назначении отдельных частей одуванчика — стебля, листьев, корней, цветков. Они могут наблюдать образование и распространение семян одуванчика.

Методы и приемы ознакомления дошкольников
с растениямИ

Дидактические игры

1. Кто быстрее?

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.
Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.
Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения).
Ход игры: Воспитатель раскладывает в групповой комнате карточки с изображением разных растений. Называет одно из имеющихся растений. Например, одуванчик. Дети собирают все карточки с изображением одуванчика. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.

2. Найди по описанию

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.
Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.

3. Горячо — холодно

Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.
Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.
Правило: нельзя переворачивать карточки.
Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.
Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика
и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.

4. Лото «Что где растет?»

Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.
Игровая задача: заполнить игровое поле.
Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.
Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.

5. Скорая помощь (экологическая игра на природе)

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.
Ход игры: дети обходят участок детского сада — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.

6. Юные художники

Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.
Игровая задача: нарисовать портрет растения.
Материал: любые изобразительные материалы.
Ход игры: Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.

7. Следопыты

Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.
Игровая задача: разгадать тайну природы.
Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.
Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена каких растений и откуда принес ветер?

Познавательные вопросы

Для активизации детской любознательности используется прием познавательных высказываний, которые отличаются краткостью и, как правило, начинаются со слов «А знаете ли вы, что...». Этот прием можно использовать как на занятиях, так и на прогулках и в свободном общении с детьми. Можно создать целую копилку интересных фактов. Замечательно, если к этой работе вы подключите своих воспитанников и их родителей.

Проблемные вопросы

Психологи считают, что побудительным стимулом мыслительной деятельности ребенка выступает познавательная задача, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и решается путем поиска ответа на возникающий вопрос. Воспитатель создает ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя имеющиеся знания и навыки. Каждое новое знание должно возбуждать интерес и вызывать новые вопросы. Воспитатель может использовать разные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы-предположения, вопросы этимологического характера, вопросы на классификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.

Возможные вопросы:

— Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног?
— Почему растения-хищники вынуждены охотиться?
— Как путешествуют растения, ведь у них нет ног?
— Как растения защищаются от врагов?
— Как растения защищаются от зимней стужи?
— Почему деревья боятся весенних заморозков, а зимой стойко выдерживают лютые морозы?
— Почему береза не боится весенних заморозков?
— Почему ветви у деревьев зимой хрупкие, а весной, летом, осенью гибкие?
— Почему облетают листья?
— Почему у ели ветки не ломаются под тяжестью снега, а другие деревья часто страдают от этого?
— Почему их так называют: мать-и-мачеха, иван-чай, подорожник, тысячелистник, росянка, пастушья сумка, лютик, пушица, черника, голубика, мокрица?
— Почему растения весной быстро растут?
— Почему нельзя сжигать старую траву?
— Растет ли дерево зимой?
— Что случится, если цветы перестанут пахнуть?
— Что случится, если не будет растений?
— Что случится, если на лугах не будет насекомых?
— Почему растения называют «детьми солнца»?
— Что должен сделать каждый, уходя из леса с места отдыха?
— Какие действия человека в лесу несут в себе опасность для лесных жителей?

Опыты и эксперименты

Наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка-дошкольника, стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности.

При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка (что, безусловно, очень важно), но и для живых объектов, т.е. опыты, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.

Возможные варианты опытов и наблюдений:

  • Заготовьте с осени семена различных растений (конского щавеля, рябины, семена луговых злаков), положите в кормушку, пронаблюдайте, какие птицы предпочитают какой корм.

  • Потрогайте весной ствол белоствольной березы и рябины, сравните, какой ствол теплее. Положите на солнце темную и белую бумагу: какая из них быстрее нагревается?

  • С осени соберите и засушите листья и плоды разных растений. Разложите по коробочкам или мешочкам. (Можно использовать пустые пластиковые баночки из-под витаминов с проделанными дырочками.) Попробуйте по запаху определить, что это за растение.

  • Понаблюдайте и определите, где больше всего растет цветов. Почему?

  • Понаблюдайте, на каких деревьях быстрее желтеют листья.

