Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2003

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

«Да» и «Нет» — не говорите.
Черное с белым... берите!

Дидактическая игра для слабовидящих детей

Слабовидящие дети воспринимают мир несколько иначе, чем люди с обычно развитым зрением. Окружающая их действительность выглядит гораздо более бледной и обедненной игрой цвета. «Картинки» из жизни предстают им преимущественно в серых и в черно-белых тонах, а представления о сенсорных эталонах — о цвете, величине и форме предметов — формируются в замедленном темпе.
Однако способность слабовидящих детей различать черное и белое может сослужить хорошую службу в коррекционной работе с ними и стать фундаментом в формировании сенсорных представлений.
С этой целью Валентина ВАЙТЕКАЙТИС, педагог детского сада «Ручеек» г. Новый Уренгой, разработала дидактические игры с контурными изображениями животных — белых на черном фоне и черных на белом фоне.
Использовать их в своей работе могут и педагоги обычных детских садов.

 Игра «Черное на белом, белое на черном»

Игра включает 14 двусторонних карточек — семь карточек с черным фоном и белым контурным изображением животного и семь карточек с белым фоном и черным контурным изображением животного. На одной стороне каждой карточки изображено домашнее животное, на другой — дикое. В игру также входят две «сводные» карты — с изображениями домашних и диких животных.
С помощью этих карт можно учить детей узнавать животных по их силуэтам и классифицировать животных по признаку «домашнее — дикое». Можно использовать карточки на занятиях по знакомству с окружающим миром, по математике и развитию речи.
Карточки можно использовать как в индивидуальной работе с детьми, так и в групповой, если набор карточек будет у каждого ребенка.

Варианты заданий

1. Ребенок получает набор черных карточек. Нужно перевернуть их той стороной, на которой изображены домашние животные. Подобное задание выполняется и с белыми карточками.

2. Ребенок имеет два набора карточек. Карточки развернуты к нему той стороной, на которой изображены домашние животные. Для каждой черной карточки нужно найти белую «пару» и положить их рядом друг с другом. Аналогичное задание выполняется с изображениями диких животных.

3. Перед ребенком — «сводная» карта с изображением домашних животных и набор контурных изображений на черном фоне. Маленькие карточки раскладываются вокруг сводной карты. С помощью ниток или веревочек ребенок соединяет изображение на маленькой карточке с его парой на сводной карте. Затем можно повторить упражнение, используя маленькие карточки с изображениями животных на белом фоне. Аналогично дети работают с наборами карточек диких животных.

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru