Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2003

РАБОЧИЙ СТОЛ

Знакомство с магнитом

Магнит — кусок железной руды, обладающий свойством
притягивать железные или стальные предметы.

(С.И. Ожегов. «Словарь русского языка»)

Необычные, загадочные, почти сказочные способности магнита вызывают у детей яркие интеллектуальные эмоции: удивление по поводу поведения магнита и металлических предметов, интерес к происходящему, желание поэкспериментировать, а потом и попытки понять, что за этим стоит.
Свойства магнита позволяют педагогу придумать множество самых разнообразных игр, позволяющих создать проблемные ситуации. «Магнитные» игры и эксперименты доступны даже трехлетним малышам. И — что немаловажно при работе с детьми — они совершенно безопасны.

Как можно играть с магнитом

Возьмем тонкую доску на ножках или коробку из плотного картона, под которую можно подсунуть руку с магнитом. Сверху на этот импровизированный стол можно положить какую-то железную мелочь — пружинки, заколки, гаечки, которые будут «бегать» по доске в результате воздействия магнита.
Можно одушевить гаечки: представить себе, что это сказочные существа, у них есть имена, они проживают в своем, «гаечном» городке. На доске рисуют дорожки и домики. Гаечки живут в домиках и бегают по дорожкам.
А можно из бумаги или из ткани сделать фигурки, внутри которых спрятаны те же гаечки или другие железные предметы (железки должны располагаться внизу фигурки), — например, мышку и кошку. Тогда с помощью двух магнитов можно управлять мышкой и кошкой: мышка будет убегать от кошки.
Очень нравится детям игра «Ловись, рыбка!». Ее тоже можно сделать своими руками. На полу расстилается синяя ткань: это озеро. В озере «плавают» яркие, экзотические рыбки из картона со скрепочкой во рту. «Папы» во время игры в семью с удовольствием отправляются к «озеру» на рыбалку. Удочка у них особая — с небольшим магнитиком на леске. Этот магнитик и обеспечивает рыболовам богатый улов.
И «первобытные охотники», живущие в пещере, после утомительной охоты на мамонта тоже не прочь наловить рыбки — тихо посидеть с удочкой у озера. А если там еще и крокодил водится!..
Интересными и познавательными могут быть игры с железными опилками. Самый простой способ получить такие опилки — опилить железным напильником гвоздь. Опилки высыпают на чистый лист бумаги. Под действием правильного магнита они будут складываться в красивые неожиданные узоры.
Но позволять детям самостоятельно манипулировать с опилками опасно. Можно взять коробку с прозрачной пластиковой крышкой. На дно коробки кладется рисунок. На рисунок высыпаются опилки. Коробка плотно закрывается. (Крышку можно закрепить скотчем.) Затем начинают водить магнитом по дну коробки, и опилки начинают складываться тем или иным образом.
Пусть на дне коробки нарисована смешная рожица. С помощью магнита и опилок ее можно «украсить» усами, бородой, волосами. Если на дне коробки лежит рисунок, на котором нарисованы домики, деревья, река, то с помощью опилок можно изобразить ураган или пыльную бурю, которая все засыпает пылью.
Дети очень любят эти игры. Попробуйте, убедитесь сами!

Магнит и разные материалы

Занятиe с детьми от 4 лет

Цели:

— помочь детям получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения;
— учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;
— развивать способность детей к простейшему сенсорному анализу.

Оборудование и материалы: набор магнитов разной величины и силы; разнообразные мелкие металлические предметы; театральные куклы; горох и металлические гаечки; игра «Магнитная мозаика»; игра «Поймай рыбку».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят вокруг стола. Появляется Карлсон (большая тряпичная кукла).

Карлсон (тихо): Ой-ой-ой, что же делать? Ой-ой-ой!

Воспитатель: Что с тобой, Карлсон? Что ты там приговариваешь?

