Знакомство с магнитом
Магнит — кусок железной руды,
обладающий свойством
притягивать железные или стальные предметы.
(С.И. Ожегов. «Словарь русского языка»)
Необычные, загадочные, почти сказочные
способности магнита вызывают у детей яркие
интеллектуальные эмоции: удивление по поводу
поведения магнита и металлических предметов,
интерес к происходящему, желание
поэкспериментировать, а потом и попытки понять,
что за этим стоит.
Свойства магнита позволяют педагогу придумать
множество самых разнообразных игр, позволяющих
создать проблемные ситуации. «Магнитные» игры и
эксперименты доступны даже трехлетним малышам. И
— что немаловажно при работе с детьми — они
совершенно безопасны.
Как можно играть с магнитом
Возьмем тонкую доску на ножках или
коробку из плотного картона, под которую можно
подсунуть руку с магнитом. Сверху на этот
импровизированный стол можно положить какую-то
железную мелочь — пружинки, заколки, гаечки,
которые будут «бегать» по доске в результате
воздействия магнита.
Можно одушевить гаечки: представить себе, что это
сказочные существа, у них есть имена, они
проживают в своем, «гаечном» городке. На доске
рисуют дорожки и домики. Гаечки живут в домиках и
бегают по дорожкам.
А можно из бумаги или из ткани сделать фигурки,
внутри которых спрятаны те же гаечки или другие
железные предметы (железки должны располагаться
внизу фигурки), — например, мышку и кошку. Тогда с
помощью двух магнитов можно управлять мышкой и
кошкой: мышка будет убегать от кошки.
Очень
нравится детям игра «Ловись, рыбка!». Ее тоже
можно сделать своими руками. На полу
расстилается синяя ткань: это озеро. В озере
«плавают» яркие, экзотические рыбки из картона
со скрепочкой во рту. «Папы» во время игры в семью
с удовольствием отправляются к «озеру» на
рыбалку. Удочка у них особая — с небольшим
магнитиком на леске. Этот магнитик и
обеспечивает рыболовам богатый улов.
И «первобытные охотники», живущие в пещере, после
утомительной охоты на мамонта тоже не прочь
наловить рыбки — тихо посидеть с удочкой у озера.
А если там еще и крокодил водится!..
Интересными и познавательными могут быть игры с
железными опилками. Самый простой способ
получить такие опилки — опилить железным
напильником гвоздь. Опилки высыпают на чистый
лист бумаги. Под действием правильного магнита
они будут складываться в красивые неожиданные
узоры.
Но позволять детям самостоятельно
манипулировать с опилками опасно. Можно взять
коробку с прозрачной пластиковой крышкой. На дно
коробки кладется рисунок. На рисунок высыпаются
опилки. Коробка плотно закрывается. (Крышку можно
закрепить скотчем.) Затем начинают водить
магнитом по дну коробки, и опилки начинают
складываться тем или иным образом.
Пусть на дне коробки нарисована смешная рожица. С
помощью магнита и опилок ее можно «украсить»
усами, бородой, волосами. Если на дне коробки
лежит рисунок, на котором нарисованы домики,
деревья, река, то с помощью опилок можно
изобразить ураган или пыльную бурю, которая все
засыпает пылью.
Дети очень любят эти игры. Попробуйте, убедитесь
сами!
Магнит и разные материалы
Занятиe с детьми от 4 лет
Цели:
— помочь детям получить отчетливые
представления о предметах ближайшего окружения;
— учить обследовать предмет и
экспериментировать с предметом, выделяя
выраженные качества и свойства;
— развивать способность детей к простейшему
сенсорному анализу.
Оборудование и материалы: набор
магнитов разной величины и силы; разнообразные
мелкие металлические предметы; театральные
куклы; горох и металлические гаечки; игра
«Магнитная мозаика»; игра «Поймай рыбку».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети сидят вокруг стола. Появляется
Карлсон (большая тряпичная кукла).
Карлсон (тихо): Ой-ой-ой, что
же делать? Ой-ой-ой!
Воспитатель: Что с тобой, Карлсон?
Что ты там приговариваешь?