  • Понаблюдайте, на каких деревьях первыми появляются листочки.

  • Понаблюдайте, как растения «заботятся о своем потомстве». У каких растений семена имеют «крылышки», парашютики? Прогуляйтесь по лугу или опушке леса. Вернувшись домой, вы обнаружите, что к одежде пристали семена разных растений. Рассмотрите их через лупу. Какое приспособление помогло семенам зацепиться за одежду?

  • Наберите как можно больше семян разных видов и рассмотрите их. Как разнообразны их формы и размеры! Затем подбросьте отдельные семена в воздух на улице и проследите, сколько времени и как далеко пролетит каждое семечко, прежде чем упасть. Интересно, кто стал чемпионом?

  • Попробуйте собрать семена мать-и-мачехи и одуванчика и посадить их в группе. Семена этих растений обладают высокой всхожестью и могут порадовать своим цветением и зимой, и ранней весной, когда за окном еще лежит снег. Если вам удалось вырастить и мать-и-мачеху, и одуванчик, вы можете составить карты наблюдений и сравнить: чем похожи и чем отличаются эти растения? Такое наблюдение убедит детей, что растения отличаются не только внешне, но и своим развитием.

  • Попробуйте изготовить краску из растений и ягод. Какие получились цвета? Нарисуйте что-нибудь.

Пословицы и поговорки о растениях

  • Много леса — не руби, мало леса — береги, нет леса — посади.

  • Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

  • Один человек оставляет в лесу след, сотня — тропу, тысяча — пустыню.

Загадка

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Материал для чтения и рассказывания

БЕРЕЗА

Загадки о березе
  • Стоят столбы белы,
    На них шапки зелены.

  • На полянках девчонки
    В белых рубашонках.
    На плечах платочки зеленые,
    В ушах сережки посеребренные.

  • Летом девица, зимой молодица,
    Настанет весна, потечет слеза.

* * *

Кто не видел на березе черточки? Их называют чечевичками. Через эти чечевички-отдушины вовнутрь ствола проникает воздух, так дерево дышит. На зиму чечевички закрываются, и дерево почти не дышит.
В лесах, рощах, парках часто встречаются не только березы-одиночки, но и живописные семейки из 3—4 берез и более. Это дети одной матери, выросшие из поросли пня. Растут они быстро, так как получают питание от могучей корневой системы материнского растения.

И.Н. Балбышев

Не капризна наша лесная красавица, любит березка только свет и простор, растет даже на вечной мерзлоте. Не боится суровых морозов и коварных весенних заморозков. Начинает солнышко припекать весной, просыпаются от зимней спячки древесные соки. Вот когда появляется опасность погибнуть от заморозков, ведь водные растворы, которыми являются древесные соки, быстро замерзают и губят дерево. Пока растение спит, морозы не страшны. У березки есть свое приспособление, чтобы справиться с весенними заморозками, — белая кора. Не доверяет березка весеннему солнышку. Кора отражает солнечный свет, не дает быстро нагреваться внутренним слоям дерева, т.е. не дает быстро проснуться от зимней спячки и древесному соку.
Березовый сок вкусен и полезен. Его с удовольствием пьют не только люди, но разные лесные птицы и звери. Дятел пробивает острым клювом тонкую белую кору и лакомится соком: улетит дятел — слетятся к березе другие птицы. Любят сладкие березовые слезы и медведь, и глухарь, и муравьи, и бабочки лимонница и крапивница, и вся прочая лесная мошкара. Березовый сок издавна применяют в народной медицине при фурункулезе, ангине, трудно заживающих ранах, язвах. За этот целебный дар люди часто губят березку. При добыче березового сока дерево теряет питательные вещества и воду, и это сказывается на его общем состоянии. Деревья, от которых берут сок, растут медленнее, ветви у них короче и листья мельче. Семена деревьев, ослабленных подсочкой, имеют меньшую всхожесть. В конце концов регулярное взятие сока приводит к полному истощению и гибели березы. Поэтому при сборе сока надо соблюдать специальные правила. Как быть, если перед вами истекающее соком дерево: если рана свежая, нужно наложить пластырь или повязку из чистой тряпочки и влажной глины, а если процесс гниения начался и разрубленное место потемнело, его надо расчистить ножом до здоровой светлой древесины и тогда только наложить повязку.

