Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2003

РАБОЧИЙ СТОЛ

К чему нам теперь игрушки? Мы собираем ракушки!

Коллекция раковин может стать прекрасным наглядным пособием в экологической работе, в частности, в занятиях по теме «Многообразие жизни на Земле». Ведь на Земле обитает около 130 тысяч видов моллюсков — бывших обитателей замысловатых и разнообразных известковых домиков.

1. Наблюдение за аквариумными улитками.

Беседа около аквариума может включать такие вопросы: «Для чего в аквариуме держат улиток?» (Улитки — санитары аквариума.) «Какой след оставляет за собой улитка, передвигаясь по стенке аквариума?» (Чистую дорожку.) «Чем она питается?» (Продуктами жизнедеятельности аквариумных растений и рыб.)
Затем педагог обращает внимание детей на раковину улиток, спрашивает: в каких случаях улитка прячется в свою раковину? (При неблагоприятных условиях, в случае опасности.) Раковина для улитки — и дом, и укрытие, и защитный панцирь, и скелет. Ведь у улиток внутри нет скелета. Поэтому их и называют моллюсками, что означает «мягкотелые».

2. Знакомство с коллекцией раковин пресноводных моллюсков своего края (в данном случае — Ульяновской области).

Этап первый

Педагог приносит в группу коробочку с раковинами. Коробочка закрыта. Если ее чуть покачать, раздаются характерные звуки. Могут ли дети по этим звукам догадаться, что лежит в коробочке?
Что такое раковина? (Раковина — укрытие, дом моллюска, являющийся частью его организма. Раковина — то, что осталось от погибшего моллюска. Останки некогда живого существа.) Что означает слово «моллюск»? Где можно встретить моллюсков? Могут ли дети по памяти описать их?

Этап второй

Дети знакомятся с раковинами пресноводных моллюсков, внимательно рассматривают их, описывают словами. Педагог предлагает разделить их на две большие группы. Одна группа раковин — с двумя створками. Створки могут закрываться и открываться. Моллюски — обладатели этих раковин — так и называются: двустворчатые. Еще их называют ракушками.
Другие раковины напоминают закрученную нитку. В них живут брюхоногие моллюски, или улитки. В детском саду брюхоногие моллюски живут в аквариуме. А еще улитки обитают в прудах, речках и озерах.
Далее педагог показывает детям раковины улиток и говорит, как они называются (большой прудовик, лужанка, катушка). Дети сравнивают раковины улиток между собой, проводят пальчиком по раковине, чтобы определить количество витков в ней, подыскивают сравнения, отвечая на вопрос: «На что похожа эта раковина?».
В конце занятия педагог предлагает детям поиграть в игру «Какую улитку я задумал?».
Ведущий описывает раковину моллюска, а остальные играющие должны догадаться, какую улитку он имеет в виду, и отыскать его раковину в коллекции.

Этап третий

Педагог и дети вспоминают, как они сортировали раковины на прошлом занятии, как исследовали раковины пресноводных улиток. Затем детям предлагается сравнить между собой раковины двустворчатых моллюсков, или ракушек: все ли они одинаковые? Оказывается, нет. Ракушку с раковиной округлой формы называют шаровкой. Ракушку с твердой заостренной с одного конца раковиной, закрывающейся на «замочек» (два зубчика на одной створке и два — на другой) называют перловицей. Более тонкая раковина, похожая на блюдечко и без зубчиков, принадлежит беззубке. Беззубкой ее назвали за отсутствие зубчиков на раковине.
Занятие заканчивается игрой «Какую ракушку я задумал?».
Игра усложнится, если детям придется иметь дело и с улитками, и с ракушками.

3. Знакомство с коллекцией морских раковин.

Как и в работе с раковинами пресноводных моллюсков, дети по очереди знакомятся с раковинами брюхоногих и двустворчатых моллюсков.
В занятия включаются упражнения на сравнение раковин пресноводных и морских улиток, пресноводных и морских ракушек, на сравнение морских раковин одного типа друг с другом. Интересно сравнивать между собой отпечатки раковин на песке или в пластилине. Дети придумывают поэтические названия раковинам, ищут оригинальные сравнения.
Можно дать послушать ребятам «голос» больших раковин-стромбид и попросить их пофантазировать на тему «О чем поют раковины?».
Можно поставить перед детьми вопрос: «Для чего морским моллюскам нужны шипы, выступы и завитки? Только ли для украшения? Почему у раковин пресноводных моллюсков нет шипов и такого количества завитков?»
Как результат работы, можно предложить детям собрать и оформить персональные коллекции раковин или принять участие в оформлении музейной экспозиции «На морском дне».

Н.АППОЛОНОВА,
педагог-эколог детского сада № 232
г. Ульяновска

Рейтинг@Mail.ru