Карлсон (шепотом): Тише, тише, не
шумите. Я боюсь. Ой-ой-ой!
Воспитатель: Что случилось?
Карлсон: Ко мне какая-то железяка
прицепилась. Живая! Я ее отцепляю, а она опять
прицепляется. Из-за нее у меня моторчик не
работает. Я ее боюсь.
Воспитатель: Покажи-ка нам эту
железяку!
Карлсон: Не покажу, вы тоже
испугаетесь.
Воспитатель: Мы, Карлсон, ничего не
боимся, мы храбрые. О, это не простая железяка. Это
самый настоящий магнит! Дай-ка я помогу тебе от
него избавиться.
Педагог отрывает магнит от
пропеллера Карлсона.
Карлсон: Ура, летаю! Ж-ж-ж! А вы его
не боитесь, этого гимнита?
Воспитатель: Дети, подскажите
Карлсону, как правильно называется его враг —
железяка, которая так его напугала.
Дети: Магнит.
Воспитатель: Магнит совсем не
страшный. Просто он притягивает, примагничивает (Трудное
слово! Повторим его еще раз все вместе:
«Примагничивает») разные железки. А моторчик у
Карлсона — из железа. Вот он и прилип к магниту.
Давайте поиграем с магнитом.
Педагог раздает детям магниты,
выставляет на столе разные металлические
предметы. Дети проверяют воздействие магнита на
предметы. Руку с магнитом можно держать как над
столом — непосредственно над предметами, так и
под столом — прижимая к крышке стола.
Воспитатель: А сейчас я расскажу
вам сказку. (Достает три настольные театральные
куклы.)
«Жила-была
злая и сердитая мачеха. Была у нее падчерица
Машенька. Мачеха Машеньку не любила,
ругала-бранила, тяжело работать заставляла.
Однажды пришел к ним Иван-царевич и говорит:
«Приходите ко мне во дворец на бал!»
Мачеха обрадовалась, стала вертеться перед
зеркалом: «Ах, я пойду на бал, я пойду на бал!»
Машенька тихонечко говорит: «Я тоже хочу на бал».
— Куда? — закричала злая мачеха. — Ты еще все
дела не переделала! Печку истопи, дров наруби,
воды наноси, каши навари, пол подмети, тогда и
пойдешь.
— Да я уже все сделала.
— Ах так! Так вот тебе еще дело.
Схватила мачеха чашку с горохом и банку с
железными гаечками и смешала все вместе.
— Вот разберешь все по отдельности, тогда и
пойдешь.
Сказала, села в карету и укатила на бал.
Заплакала Машенька: да тут целую неделю работать
придется, чтобы все гаечки из гороха выбрать!»
Как же Машеньке помочь можно? Как выбрать
железные гаечки из чашки с горохом?
Дети предлагают воспользоваться
магнитом: он притянет все железные гаечки, а
горох останется. Показывают, как это надо
сделать.
Воспитатель: Ай да молодцы! Помогли
бедной падчерице с трудной работой справиться!
Машенька радуется и себе не верит: «Неужели я
тоже смогу пойти на бал!»
Давайте и мы потанцуем, будто на бал попали.
Дети и педагог танцуют.
Воспитатель: Поплясали,
повеселились — домой пора. Отправились мы домой,
идем по дороге, глядь — озеро. А в озере рыбки
плавают. Давайте рыбку ловить. Скажем все вместе:
«Ловись рыбка и мала, и велика!»
Несколько
«рыболовов» вытягивают рыбок. Их пересчитывают и
раскладывают на столе так, чтобы всем было видно.
Воспитатель: Рассмотрите
внимательно удочки и рыбок. Кто догадается,
почему к удочке рыбка прицепляется?
Дети: На кончике лески привязан
магнит, а к рыбке прикреплена маленькая
железочка.
Воспитатель: Что же мы с вами
сегодня узнали?
Дети: Мы узнали, что магнит
притягивает, примагничивает разные
металлические предметы. А еще помогли Карлсону и
Машеньке.
Воспитатель: Ну как, Карлсон, ты
больше не боишься магнита?