Карлсон (шепотом): Тише, тише, не шумите. Я боюсь. Ой-ой-ой!

Воспитатель: Что случилось?

Карлсон: Ко мне какая-то железяка прицепилась. Живая! Я ее отцепляю, а она опять прицепляется. Из-за нее у меня моторчик не работает. Я ее боюсь.

Воспитатель: Покажи-ка нам эту железяку!

Карлсон: Не покажу, вы тоже испугаетесь.

Воспитатель: Мы, Карлсон, ничего не боимся, мы храбрые. О, это не простая железяка. Это самый настоящий магнит! Дай-ка я помогу тебе от него избавиться.

Педагог отрывает магнит от пропеллера Карлсона.

Карлсон: Ура, летаю! Ж-ж-ж! А вы его не боитесь, этого гимнита?

Воспитатель: Дети, подскажите Карлсону, как правильно называется его враг — железяка, которая так его напугала.

Дети: Магнит.

Воспитатель: Магнит совсем не страшный. Просто он притягивает, примагничивает (Трудное слово! Повторим его еще раз все вместе: «Примагничивает») разные железки. А моторчик у Карлсона — из железа. Вот он и прилип к магниту. Давайте поиграем с магнитом.

Педагог раздает детям магниты, выставляет на столе разные металлические предметы. Дети проверяют воздействие магнита на предметы. Руку с магнитом можно держать как над столом — непосредственно над предметами, так и под столом — прижимая к крышке стола.

Воспитатель: А сейчас я расскажу вам сказку. (Достает три настольные театральные куклы.)

«Жила-была злая и сердитая мачеха. Была у нее падчерица Машенька. Мачеха Машеньку не любила, ругала-бранила, тяжело работать заставляла. Однажды пришел к ним Иван-царевич и говорит: «Приходите ко мне во дворец на бал!»
Мачеха обрадовалась, стала вертеться перед зеркалом: «Ах, я пойду на бал, я пойду на бал!» Машенька тихонечко говорит: «Я тоже хочу на бал».
— Куда? — закричала злая мачеха. — Ты еще все дела не переделала! Печку истопи, дров наруби, воды наноси, каши навари, пол подмети, тогда и пойдешь.
— Да я уже все сделала.
— Ах так! Так вот тебе еще дело.
Схватила мачеха чашку с горохом и банку с железными гаечками и смешала все вместе.
— Вот разберешь все по отдельности, тогда и пойдешь.
Сказала, села в карету и укатила на бал.
Заплакала Машенька: да тут целую неделю работать придется, чтобы все гаечки из гороха выбрать!»
Как же Машеньке помочь можно? Как выбрать железные гаечки из чашки с горохом?

Дети предлагают воспользоваться магнитом: он притянет все железные гаечки, а горох останется. Показывают, как это надо сделать.

Воспитатель: Ай да молодцы! Помогли бедной падчерице с трудной работой справиться! Машенька радуется и себе не верит: «Неужели я тоже смогу пойти на бал!»
Давайте и мы потанцуем, будто на бал попали.

Дети и педагог танцуют.

Воспитатель: Поплясали, повеселились — домой пора. Отправились мы домой, идем по дороге, глядь — озеро. А в озере рыбки плавают. Давайте рыбку ловить. Скажем все вместе: «Ловись рыбка и мала, и велика!»

Несколько «рыболовов» вытягивают рыбок. Их пересчитывают и раскладывают на столе так, чтобы всем было видно.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно удочки и рыбок. Кто догадается, почему к удочке рыбка прицепляется?

Дети: На кончике лески привязан магнит, а к рыбке прикреплена маленькая железочка.

Воспитатель: Что же мы с вами сегодня узнали?

Дети: Мы узнали, что магнит притягивает, примагничивает разные металлические предметы. А еще помогли Карлсону и Машеньке.

Воспитатель: Ну как, Карлсон, ты больше не боишься магнита?

