К чему нам теперь
игрушки? Мы собираем ракушки!
Коллекция раковин может стать
прекрасным наглядным пособием в экологической
работе, в частности, в занятиях по теме
«Многообразие жизни на Земле». Ведь на Земле
обитает около 130 тысяч видов моллюсков — бывших
обитателей замысловатых и разнообразных
известковых домиков.
1. Наблюдение за аквариумными
улитками.
Беседа около аквариума может включать
такие вопросы: «Для чего в аквариуме держат
улиток?» (Улитки — санитары аквариума.) «Какой
след оставляет за собой улитка, передвигаясь по
стенке аквариума?» (Чистую дорожку.) «Чем она
питается?» (Продуктами жизнедеятельности
аквариумных растений и рыб.)
Затем педагог обращает внимание детей на
раковину улиток, спрашивает: в каких случаях
улитка прячется в свою раковину? (При
неблагоприятных условиях, в случае опасности.)
Раковина для улитки — и дом, и укрытие, и защитный
панцирь, и скелет. Ведь у улиток внутри нет
скелета. Поэтому их и называют моллюсками, что
означает «мягкотелые».
2. Знакомство с коллекцией раковин
пресноводных моллюсков своего края (в данном
случае — Ульяновской области).
Этап первый
Педагог приносит в группу коробочку с
раковинами. Коробочка закрыта. Если ее чуть
покачать, раздаются характерные звуки. Могут ли
дети по этим звукам догадаться, что лежит в
коробочке?
Что такое раковина? (Раковина — укрытие, дом
моллюска, являющийся частью его организма.
Раковина — то, что осталось от погибшего
моллюска. Останки некогда живого существа.) Что
означает слово «моллюск»? Где можно встретить
моллюсков? Могут ли дети по памяти описать их?
Этап второй
Дети знакомятся с раковинами
пресноводных моллюсков, внимательно
рассматривают их, описывают словами. Педагог
предлагает разделить их на две большие группы.
Одна группа раковин — с двумя створками. Створки
могут закрываться и открываться. Моллюски —
обладатели этих раковин — так и называются:
двустворчатые. Еще их называют ракушками.
Другие раковины напоминают закрученную нитку. В
них живут брюхоногие моллюски, или улитки. В
детском саду брюхоногие моллюски живут в
аквариуме. А еще улитки обитают в прудах, речках и
озерах.
Далее педагог показывает детям раковины улиток и
говорит, как они называются (большой прудовик,
лужанка, катушка). Дети сравнивают раковины
улиток между собой, проводят пальчиком по
раковине, чтобы определить количество витков в
ней, подыскивают сравнения, отвечая на вопрос:
«На что похожа эта раковина?».
В конце занятия педагог предлагает детям
поиграть в игру «Какую улитку я задумал?».
Ведущий описывает раковину моллюска, а остальные
играющие должны догадаться, какую улитку он
имеет в виду, и отыскать его раковину в коллекции.
Этап третий
Педагог и дети вспоминают, как они
сортировали раковины на прошлом занятии, как
исследовали раковины пресноводных улиток. Затем
детям предлагается сравнить между собой
раковины двустворчатых моллюсков, или ракушек:
все ли они одинаковые? Оказывается, нет. Ракушку с
раковиной округлой формы называют шаровкой.
Ракушку с твердой заостренной с одного конца
раковиной, закрывающейся на «замочек» (два
зубчика на одной створке и два — на другой)
называют перловицей. Более тонкая раковина,
похожая на блюдечко и без зубчиков, принадлежит
беззубке. Беззубкой ее назвали за отсутствие
зубчиков на раковине.
Занятие заканчивается игрой «Какую ракушку я
задумал?».
Игра усложнится, если детям придется иметь дело и
с улитками, и с ракушками.
3. Знакомство с коллекцией морских
раковин.
Как и в работе с раковинами
пресноводных моллюсков, дети по очереди
знакомятся с раковинами брюхоногих и
двустворчатых моллюсков.
В занятия включаются упражнения на сравнение
раковин пресноводных и морских улиток,
пресноводных и морских ракушек, на сравнение
морских раковин одного типа друг с другом.
Интересно сравнивать между собой отпечатки
раковин на песке или в пластилине. Дети
придумывают поэтические названия раковинам,
ищут оригинальные сравнения.
Можно дать послушать ребятам «голос» больших
раковин-стромбид и попросить их пофантазировать
на тему «О чем поют раковины?».
Можно поставить перед детьми вопрос: «Для чего
морским моллюскам нужны шипы, выступы и завитки?
Только ли для украшения? Почему у раковин
пресноводных моллюсков нет шипов и такого
количества завитков?»
Как результат работы, можно предложить детям
собрать и оформить персональные коллекции
раковин или принять участие в оформлении
музейной экспозиции «На морском дне».
Н.АППОЛОНОВА,
педагог-эколог детского сада № 232
г. Ульяновска |