Карлсон: Ну, конечно, не боюсь.
Магнит — это очень интересно. Он к себе что-то
притягивает. Мой моторчик и… и… Забыл, что еще.
Чтобы напомнить Карлсону свойства
магнита, на магнитной доске или на фланелеграфе
выкладываются карточки-символы. В центре доски —
изображение магнита, а вокруг — Карлсон с
металлическим моторчиком на спине,
металлические гаечки среди горошин, рыбок с
металлическими скобочками.
Карлсон благодарит детей за интересное занятие и
уходит.
Занятие для детей от пяти лет
Цели:
— познакомить детей со способностью
магнита притягивать некоторые предметы;
— учить детей ставить опыты и составлять
предметно-схематическую модель;
— расширять представления детей о предметах и
явлениях природы и рукотворного мира, выявлять
их взаимосвязи и взаимозависимости;
— учить различать широко распространенные в
быту материалы на основе существенных признаков
и рассказывать об этом.
Оборудование и материалы: столики
с разными материалами — предметами из дерева,
стекла, резины, пластмассы, железа; некоторые
пищевые продукты под салфеткой; белые халаты и
магниты для каждого ребенка; декорация озера с
«магнитными рыбками», удочки с магнитами,
ведерко.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Пространство для занятия разделено
на три части. В одной части — декорация
лесного озера. В другой — вешалка с халатами и
столики с разными материалами. В третьей части
расположена доска с изображением схем (схемы
скрыты от детей) и стульчики. Дети входят,
садятся.
В «лесу» появляются Медведь и Лиса, ведут между
собой разговор.
Лиса: Миша, смотри, солнышко светит,
тепло становится. Скоро лето наступит. А ты что-то
задумался. Что с тобой?
Медведь: Малину я люблю, Лисонька.
Сама говоришь, скоро лето наступит, малина
поспеет. Да уж очень она мелкая! А лапы-то у меня
грома-а-адные, никак эту мелочь не ухватят. Вот я и
думаю, что же мне делать? Слышал я, что есть такая
штука — магнит называется. Все-все к себе
притягивает. Приставлю я ее к кусту малины, и все
ягодки к этому магниту притянутся. Вот тогда я
наемся!
Лиса: Вот это да! И я такую штуку
хочу! Как она называется? Гимнит?
Медведь: Магнит, магнит.
Лиса: Я бы с этим магнитом к речке
отправилась, опустила бы в воду и всю рыбку к нему
притянула. Вкуснота!.. Да нет, Медведь, не бывает
такого предмета, чтобы все-все к себе притягивал.
Сказки это!
Медведь: Смотри-ка, Лиса, мы на
опушку вышли. Вон детский сад виден, а вон и
ребята сидят. Может, они нам помогут? Расскажут,
правда ли магнитом что угодно к себе притянуть
можно? Ау, ребята, вы слышите? Помогите!
Лиса: Медведь-Медведь! Боюсь я
здесь оставаться. Как бы собаки не набежали.
Пойдем-ка скорей обратно в лес. (Уходят.)
Воспитатель: Ну как, ребята,
поможем Медведю? Узнаем, правда ли это, что магнит
все к себе притягивает? Еще говорят —
примагничивает. Это трудное слово, давайте
повторим его еще раз вместе: «Примагничивает».
Здесь на столиках — предметы из разных
материалов. Сейчас мы проведем опыты и попробуем
узнать, проверить, исследовать, что притягивает
магнит. Но вначале вспомним, каковы свойства
разных материалов.
Дети вместе с педагогом быстро просматривают
уже знакомую схему «Свойства материалов». На ней
специальными значками обозначены цвет,
твердость, вес, хрупкость материалов, их
способность издавать звуки и т.д. Дети быстро
перечисляют знакомые свойства материалов и
приводят примеры.
Затем все надевают халаты и достают из кармашков
магниты.
Воспитатель: Что мы видим на этом
столике?
Дети: Здесь стоят пирамидка,
кубики, палочки.
Воспитатель: Из чего сделаны эти
предметы?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Как вы об этом
догадались? Объясните.
