А пони так легко
обнять руками...
Великолепен
самолет за облаками,
И корабли прекрасны все до одного, —
Но трудно самолет обнять руками,
И трудно пароход обнять руками,
А пони так легко обнять руками,
И так чудесно обнимать его!
(Юнна Мориц)
Галерея сказочных лошадей невероятно
богата.
Они возят по небу солнце, приносят удачу в бою,
время от времени катают поэтов и добывают для
своих всадников заморских невест.
К нашей теме ближе всего Конек-Горбунок —
маленький и с виду неказистый, но обладающий
волшебной силой и способный помочь хозяину
превратиться из Ивана-дурака в Ивана-царевича.
Сказка ложь, да в ней намек.
Этим предложенным сказкой путем в
середине ХХ века пошли польские и немецкие
лечебные педагоги — посадили на лошадь детей с
диагнозом «ДЦП».
Говорят, энергетика лошади каким-то
особым образом резонирует с энергетикой
человека и благотворно влияет на его организм и
что именно это в свое время послужило главной
причиной приручения и одомашнивания лошади, на
которой ездили, пахали, воевали, с которой
общались, как с особо отмеченным богами
существом.
Но если разговоры об энергетике пока
ближе к мистике, чем к науке, можно анализировать
то, что доступно пяти органам чувств и приборам.
Дети с ДЦП, как правило, страдают
гипертонусом, спазмами мышц, плохо умеют
расслабляться. А лошадь — природный «массажист».
Она дает ощущение живого тепла; она качает —
причем покачивания эти сложные, одновременно в
нескольких направлениях: вверх-вниз,
вперед-назад, вправо-влево. Она заставляет тело
всадника, вопреки болезни, слиться с ее лошадиным
телом в единое целое и готова сообщить ему часть
своей жизненной силы и мощи в ответ на волевое
усилие управлять новым живым образованием —
человеко-конем.
Те, кто не понаслышке знают о верховой
езде, могли бы написать целую поэму о рождаемых
ею эмоциях, о новых ощущениях и даже о новом
взгляде на мир: сидя на лошади, смотришь вокруг из
другой позиции и новыми — лошадиными? — глазами.
Видимо, все эти аргументы показались
убедительными педагогам сто сорокового детского
сада г. Ярославля, когда они приняли решение
использовать иппотерапию в работе со своими
воспитанниками — дошкольниками с задержкой
психического развития. Сыграло роль и то
обстоятельство, что одна из сотрудниц садика,
дефектолог Ирина Дуплова, оказалась страстным
поклонником лошадей. В свое время Ирина решилась
обратиться к иппотерапии из-за своей маленькой
дочки, имевшей проблемы в развитии. Ребенок и
мама одновременно осваивали верховую езду.
Девочке это помогло стать полноценным, развитым
человеком, успешно закончить школу и поступить в
институт на дефектологический факультет. А маме
— сказать свое решительное слово в пользу
эксперимента и взяться за его осуществление.
Иппотерапия — дорогое удовольствие.
Главные расходы связаны с содержанием лошадей.
Возможно, в этом кроется одна из причин
медленного распространения иппотерапии.
Но детский сад нашел выход из
положения. Недалеко от садика есть
конноспортивная школа. В школе по образцу
польских коллег хотели организовать занятия для
подростков-инвалидов. Эта услуга пользовалась
спросом. Но не было специалистов, которые бы
могли руководить терапевтической программой.
Дуплова предложила свою помощь. За это школа
обязалась два раза в неделю присылать в детский
сад пони с инструктором по верховой езде. Таким
образом, в занятии по иппотерапии должны были
принимать участие двое взрослых — лечебный
педагог (в данном случае — дефектолог),
разрабатывающий индивидуальную терапевтическую
программу для каждого маленького всадника, и
инструктор, берущий на себя заботы по подготовке
лошади и страхующий ребенка во время езды.
В сто сороковом работает мощная
команда специалистов — кроме воспитателей и
педагогов-предметников, еще и дефектолог,
психолог, логопед, врач-педиатр. Поэтому проблем
с отслеживанием хода эксперимента не должно было
возникнуть.
На психолого-педагогической коллегии
обсудили, кому из детей иппотерапия будет
полезна в первую очередь, составили график
занятий и начали работать.
