Ветер-невидимка
Занятие для детей от пяти лет
Цели: закрепить знания детей о
таком природном явлении, как ветер, о его
особенностях и значении для человека и
окружающего мира; учить детей самостоятельно
делать выводы и обобщения, устанавливать связи
между предметами и явлениями в процессе
экспериментальной работы, в дидактических играх
и в играх-ТРИЗ; пополнить словарный запас детей
такими словами, как «обжигающий», «свирепый»,
«пронизывающий», побуждать их активно
использовать слова, характеризующие ветер; учить
пользоваться при рисовании нетрадиционными
приемами, оправданными изобразительными
задачами.
Предварительная работа:
организовать наблюдение детей за ветром во время
прогулок; провести беседу о ветре; отмечать
природные изменения в календаре погоды; учить
детей определять направление ветра с помощью
султанчиков, флюгеров, флажков, вертушек;
познакомить детей с произведениями
изобразительного искусства и литературы, в
которых речь идет о ветре.
Оборудование и материалы: два
больших обруча, два «портрета» ветра, набор
карточек для дидактической игры «Польза — вред»;
соломки-трубочки для рисования воздухом, баночки
с гуашью разных цветов, стаканчики для воды,
восемь рамок-виньеток; таз с водой, клеенка,
кораблик с парусом, веера для детей.
Занятие проводится с подгруппой детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал под спокойную
музыку и садятся на ковер.
Воспитатель: Ребята, отгадайте
загадку:
Он бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обрывает —
Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг — и нет его нигде!
Что это?
Дети: Ветер!
Воспитатель: Почему ветер называют
Невидимкой?
Дети: Ветер нельзя увидеть глазами.
Его можно только почувствовать.
Воспитатель: Какой бывает ветер?
Дети: Ветер бывает сильный, слабый,
холодный, злой, колючий, нежный, освежающий,
северный, южный, теплый.
Воспитатель: Как можно узнать, дует
ли на улице ветер?
Дети: Нужно посмотреть в окно: если
веточки деревьев качаются, листочки шевелятся,
значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой
султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а
вертушки крутятся, значит, ветер дует. Можно
открыть форточку: сильный ветер заставит
занавески качаться, может сдуть бумажки со
стола…
Воспитатель: Давайте подойдем к
окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер.
Дети описывают свои наблюдения и
делают вывод, ветреная ли сегодня погода.
Воспитатель: А что умеет делать
ветер?
Дети: Гудеть в трубе, свистеть,
освежать, дуть, кружить листья, качать деревья,
поднимать волны на воде (и т.д.).
Воспитатель: Много разных дел
умеет делать ветер — и хороших, и плохих.
Вообще-то увидеть сам ветер невозможно. Вы об
этом уже сказали. Но в некоторые времена жил на
свете один Художник, у которого были волшебные
очки. В этих очках он мог разглядеть любого
невидимку. Однажды Художник решил нарисовать
ветер. И вот что у него получилось. (Воспитатель
показывает детям два «портрета» ветра.) Как вам
кажется, на каком портрете нарисован ветер,
делающий добрые дела, а на каком — ветер, от
которого одни несчастья?
Дети определяют, какой портрет
изображает «злого» ветра, а какой «доброго».
Объясняют, почему они так решили. Педагог кладет
перед собой два обруча и помещает в каждый один
из портретов ветра.
Воспитатель: Есть у меня
картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно
догадаться, о каком ветре идет речь — о добром
или о злом.
Игра «Ветер добрый, ветер злой»
Выбираются двое детей. Одному нужно
выбрать картинки с делами злого ветра, другому —
с делами доброго ветра. После выполнения задания
другие дети проверяют правильность отбора
картинок. Можно играть на скорость и повторить
игру 2—3 раза.
Воспитатель: У меня есть волшебная
палочка-превращалочка. Она может превратить вас
в кого угодно. Встаньте свободно.
Чики-чики-чикалочка,
Игра-превращалочка.
Вокруг себя повернитесь —
И в деревья превратитесь!
Дети «превращаются» в деревья.
Дети и воспитатель:
Наши ноги — это корни,
Наше туловище — ствол,
Наши руки — это ветви,
Наши пальцы — это листья!
Имитационная игра «Дерево»
Звучит музыка.