Дети: Эти предметы твердые. Они
светлого, желтоватого цвета — цвета некрашеного
дерева. Если по ним постучать, они будут издавать
«деревянный» звук — тук-тук-тук.
Воспитатель: Проверим: притягивает
ли магнит деревянные предметы? (Манипулирует с
магнитом.)
Дети: Не притягивает.
Дети вместе с педагогом переходят к
столику с предметами из резины и проверяют,
действует ли на них магнит; делают заключение.
Затем подобные действия повторяются у столика с
предметами из стекла, пластмассы, бумаги,
металла.
Воспитатель: Мы с вами чуть не
забыли про самое главное: нужно проверить, не
притягивает ли магнит малину. Специально для
Медведя. Вот только малины-то у нас нет. Почему?
Дети: Малина еще не поспела. Она
летом созревает.
Воспитатель: Но зато у нас есть
малиновое варенье. Какие еще продукты есть на
этом столе? (Ответы детей.)
Дети проверяют, притягивает ли
магнит варенье и другие продукты. Затем снимают
халаты и садятся на стульчики.
Воспитатель: Что ж! Как ни жаль,
придется сообщить Медведю и Лисе: магнит малину
не притягивает. И рыбу тоже. Только писать-то мы
еще не научились. Давайте-ка для них схему
нарисуем, из которой будет ясно, что магнит
притягивает, а что нет.
Педагог вывешивает на доске плакат с
изображением предметов, символизирующих разные
материалы. В середине схемы — магнит. Дети
находят значок, изображающий металлические
предметы, и соединяют его с магнитом
взаимообратной стрелочкой. Схему сворачивают в
трубочку и отправляют в «лес».
Воспитатель: Ох, грустно Медведю
будет такое сообщение получить. Не поесть ему
малины всласть... А может, мы ему вместе с письмом
малиновое варенье в лес отправим? Вот у меня ящик
для посылки. Только Лиса варенье не любит.
Вспомните-ка, чего лисе хотелось? А вон в озере и
рыбка плавает. Женя, Сережа, наловите рыбки для
Лисы!
Пока наши рыболовы рыбку удят, нам нужно написать
на посылке адрес: иначе она не дойдет. Куда мы
отправляем посылку?
Дети: В лес.
Воспитатель: Найдите нужную
карточку в нашем наборе «Почта». Кому адресована
посылка?
Дети: Медведю и лисе.
Воспитатель: От кого?
Дети: От нас — от ребят из детского
сада.
Дети выбирают карточки с нужными
символами и вставляют в прозрачные кармашки на
коробке.
Воспитатель: Посылка готова. Илюша,
позвони, пожалуйста, по телефону, вызови
почтальона.
Появляется почтальон Печкин.
Печкин: Здравствуйте, я почтальон
Печкин.
Воспитатель: Печкин, проверь,
пожалуйста, правильно ли мы посылку оформили?
Дойдет она до адресата?
Печкин («читает» адрес на
посылке): Все правильно. Доставим, куда следует.
(Уходит.)
Воспитатель: Ну, мы свое дело
сделали. Пожалуй, и отдохнуть пора.
Проводится подвижная игра «Магнит
и шарики»*.
Раздается стук в дверь. Это снова почтальон.
Печкин:
Вам посылочка.
Дети вместе с педагогом по
карточкам-символам разбирают обратный адрес на
посылке.
Воспитатель: От кого же пришла нам
посылка?
Дети: От Медведя и от Лисы.
Воспитатель: Откуда?
Дети: Из леса.
Воспитатель: Кому?
Дети: Нам, ребятам из детского сада.
В посылке — корзинка с печеньем в
виде грибочков. Педагог предлагает детям
отведать угощение.
Воспитатель: А теперь я
превращаюсь в магнит, а вы — крибле-крабле-бумс —
в железные шарики. Я вас примагничиваю —
притягиваю к себе — и увожу за собой.
Людмила НАЗВАНОВА,
педагог детского сада № 66,
Саранск, Мордовия
*Игра «Магнит и шарики» была
опубликована в «Дошкольном образовании» № 1 за
2002 г.
|