Сначала детей познакомили с пони, дали
возможность его погладить, угостить морковкой и
сухариками. Эмоциональная реакция детей на
общение с лошадкой не была неожиданной. И
все-таки заставила взрослых удивиться. Даже дети
с симптомами аутизма, плохо контактирующие со
сверстниками и трудно вступающие в отношения с
педагогами, пони приняли. Как говорят психологи,
«впустили в свое внутреннее пространство».
«Все дело в том, — рассказывала Ирина
Владимировна, — что лошадь «не сверлит»
контактирующего с ней взглядом: глаза у нее
посажены иначе, чем у человека. Для детей это было
удивительно: с одной стороны зайдут, в один глаз
лошадки заглянут, перебегут на другую сторону,
чтобы второй глаз найти: вроде смотрит пони двумя
глазами, но совсем не страшно. И в каждом большом
лошадином глазу, как в волшебном зеркале,
отражается весь ребенок — от макушки до пят.
Будто лошадь вбирает его в себя, как волшебная
Сивка-Бурка: «Влезь в правое ушко, из левого
вылези — и станешь удальцом-молодцом!..» И вообще
эта маленькая лошадка похожа на мягкую, домашнюю
игрушку, в которую можно уткнуться лицом...»
Пони (их две), появляющиеся на
территории сада, встречались детьми с неизменным
восторгом. Дети освоили правила поведения с
лошадками, знали, чем надо их кормить, что им
нравится, а что нет. Одна из пони, например, любит
играть с малышами «в салочки»: какой-нибудь
ребенок бежит впереди, а пони за ним. Догонит и
легонько ткнет лбом в спину.
Первая задача, ставившаяся в курсе
иппотерапии, была связана с коррекцией и
развитием эмоционально-волевой сферы ребенка.
Занимались без седла, чтобы дети
чувствовали тепло пони и получали
«естественный» массаж.
Оказалось, что для детей с различными
проблемами показаны различные ритмы движения на
лошади. Одним — например, аутистам — нравится
спокойное движение. Они склонны к покачиваниям.
Лошадь обеспечивает эту потребность. И ребенок,
«освобожденный» от необходимости самого себя
раскачивать, словно просыпается и начинает
осознавать мир вокруг себя.
Другим — расторможенным — показана
рысь. Пони быстро бежит, утоляя гиперпотребность
в движении. Ребенку кажется, что движение исходит
из него самого. Отчасти это верно, если вспомнить,
что всадник и лошадь во время езды образуют
единое существо. Но всадник-ребенок при этом не
порождает из себя никаких избыточных, ненужных,
неоправданных движений. Он ведет себя
целесообразно и — по отношению к обычному своему
поведению — успокаивается во время езды.
Если верховая езда способствует
стабилизации психического и физиологического
состояния детей, предположили педагоги детского
сада, она, возможно, активизирует и такие
психические функции, как память и внимание.
Поэтому было решено усложнить содержание
иппотерапевтических занятий и включить в них
элементы обучения.
В гриву пони вплели разноцветные
ленточки. Это его, с одной стороны, украсило, а с
другой стороны — превратило в двигающееся
«методическое пособие». Едет ребеночек верхом и
считает, сколько бантиков сегодня украшает
лошадку. Затем называет цвет ленточек: «Этот
бантик — красный. Этот бантик — синий» — и т.д.
Устал — откинулся на спину, проехал немного лежа,
расслабился — и снова за дело. В одну руку
получил кольцо — зеленое. В другую — красное.
Сколько колец в руках?
Вдоль маршрута пони можно развешивать
карточки с буквами и цифрами. Во время езды
отрабатывают произношение звуков, учат стихи.
Для некоторых детей, страдающих расстройством
внимания, не умеющих концентрироваться и не
способных в течение даже короткого времени
усидеть на стуле, пони-класс оказался наиболее
адекватной формой усвоения материала.
Лошадка, как сказочный Конек-Горбунок,
помогает своему всаднику преодолеть серьезные
препятствия на жизненном пути — пусть не
внешние, а внутренние.
А в группах детского сада появились
пони-игрушки — очень похожие на живых и с такими
же кличками. В гривы игрушечных лошадок тоже
вплетают ленточки — столько же и такого же цвета,
как были на занятии. И игрушка, отсылая ребенка к
образу живого любимца, помогает ему вспомнить и
повторить все, что он учил во время катания. А это
способность к переносу знаний и навыков в новые
условия — свидетельство весьма серьезного
позитивного сдвига в развитии.
Редакция благодарит Татьяну Зубкову
за консультацию по вопросам иппотерапии и за
возможность ознакомиться с ее материалами по
обучению школьников верховой езде. |