С.Леонидов

 БРУСНИКА

* * *

Как соблазнительно выглядывают из-под снега вечнозеленые листочки брусники. Наклонишься к ним, а оттуда взглянет на тебя притаившаяся темно-рубиновая ягода. Она совсем еще свежая и сочная, как будто не зимовала под снегом, сама так в рот и просится: «Отведай-ка, какая я сладкая да вкусная!» Отведаешь — и за новой потянешься… от листочка к листочку, от кустика к кустику, будешь бродить по лесным проталинам — бруснику-ягодку искать.

Е.Двинин

ЗЕЛЕНЫЕ УШКИ

Из кочки на снежной опушке
Торчат любопытные ушки.
Не мышки и не лисички —
Зеленые листья бруснички.

Укрыла я снегом кочку,
Не видно теперь ни листочка.
Брусничка, спи под подушкой,
А то отморозишь ушко.

В.Линькова

ЕЛЬ

ДОЖДЬ В ЛЕСУ

Каждый грибник знает — в дождь лучше в лес не ходить. Мало того, что дождь мочит, так деревья еще помогают — стоит лишь задеть ветви, на тебя обрушиваются целые потоки. Но что делать, если все-таки дождь вас застал в лесу? Кинемся под первую попавшуюся березу. Нет, под березой от дождя не укроешься. Слишком прозрачная крона. Под сосну, что ли? Но под сосной еще хуже. Ага, вон стоит елка. Несмотря на дождь, под елкой сухо, как под крышей. Конечно, и под елкой промочило бы, если был сильный и затяжной ливень.

В.Тимофеев, А.Кончинц

ЕЛЬ-НЕЖЕНКА

Кто мог подумать, что ель — неженка? В молодости она боится заморозков и засухи. Боится ель и ветра. Если вдруг ее выставить на открытое место, она может быть повалена. Причин тут несколько. Во-первых, корни у нее расположены неглубоко, а во-вторых, густая крона сильно задерживает ветер. Вообразите себе мачту с парусом — это ель. Разница лишь в том, что парусник скользит по воде, а ель упирается.

В.Тимофеев, А.Кончинц

ЛЕСНАЯ СТОЛОВАЯ

Ко времени созревания еловых семян в лесу собирается много лесных обитателей. Белка — большая лакомка этих семян. Любят еловые семена и клесты. С шумом, с песнями, нарушая покой зимнего леса, налетают они на вершины елок с гирляндами шишек. Клесты используют шишку частично, так как в мороз у них мерзнут лапки и они не в состоянии вылущить холодную шишку до конца. Весной, когда снег растает, белки и мыши находят и доедают то, что не доели клесты. Любят посещать еловую столовую дятлы, синицы, глухари, рябчики, тетерева и куропатки.

И.Н. Балбышев

КИПРЕЙ (ИВАН-ЧАЙ)

Загадка

Вырос Ивашка:
Красная рубашка,
Зеленые ладошки,
Зеленые сапожки.
В гости приглашает,
Чаем угощает.

К.Манохина, Е.Войтенко

КРАПИВА

Загадки о крапиве
  • Не огонь, а жжется.

  • Не шмель, не пчела, а жалит.

  • Без костра обжигает.

  • Растет зеленый кустик.
    Дотронешься — укусит.

ТРАВА, КОТОРАЯ ОБЖИГАЕТ

Как только не ругают крапиву, которая виновата лишь в том, что умеет себя защитить! Обжигает, конечно, крапива. Неосторожно дотронешься до нее — долго потом рука будет «гореть». Обжигает крапива потому, что на ее стебле и листьях сидят жесткие волоски. Внутри волосков — едкая жидкость. Если прикоснуться к растению, иголочки вопьются в кожу, обломятся, и едкая жидкость выльется. Она-то и вызывает на коже жжение. Как же удивительно, что из крапивы, к которой страшно прикоснуться, можно варить очень вкусные и полезные супы!