Воспитатель: Подул легкий ветерок —
зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят
пальчиками.) Усилился ветер — затрепетали,
закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.)
Совсем испортилась погода, сильный ветер
раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы,
клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками,
наклоняются из стороны в сторону.)
Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают
деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят
только пальцами и руками.)
Воспитатель (взмахивает
палочкой):
Пусть деревья станут ребятами!
Дети снова рассаживаются на ковре.
Воспитатель: Знаете ли вы, что
такое ветер?
Дети: Это движение воздуха.
Воспитатель: Можно ли создать
«искусственный» ветер?
Дети: Да. Для этого нужно заставить
воздух двигаться — помахать рукой, подуть друг
на друга, помахать веером, включить вентилятор.
Воспитатель раздает детям веера.
Воспитатель: Легкий ветерок
освежает нашу кожу. Попробуйте создать легкий
ветерок, чтобы освежить себя. Пусть ваша кожа
ощутит приятное дуновение. (Дети обмахиваются
веерами.) В некоторые времена богатые дамы
никогда не выходили из дома, не захватив с собой
веера. В присутственных местах, на балах, в
театрах обязательно обмахивались веерами.
Сегодня мы можем увидеть веер только в кино или в
театре.
Какие электроприборы в наше время заменили собой
веера?
Дети: Вентилятор, кондиционер.
Воспитатель: А теперь отправимся к
нашему маленькому морю. (Все подходят к столу,
на котором установлен таз с водой.)
Какое сейчас море?
Дети: Спокойное.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: На море нет волн, вода не
движется.
Воспитатель: Можно ли сделать так,
чтобы на море появились маленькие волны?
Дети: Надо подуть на воду.
Воспитатель предлагает детям подуть
на воду. Образуются «волны».
Воспитатель: Ветер заставляет воду
двигаться, гонит волны.
Воспитатель предлагает спустить на
воду легкий игрушечный кораблик с парусами.
Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте.
Воспитатель: Почему же наш
кораблик не плывет?
Дети: Потому что нет ветра.
Воспитатель: Что должно произойти,
чтобы кораблик поплыл?
Дети: Надо, чтобы подул ветер.
Дети дуют на воду. Кораблик начинает
двигаться.
Воспитатель: Парус — это ловушка
для ветра. Ветер надувает парус и заставляет
кораблик двигаться своей силой. Паруса человек
придумал давным-давно. Давайте вспомним
стихотворение А.Пушкина про кораблик.
Дети:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Воспитатель: Но ветер — не только
друг морехода. Что может случиться с корабликом,
если подует очень сильный ветер и на море
начнется шторм?
Дети: Ветер может перевернуть
кораблик, может погнать его к скалам, посадить на
мель.
Воспитатель: Это так. На парусных
кораблях плавали отважные люди, которые решались
рисковать своей жизнью. Сегодня плавание под
парусом превратилось в вид спорта. А по океану
плавают большие надежные корабли, которые
приводятся в движение не ветром, а мотором.
Внезапно слышится шум ветра.
Воспитатель: Что это? Видно, ветер
услышал, что мы о нем беседуем, и решил вмешаться
в разговор. Прислушайтесь. Какой характер у этого
ветра? Он сильный или слабый?
А если бы вам можно было на какое-то время
превратиться в ветер, каким ветром вы бы стали?
Представьте, что у вас, как у Художника из сказки,
появились волшебные очки и вы смогли рассмотреть
невидимое. Нарисуйте свой ветер.
Дети устраиваются на полу и рисуют
ветер, выдувая краску из трубочки. Затем
представляют своих персонажей, рассказывают об
их характерах.
Воспитатель подзывает детей к себе и предлагает
закрыть глаза. Когда дети открывают глаза, перед
ними оказывается сундучок.
Воспитатель: Кто же здесь был? Кто
мог оставить здесь этот сундучок?
Дети: Ветер, наверное.
Воспитатель: Да в нем что-то есть!
Это же свистульки! Наверное, ветер захотел, чтобы
вы не только рисовали с его помощью, но и
свистели. (Дарит детям свистульки и прощается с
ними.)
Жанна ИВАНОВА,
воспитатель детского сада № 55, г. Апатиты
Мурманской области
|