Карлсон: Ну, конечно, не боюсь. Магнит — это очень интересно. Он к себе что-то притягивает. Мой моторчик и… и… Забыл, что еще.

Чтобы напомнить Карлсону свойства магнита, на магнитной доске или на фланелеграфе выкладываются карточки-символы. В центре доски — изображение магнита, а вокруг — Карлсон с металлическим моторчиком на спине, металлические гаечки среди горошин, рыбок с металлическими скобочками.
Карлсон благодарит детей за интересное занятие и уходит.

Занятие для детей от пяти лет

Цели:

— познакомить детей со способностью магнита притягивать некоторые предметы;
— учить детей ставить опыты и составлять предметно-схематическую модель;
— расширять представления детей о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявлять их взаимосвязи и взаимозависимости;
— учить различать широко распространенные в быту материалы на основе существенных признаков и рассказывать об этом.

Оборудование и материалы: столики с разными материалами — предметами из дерева, стекла, резины, пластмассы, железа; некоторые пищевые продукты под салфеткой; белые халаты и магниты для каждого ребенка; декорация озера с «магнитными рыбками», удочки с магнитами, ведерко.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Пространство для занятия разделено на три части. В одной части декорация лесного озера. В другой — вешалка с халатами и столики с разными материалами. В третьей части расположена доска с изображением схем (схемы скрыты от детей) и стульчики. Дети входят, садятся.
В «лесу» появляются Медведь и Лиса, ведут между собой разговор.

Лиса: Миша, смотри, солнышко светит, тепло становится. Скоро лето наступит. А ты что-то задумался. Что с тобой?

Медведь: Малину я люблю, Лисонька. Сама говоришь, скоро лето наступит, малина поспеет. Да уж очень она мелкая! А лапы-то у меня грома-а-адные, никак эту мелочь не ухватят. Вот я и думаю, что же мне делать? Слышал я, что есть такая штука — магнит называется. Все-все к себе притягивает. Приставлю я ее к кусту малины, и все ягодки к этому магниту притянутся. Вот тогда я наемся!

Лиса: Вот это да! И я такую штуку хочу! Как она называется? Гимнит?

Медведь: Магнит, магнит.

Лиса: Я бы с этим магнитом к речке отправилась, опустила бы в воду и всю рыбку к нему притянула. Вкуснота!.. Да нет, Медведь, не бывает такого предмета, чтобы все-все к себе притягивал. Сказки это!

Медведь: Смотри-ка, Лиса, мы на опушку вышли. Вон детский сад виден, а вон и ребята сидят. Может, они нам помогут? Расскажут, правда ли магнитом что угодно к себе притянуть можно? Ау, ребята, вы слышите? Помогите!

Лиса: Медведь-Медведь! Боюсь я здесь оставаться. Как бы собаки не набежали. Пойдем-ка скорей обратно в лес. (Уходят.)

Воспитатель: Ну как, ребята, поможем Медведю? Узнаем, правда ли это, что магнит все к себе притягивает? Еще говорят — примагничивает. Это трудное слово, давайте повторим его еще раз вместе: «Примагничивает».

Здесь на столиках — предметы из разных материалов. Сейчас мы проведем опыты и попробуем узнать, проверить, исследовать, что притягивает магнит. Но вначале вспомним, каковы свойства разных материалов.
Дети вместе с педагогом быстро просматривают уже знакомую схему «Свойства материалов». На ней специальными значками обозначены цвет, твердость, вес, хрупкость материалов, их способность издавать звуки и т.д. Дети быстро перечисляют знакомые свойства материалов и приводят примеры.
Затем все надевают халаты и достают из кармашков магниты.

Воспитатель: Что мы видим на этом столике?

Дети: Здесь стоят пирамидка, кубики, палочки.

Воспитатель: Из чего сделаны эти предметы?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Как вы об этом догадались? Объясните.