А.А. Плешаков

 МАТЬ-И-МАЧЕХА

Загадки
  • И матушка родная, и мачеха злая
    Бок о бок живут — через стеночку.

  • На откосе, на лугу,
    Босиком на снегу,
    Первые цветочки —
    Желтые глазочки.

БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА

В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.
С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития — и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их — она вся покрыта густым войлочным опушением.

С.П. Мацюцкий

Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики — они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет.

И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская

МОРОШКА

Спелою морошкой поросли все кочки.
У морошки нашей розовые щечки,
У морошки нашей тоненькая ножка.
Вот она какая, барышня-морошка.

З.А. Александрова

— Царевна-морошка,
Подари лукошко.
— Поклонись с почтеньем,
Награжу вареньем,
Награжу ватрушкой,
Только будь послушной.

К.Манохина

ПОДОРОЖНИК

Загадки о подорожнике

  • Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.

  • Его бьют сапогами, его мнут колесом,
    Ему все нипочем.

  • У дороги вырос лекарь,
    Вдоль тропинки луговой;
    Он для нас с тобой аптекарь.
    Догадайся, кто такой?

СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ

Ты пошел в лес и — вот неприятность! — порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» — и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…
А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь!
Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.

А.А. Плешаков

ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» — так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.

В.Н. Андреева

 ОДУВАНЧИК

Загадки об одуванчике
  • Я шариком пушистым
    Белею в поле чистом.
    А дунет ветерок —
    Остался стебелек.

  • Над лугом парашютики
    Качаются на прутике.

* * *

Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.

С.П. Красиков

РОМАШКА

Загадки о ромашке

  • Белый лепесток, посередине — желток. Какой это цветок?

  • Шел я лугом, по тропинке,
    Видел солнце на травинке.
    Но совсем не горячи
    Солнца жгучие лучи.

  • Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.

На верхушке стебелька —
Солнышко и облака.
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.

Стоит в поле кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?

Упрятав мордашки в широких панамах,
Ромашки выходят гулять на полянах.
У каждой ромашки расшита рубашка
С зеленым листочком-платочком в кармашке.

С.П. Красиков

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ

Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом — вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.
Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.

И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская

СОСНА

Сосна — удивительное дерево. Растет она и на болотах, и на песках. Влаги потребляет немного, и самое главное — умеет ею пользоваться, т.е. испаряет экономно. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра, живет долго. Густая, длинная хвоя задерживает мириады снежинок. В снежной шубе веткам не холодно. Но иногда эта шуба приносит гибель соснам. Под тяжестью снега ствол дерева может сломаться, а иногда деревья выворачиваются с корнем.

И.Н. Балбышев

CОСНА-АПТЕКАРЬ

Хвоя сосны используется как источник витаминов. В годы войны солдат лечили настоем хвои. Используют этот настой и по сей день.

Л.И. Егоренков

Посади сосну —
Вместе встретите весну,
Вместе зиму зимовать,
Вместе лето обживать.

А как осень —
День рожденья
Вместе будете справлять.

Посади сосну.
Лучше не одну —
Вместе с кленом,
Елкой, вязом,
Посади их вместе
Разом.

М.Садовский

Знаете ли вы, что…

…не все водоросли являются растениями? Самые древние — сине-зеленые (те, которым Земля обязана появлением кислорода в атмосфере) — ближе к бактериям, чем к растениям. Они появились в океане за 2,5 млрд лет до появления наземных растений.

…не все водоросли живут в воде? Некоторые водоросли обитают в почве.

…самые долгоживущие растения — лишайники? Они очень медленно растут, но и являются рекордсменами долголетия.

…не все цветки растений хорошо пахнут? Есть растения (например, кирказон обыкновенный), которые опыляются мухами. Чтобы привлечь внимание этих специфических помощников, растение создало себе цветок с запахом и цветом тухлого мяса.

…много лет назад на Земле росли папоротники высотой до 30 м? Если лечь в зарослях папоротников лицом вверх, можно представить себе, как выглядела земля в каменноугольный период.

