1. При проведении цикла занятий
«Знакомство с животными» полезно сравнивать
одного животного с другим. При сравнении можно
использовать «шутливые» вопросы, например: «Что
общего между колючками ежа и панцирем черепахи?».
При знакомстве с черепахой можно попросить детей
сравнить ее с улиткой: что между ними общего?
Черепаха, как и улитка, носит на себе свой
«домик». И так же, как у улитки, он выполняет
защитную и опорную функции. Однако, в отличие от
улитки, для которой раковина является
единственной опорой, у черепахи и внутри есть
кости. Она — позвоночное животное. Можно
попросить детей ответить на такой вопрос:
«Медлительных людей часто сравнивают с улиткой
или с черепахой: «Ползет как улитка» или «Ползает
как черепаха». Одинаково ли ползают эти
животные?» Можно предложить детям сравнить
сухопутную и болотную черепах. У водных черепах,
в отличие от сухопутных, на лапах перепонки и
питаются они по-другому: эти черепахи — хищники.
2. Подобно представлениям о «рогах»
улитки, существует множество мифов, связанных с
животными — обитателями живых уголков. Можно
объяснить детям, что они не имеют под собой
никаких естественно-научных оснований. Так,
часто полагают, будто бы еж в заботах о потомстве
накалывает что-то на иглы — в частности, яблоки и
грибы — и тащит в нору. Во-первых, ежи — хищники,
кормятся охотой и не едят грибы. Во-вторых, они не
делают никаких запасов на зиму, так как в
холодное время года впадают в спячку. В-третьих,
если кто когда и видел ежа с чем-то на колючках —
например, с листьями, — то это скорее всего
произошло случайно, по воле ветра. Что касается
яблок, то ученые высказывают такие
предположения: ежи могут — крайне редко —
использовать дикие яблоки для того, чтобы за счет
содержащейся в них кислоты избавиться от
паразитов.
3. Хотя тактильное знакомство с
животным — важный элемент занятий, некоторых
зверюшек не следует давать детям в руки. Так,
хомячок или болотная черепаха могут укусить
ребенка. Случается, некоторые дети боятся
дотрагиваться даже до безобидных животных.
Педагогу в этих случаях не стоит настаивать на
контакте во время занятия. Возможно, через
некоторое время ребенок сам захочет взять в руки
улитку или погладить морскую свинку.
4. После контакта с животными дети
обязательно должны вымыть руки.