Дети: Эти предметы твердые. Они светлого, желтоватого цвета — цвета некрашеного дерева. Если по ним постучать, они будут издавать «деревянный» звук — тук-тук-тук.

Воспитатель: Проверим: притягивает ли магнит деревянные предметы? (Манипулирует с магнитом.)

Дети: Не притягивает.

Дети вместе с педагогом переходят к столику с предметами из резины и проверяют, действует ли на них магнит; делают заключение. Затем подобные действия повторяются у столика с предметами из стекла, пластмассы, бумаги, металла.

Воспитатель: Мы с вами чуть не забыли про самое главное: нужно проверить, не притягивает ли магнит малину. Специально для Медведя. Вот только малины-то у нас нет. Почему?

Дети: Малина еще не поспела. Она летом созревает.

Воспитатель: Но зато у нас есть малиновое варенье. Какие еще продукты есть на этом столе? (Ответы детей.)

Дети проверяют, притягивает ли магнит варенье и другие продукты. Затем снимают халаты и садятся на стульчики.

Воспитатель: Что ж! Как ни жаль, придется сообщить Медведю и Лисе: магнит малину не притягивает. И рыбу тоже. Только писать-то мы еще не научились. Давайте-ка для них схему нарисуем, из которой будет ясно, что магнит притягивает, а что нет.

Педагог вывешивает на доске плакат с изображением предметов, символизирующих разные материалы. В середине схемы — магнит. Дети находят значок, изображающий металлические предметы, и соединяют его с магнитом взаимообратной стрелочкой. Схему сворачивают в трубочку и отправляют в «лес».

Воспитатель: Ох, грустно Медведю будет такое сообщение получить. Не поесть ему малины всласть... А может, мы ему вместе с письмом малиновое варенье в лес отправим? Вот у меня ящик для посылки. Только Лиса варенье не любит. Вспомните-ка, чего лисе хотелось? А вон в озере и рыбка плавает. Женя, Сережа, наловите рыбки для Лисы!
Пока наши рыболовы рыбку удят, нам нужно написать на посылке адрес: иначе она не дойдет. Куда мы отправляем посылку?

Дети: В лес.

Воспитатель: Найдите нужную карточку в нашем наборе «Почта». Кому адресована посылка?

Дети: Медведю и лисе.

Воспитатель: От кого?

Дети: От нас — от ребят из детского сада.

Дети выбирают карточки с нужными символами и вставляют в прозрачные кармашки на коробке.

Воспитатель: Посылка готова. Илюша, позвони, пожалуйста, по телефону, вызови почтальона.

Появляется почтальон Печкин.

Печкин: Здравствуйте, я почтальон Печкин.

Воспитатель: Печкин, проверь, пожалуйста, правильно ли мы посылку оформили? Дойдет она до адресата?

Печкин («читает» адрес на посылке): Все правильно. Доставим, куда следует. (Уходит.)

Воспитатель: Ну, мы свое дело сделали. Пожалуй, и отдохнуть пора.

Проводится подвижная игра «Магнит и шарики»*.
Раздается стук в дверь. Это снова почтальон.

Печкин: Вам посылочка.

Дети вместе с педагогом по карточкам-символам разбирают обратный адрес на посылке.

Воспитатель: От кого же пришла нам посылка?

Дети: От Медведя и от Лисы.

Воспитатель: Откуда?

Дети: Из леса.

Воспитатель: Кому?

Дети: Нам, ребятам из детского сада.

В посылке — корзинка с печеньем в виде грибочков. Педагог предлагает детям отведать угощение.

Воспитатель: А теперь я превращаюсь в магнит, а вы — крибле-крабле-бумс — в железные шарики. Я вас примагничиваю — притягиваю к себе — и увожу за собой.

Людмила НАЗВАНОВА,
педагог детского сада № 66,
Саранск, Мордовия


*Игра «Магнит и шарики» была опубликована в «Дошкольном образовании» № 1 за 2002 г.

 

Рейтинг@Mail.ru