…среди растений есть хищники, которые питаются насекомыми? К ним, например, относятся росянка (обитает в средней полосе России), лиана пепентеса (обитательница тропических лесов Азии), венерина мухоловка (растет в Америке). Эти растения привлекают насекомых сладковатыми капельками клейкого сока на своих листьях или цветках. Насекомое приклеивается к листу, лист сворачивается, растение выделяет едкую жидкость, которая убивает и растворяет жертву. От нее остается лишь пустая шкурка. Растения-хищники обычно живут на болотах, где испытывают «голод» из-за недостатка минеральных солей. Вот и приходится им «промышлять животинкой».

…бананы и ананасы растут вовсе не на пальмах, а на многолетних травах? Банановая трава — высокая, до 15 м в высоту. А ананасовая — небольшая, не выше
60 см.

…дикие бананы невозможно есть из-за обилия косточек в плодах?

…съедобные бананы бывают не только желтого цвета, но и красного? Но нежная мякоть красных бананов не выносит транспортировки, поэтому мы их никогда не видели.

…самое быстрорастущее растение — бамбук? За сутки бамбук вырастает почти на 90 см и может проломить своими ростками асфальт. В старину в Японии существовала казнь бамбуком: приговоренного к смерти клали на побеги бамбука, который за несколько часов прорастал сквозь человека и убивал его.

 …бамбук цветет один раз в 50—100 лет? После цветения бамбуковые леса полностью погибают. Это настоящее бедствие для владельцев бамбуковых зарослей.

 …камышом обычно неправильно называют другое прибрежное растение — рогоз? Это рогоз имеет знаменитые черные «плюшевые» початки, которые так нравятся любителям. Но и камыш, и рогоз — родственники осоки.

 …бумагу делают из дерева? В первую очередь на ее изготовление идет еловая древесина. А предшественником бумаги был папирус.
Папирус получил свое название от названия растения, из которого его изготовляли. Родственника циперуса папируса можно часто увидеть среди комнатных растений.

 …опылителями растений могут быть не только ветер и насекомые, но и мелкие животные? Цветки баобаба, например, опыляют летучие мыши и лемуры.

 …цветки гигантов баобабов живут только одну ночь? Расцветают на закате и вянут на рассвете.

 …резину получают из сока дерева — гевеи бразильской? Этот сок называется каучук.

 …корень растения женьшень по форме напоминает человека? Название «жень-шень» происходит от китайского слова, которое в переводе обозначает «человек-корень».

 …одно дерево баньян может походить на целый лес? Старый баньян со своими корнями, спускающимися от веток к земле, может занимать площадь до 1 га.

Подготовлено редакцией с использованием «Энциклопедии для детей. Биология» (Изд-во «Аванта +»).

Лечебная педагогика

В гостях у Лесовичка

Занятие для детей от пяти лет с нарушениями зрения

Задачи

  • Общеразвивающие: закреплять у детей знания о растениях лесотундры; формировать представления о сходстве и различии разных видов деревьев; систематизировать знания о некоторых особенностях строения растений; развивать воображение и логическое мышление: развивать умение «входить» в образ растения (эмпатия).

  • Коррекционные: развивать зрительно-двигательную координацию; стимулировать и активизировать способность к опознанию предмета по контурному и силуэтному изображению; развивать зрительное и тактильное восприятие.

  • Речевые: активизировать в словаре детей такие слова, как «лиственные», «хвойные», «вечнозеленые», «спилы».

Материалы: панно с изображением деревьев — рябины, осины, березы, сосны, ели; шишки и веточки сосны, ели, кедра; спилы стволов ели, сосны, березы, осины; фланелеграф с картинками сосны, ели, березы, рябины и их плодами; кусочки шерстяных ниток длиной 25—30 см по количеству изображений деревьев; силуэтное, контурное и предметное изображение сосны, ели, березы, рябины для каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети приходят в зимний сад, где их встречает Старичок-лесовичок с корзиной. В корзине лежат шишки и веточки ели, сосны, кедра.

Лесовичок: Взгляните-ка, ребятки, что у меня в корзинке лежит?

Дети: Шишки.

Лесовичок: А почему они разные?

