Почему зерно сеют в
землю?
Занятие для детей от пяти лет
Цели: закрепить и обогатить знания
детей о росте растений; организовать наблюдение
за прорастанием семян в разных условиях и почвах;
ввести в детский словарь новые слова — «гумус»,
«лаборант», «укоренение».
Предварительная работа: за неделю
до занятий дети под руководством педагога сеют
семена в емкости с разным грунтовым составом
(песок, опилки, обогащенная органическими
удобрениями земля) и ведут наблюдения за
прорастанием семян и развитием растений. Педагог
рассказывает детям о профессии лаборанта.
Материалы и оборудование: емкости
с проросшими семенами, пинцет, микроскоп,
альбомные листы, карандаши, фломастеры, краски,
мелки, фонограмма для создания музыкального фона
на занятии.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель в очках, белом халате и
шапочке — костюме Профессора
сельскохозяйственных наук вносит в групповую
комнату емкости с проросшим зерном.
Профессор: Коллеги! На прошлой
неделе мы с вами приступили к новым
экспериментам. В чем они состояли?
Дети: Мы посеяли семена в емкости с
землей, с песком и с опилками.
Профессор: Где мы с вами начали
свои опыты?
Дети: В опытной лаборатории.
Профессор: Я, Профессор, руководил
экспериментальной работой. А вы — мои лаборанты
— активно и старательно мне помогали. Чем обычно
занимаются лаборанты?
Дети: Проводят опыты в
лабораториях, следят за изменениями веществ во
время опытов и записывают их результаты.
Профессор: Что ж, понаблюдаем за
изменениями, которые произошли с нашими опытными
семенами. Лаборанты! Приготовьтесь к работе.
Дети надевают белые халаты.
Профессор: Итак, коллеги, взгляните
на наши емкости, куда мы с вами посеяли семена.
Что вы видите?
Дети: В горшочках выросли ростки.
Это семена проросли.
Профессор (внимательно
разглядывая ростки поверх очков): Но во всех
емкостях ростки взошли по-разному. Вы не
находите?
Дети: Да. Вот здесь много ростков,
густые всходы. И растения выглядят крепкими и
здоровыми. А здесь — редкие и слабые.
Профессор: Необходимо
проанализировать ситуацию. Эти ростки мы с вами
сеяли… Куда?
Дети: В землю.
Профессор: Вот именно! В землю!
Взгляните-ка в микроскоп. Что вы наблюдаете?
Дети по очереди смотрят в микроскопы.
Дети: Под микроскопом видны
кусочки перегнивших листьев, веточек и травы.
Профессор: Совершенно верно,
коллеги. Эти перегнившие вещества невероятно
полезны для растений. Называются они гумусом.
Именно гумус делает землю пригодной для роста
растений. Поэтому в емкости с землей ростки
зеленые и крепкие. Теперь посмотрим, что стало с
семенами, посеянными в песок.
Дети: В песке взошли бледные,
слабые ростки, с высохшими макушками.
Помощник воспитателя:
Ты скажи, мой росток,
Отчего ты занемог?
Ребенок:
Жизнь моя нелегка.
Я страдаю от песка.
Профессор: Давайте рассмотрим
песок в микроскоп.
Дети: Песок сыпучий, состоит из
маленьких песчинок; не удерживает влагу, быстро
сохнет. В песке нет остатков перегнивших листьев
и травы, нет гумуса, который так полезен для
растений.
Профессор: Так вот в чем причина
недомогания ростков! Что, по-вашему, тут можно
сделать?
Помощник воспитателя:
А мы возьмем росточек
И в землю поместим,
Питательной средою
Растенье укрепим.
Профессор: Что ж, посмотрим, что из
этого получится. Старший лаборант выберет себе
двух помощников и после совещания вместе с ними
пересадит растения из песка в землю.
А мы, коллеги, обратим свое внимание на третью
емкость. Тут мы с вами разместили опилки.
Взгляните на них в микроскоп. Что вы видите?
Дети: Опилки — это мелкие частицы
дерева. Они плохо впитывают воду, в них нет
перегноя-гумуса.
Профессор: Опишите внешний вид
ростков, выросших в опилках.
Дети: Ростки бледно-зеленые, хилые,
тонкие.
Помощник воспитателя:
Проклюнулся немного
Зелененький глазок.
Вытянулся тонко
Слабый стебелек.
Верхушка пожелтела,
Трудно в рост идти.
Ребенок:
Плохо мне в опилках —
Питанья не найти.
Профессор: К какому же выводу мы
придем с вами, коллеги? В какой грунт лучше всего
высевать семена?
Дети: В землю, богатую перегноем —
гумусом.
Помощник воспитателя (имитирует
посев семян):
Уж ты, семечко-зерно,
Ляжешь в борозду на дно!
Ты не бойся, золотое,
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли!
(Дети опускаются на корточки.)
Как весною в ранний час
Семена взошли у нас.
Вышли к солнышку из тьмы:
(Дети медленно встают — «вырастают»,
потягиваются.)
«Здравствуй, солнце, это мы!»
(Дети поднимают руки над головой, машут кистями
рук.)
Мал еще росток — ребенок:
(Дети опускают руки вниз.)
Только-только из пеленок.
(Дети наклоняют голову в разные стороны.)
Профессор: А сейчас, коллеги, нам
необходимо зафиксировать результаты наших
наблюдений.
Дети садятся за столы, рисуют емкости
с землей, с песком и с опилками и ростки, которые в
них выросли. Во время работы детей звучит тихая,
спокойная музыка. Готовые рисунки укрепляются на
доске или на стенде. Дети рассматривают рисунки
друг друга, объясняют, где какие ростки выросли и
почему.
Профессор:
Чтоб смог росточек распуститься,
В земле он должен поселиться.
А мы польем его водицей —
Пускай скорей укоренится.
Пусть солнышко его согреет,
Пусть урожай скорей поспеет!
С.БИРЮКОВА,
старший воспитатель прогимназии № 7,
г. Курганинск Краснодарского края
ПОСЕВНЫЕ ПРИГОВОРКИ
Дождик
Дождик песенку поет:
Кап, кап…
Только кто ее поймет —
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава…
Лучше всех поймет зерно:
Прорастать
Начнет
Оно!
(Борис Заходер)
Дождик, лей весь день,
Поливай ячмень!
Поливай овес,
Чтоб скорее пророс!
Поливай пшеницу,
Пусть уродится!
Дождик, дождик, поливай!
Принеси нам урожай!
(Из русского фольклора)
Зарыли Данилку
В сырую могилку.
А он полежал-полежал
Да на землю побежал.
(Из русского фольклора)
|