Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2003

РАБОЧИЙ СТОЛ

Некоторые замечания по организации занятий из цикла «Знакомство с животным»

1. При проведении цикла занятий «Знакомство с животными» полезно сравнивать одного животного с другим. При сравнении можно использовать «шутливые» вопросы, например: «Что общего между колючками ежа и панцирем черепахи?». При знакомстве с черепахой можно попросить детей сравнить ее с улиткой: что между ними общего? Черепаха, как и улитка, носит на себе свой «домик». И так же, как у улитки, он выполняет защитную и опорную функции. Однако, в отличие от улитки, для которой раковина является единственной опорой, у черепахи и внутри есть кости. Она — позвоночное животное. Можно попросить детей ответить на такой вопрос: «Медлительных людей часто сравнивают с улиткой или с черепахой: «Ползет как улитка» или «Ползает как черепаха». Одинаково ли ползают эти животные?» Можно предложить детям сравнить сухопутную и болотную черепах. У водных черепах, в отличие от сухопутных, на лапах перепонки и питаются они по-другому: эти черепахи — хищники.

2. Подобно представлениям о «рогах» улитки, существует множество мифов, связанных с животными — обитателями живых уголков. Можно объяснить детям, что они не имеют под собой никаких естественно-научных оснований. Так, часто полагают, будто бы еж в заботах о потомстве накалывает что-то на иглы — в частности, яблоки и грибы — и тащит в нору. Во-первых, ежи — хищники, кормятся охотой и не едят грибы. Во-вторых, они не делают никаких запасов на зиму, так как в холодное время года впадают в спячку. В-третьих, если кто когда и видел ежа с чем-то на колючках — например, с листьями, — то это скорее всего произошло случайно, по воле ветра. Что касается яблок, то ученые высказывают такие предположения: ежи могут — крайне редко — использовать дикие яблоки для того, чтобы за счет содержащейся в них кислоты избавиться от паразитов.

3. Хотя тактильное знакомство с животным — важный элемент занятий, некоторых зверюшек не следует давать детям в руки. Так, хомячок или болотная черепаха могут укусить ребенка. Случается, некоторые дети боятся дотрагиваться даже до безобидных животных. Педагогу в этих случаях не стоит настаивать на контакте во время занятия. Возможно, через некоторое время ребенок сам захочет взять в руки улитку или погладить морскую свинку.

4. После контакта с животными дети обязательно должны вымыть руки.

По материалам Московского зоопарка

 

Рейтинг@Mail.ru