Дети: Они с разных деревьев. Шишки сосны, ели, кедра отличаются по форме и цвету.

Лесовичок: А еще как можно отличить эти деревья?

Дети: У них разные иголки.

Лесовичок: Верно. И шишки у них разные, и иголки. А еще эти деревья отличаются строением коры. Рассмотрите их спилы, обследуйте пальчиками.

Дети исследуют древесные спилы, делятся с Лесовичком своими наблюдениями.

Лесовичок: Все-то вы верно подмечаете. Может, скажете мне, почему сосну и ель хвойными деревьями называют?

Дети: У сосны и ели вместо листьев хвоинки.

Лесовичок: А какие лиственные деревья в нашей тайге растут?

Дети: Береза, осина.

Лесовичок: Чем же они отличаются от хвойных — от сосны, от ели?

Дети: Хвойные деревья — вечнозеленые. Они свои листья на зиму не сбрасывают. А лиственные осенью остаются без листвы, зимой стоят голыми, а весной на них снова распускаются листья.

Лесовичок: Раз вы так все хорошо знаете, можно с вами и поиграть немного. Игру «Чьи детки?» знаете?

Дети: Да! Давайте поиграем!

Игра «Чьи детки»

На фланелеграфе в ряд или в столбик выложены изображения деревьев.
Другой ряд или столбик составляют плоды деревьев. Последовательность плодов не соответствует последовательности деревьев. С помощью цветных шерстяных ниток нужно соединить дерево с соответствующим ему плодом.

Физминутка

(для снятия зрительного утомления)

Сон

В небе солнышко сияет (руки вверх, смотреть на них),
В речке рыбок веселит (руки вниз, смотреть на них).
Ветер листьями играет (движения рук из стороны в сторону, провожая взглядом),
А сова спокойно спит (глаза закрыть).
Ей приснился сладкий сон (глаза широко открыты — «вытаращены»).
Вот бы не кончался он.
(Глаза сильно зажмурить, палец поставить к носу, качать головой из стороны в сторону.
Глаза куда хотят, туда и смотрят. Пальцем задевать нос.)

Лесовичок: Наша сова увидела во сне деревья. Но явились они ей в виде теней. Сумеете ли вы отгадать, какие деревья приснились сове?

Игра «Узнай дерево по контуру»

На доске или на фланелеграфе — контурные изображения деревьев. Нужно узнать, что это за деревья. Дети с амблиопией и расходящимся косоглазием выполняют задание на горизонтальной плоскости; со сходящимся — на вертикальной.
По аналогии с этой игрой проводится игра «Узнай дерево по силуэту».
Лесовичок предлагает детям выбрать любое понравившееся им дерево.

Игра «Я — дерево»

Выбирается водящий. Ведущий (Лесовичок) задает ему вопросы, а остальные играющие должны догадаться, каким деревом он себя представляет.

— Что ты видишь?
— Что ты слышишь?
— Что ты чувствуешь?
— Какие у тебя листья?
— Ты сбрасываешь листья на зиму?
— Какой у тебя ствол?
— Ты высокое?
— Какие птицы живут в твоих ветвях?
— Навещают ли тебя какие-нибудь звери?
— Кто живет у твоих корней?
— Какие у тебя плоды?

Лесовичок: А теперь нарисуйте то дерево, в которое вы превращались.

В конце занятия дети вместе с Лесовичком рассматривают рисунки, обсуждают, дают характеристику деревьям: это дерево спокойное, а это — веселое, грустное и т.д. Все рисунки помещаются на выставку.

Лесовичок: Что ж! Потрудились вы на славу. А на прощание я вам загадки загадаю:

Зимой и летом
Одним цветом.

(Ель)

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.

(Береза)

Никто ее не пугает,
А она вся дрожит.

(Осина)

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год!

(Ель)

Лесовичок: Молодцы, ребята! Умеете вы загадки отгадывать.

До свидания! До новых встреч!

 

 

НИНЕЛЬ КОНОНЧЕНКО,
педагог-эколог детского сада «Ручеек»,
г. Ноябрьск Тюменской области

 

Рейтинг@Mail.ru