Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2003

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

А пони так легко обнять руками...

Великолепен самолет за облаками,
И корабли прекрасны все до одного, —
Но трудно самолет обнять руками,
И трудно пароход обнять руками,
А пони так легко обнять руками,
И так чудесно обнимать его!

(Юнна Мориц)

 

 

 

Галерея сказочных лошадей невероятно богата.
Они возят по небу солнце, приносят удачу в бою, время от времени катают поэтов и добывают для своих всадников заморских невест.
К нашей теме ближе всего Конек-Горбунок — маленький и с виду неказистый, но обладающий волшебной силой и способный помочь хозяину превратиться из Ивана-дурака в Ивана-царевича.
Сказка ложь, да в ней намек.

Этим предложенным сказкой путем в середине ХХ века пошли польские и немецкие лечебные педагоги — посадили на лошадь детей с диагнозом «ДЦП».

Говорят, энергетика лошади каким-то особым образом резонирует с энергетикой человека и благотворно влияет на его организм и что именно это в свое время послужило главной причиной приручения и одомашнивания лошади, на которой ездили, пахали, воевали, с которой общались, как с особо отмеченным богами существом.

Но если разговоры об энергетике пока ближе к мистике, чем к науке, можно анализировать то, что доступно пяти органам чувств и приборам.

Дети с ДЦП, как правило, страдают гипертонусом, спазмами мышц, плохо умеют расслабляться. А лошадь — природный «массажист». Она дает ощущение живого тепла; она качает — причем покачивания эти сложные, одновременно в нескольких направлениях: вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево. Она заставляет тело всадника, вопреки болезни, слиться с ее лошадиным телом в единое целое и готова сообщить ему часть своей жизненной силы и мощи в ответ на волевое усилие управлять новым живым образованием — человеко-конем.

Те, кто не понаслышке знают о верховой езде, могли бы написать целую поэму о рождаемых ею эмоциях, о новых ощущениях и даже о новом взгляде на мир: сидя на лошади, смотришь вокруг из другой позиции и новыми — лошадиными? — глазами.

Видимо, все эти аргументы показались убедительными педагогам сто сорокового детского сада г. Ярославля, когда они приняли решение использовать иппотерапию в работе со своими воспитанниками — дошкольниками с задержкой психического развития. Сыграло роль и то обстоятельство, что одна из сотрудниц садика, дефектолог Ирина Дуплова, оказалась страстным поклонником лошадей. В свое время Ирина решилась обратиться к иппотерапии из-за своей маленькой дочки, имевшей проблемы в развитии. Ребенок и мама одновременно осваивали верховую езду. Девочке это помогло стать полноценным, развитым человеком, успешно закончить школу и поступить в институт на дефектологический факультет. А маме — сказать свое решительное слово в пользу эксперимента и взяться за его осуществление.

Иппотерапия — дорогое удовольствие. Главные расходы связаны с содержанием лошадей. Возможно, в этом кроется одна из причин медленного распространения иппотерапии.

Но детский сад нашел выход из положения. Недалеко от садика есть конноспортивная школа. В школе по образцу польских коллег хотели организовать занятия для подростков-инвалидов. Эта услуга пользовалась спросом. Но не было специалистов, которые бы могли руководить терапевтической программой. Дуплова предложила свою помощь. За это школа обязалась два раза в неделю присылать в детский сад пони с инструктором по верховой езде. Таким образом, в занятии по иппотерапии должны были принимать участие двое взрослых — лечебный педагог (в данном случае — дефектолог), разрабатывающий индивидуальную терапевтическую программу для каждого маленького всадника, и инструктор, берущий на себя заботы по подготовке лошади и страхующий ребенка во время езды.

В сто сороковом работает мощная команда специалистов — кроме воспитателей и педагогов-предметников, еще и дефектолог, психолог, логопед, врач-педиатр. Поэтому проблем с отслеживанием хода эксперимента не должно было возникнуть.

На психолого-педагогической коллегии обсудили, кому из детей иппотерапия будет полезна в первую очередь, составили график занятий и начали работать.

Сначала детей познакомили с пони, дали возможность его погладить, угостить морковкой и сухариками. Эмоциональная реакция детей на общение с лошадкой не была неожиданной. И все-таки заставила взрослых удивиться. Даже дети с симптомами аутизма, плохо контактирующие со сверстниками и трудно вступающие в отношения с педагогами, пони приняли. Как говорят психологи, «впустили в свое внутреннее пространство».

«Все дело в том, — рассказывала Ирина Владимировна, — что лошадь «не сверлит» контактирующего с ней взглядом: глаза у нее посажены иначе, чем у человека. Для детей это было удивительно: с одной стороны зайдут, в один глаз лошадки заглянут, перебегут на другую сторону, чтобы второй глаз найти: вроде смотрит пони двумя глазами, но совсем не страшно. И в каждом большом лошадином глазу, как в волшебном зеркале, отражается весь ребенок — от макушки до пят. Будто лошадь вбирает его в себя, как волшебная Сивка-Бурка: «Влезь в правое ушко, из левого вылези — и станешь удальцом-молодцом!..» И вообще эта маленькая лошадка похожа на мягкую, домашнюю игрушку, в которую можно уткнуться лицом...»

Пони (их две), появляющиеся на территории сада, встречались детьми с неизменным восторгом. Дети освоили правила поведения с лошадками, знали, чем надо их кормить, что им нравится, а что нет. Одна из пони, например, любит играть с малышами «в салочки»: какой-нибудь ребенок бежит впереди, а пони за ним. Догонит и легонько ткнет лбом в спину.

Первая задача, ставившаяся в курсе иппотерапии, была связана с коррекцией и развитием эмоционально-волевой сферы ребенка.

Занимались без седла, чтобы дети чувствовали тепло пони и получали «естественный» массаж.

Оказалось, что для детей с различными проблемами показаны различные ритмы движения на лошади. Одним — например, аутистам — нравится спокойное движение. Они склонны к покачиваниям. Лошадь обеспечивает эту потребность. И ребенок, «освобожденный» от необходимости самого себя раскачивать, словно просыпается и начинает осознавать мир вокруг себя.

Другим — расторможенным — показана рысь. Пони быстро бежит, утоляя гиперпотребность в движении. Ребенку кажется, что движение исходит из него самого. Отчасти это верно, если вспомнить, что всадник и лошадь во время езды образуют единое существо. Но всадник-ребенок при этом не порождает из себя никаких избыточных, ненужных, неоправданных движений. Он ведет себя целесообразно и — по отношению к обычному своему поведению — успокаивается во время езды.

Если верховая езда способствует стабилизации психического и физиологического состояния детей, предположили педагоги детского сада, она, возможно, активизирует и такие психические функции, как память и внимание. Поэтому было решено усложнить содержание иппотерапевтических занятий и включить в них элементы обучения.

В гриву пони вплели разноцветные ленточки. Это его, с одной стороны, украсило, а с другой стороны — превратило в двигающееся «методическое пособие». Едет ребеночек верхом и считает, сколько бантиков сегодня украшает лошадку. Затем называет цвет ленточек: «Этот бантик — красный. Этот бантик — синий» — и т.д. Устал — откинулся на спину, проехал немного лежа, расслабился — и снова за дело. В одну руку получил кольцо — зеленое. В другую — красное. Сколько колец в руках?

Вдоль маршрута пони можно развешивать карточки с буквами и цифрами. Во время езды отрабатывают произношение звуков, учат стихи. Для некоторых детей, страдающих расстройством внимания, не умеющих концентрироваться и не способных в течение даже короткого времени усидеть на стуле, пони-класс оказался наиболее адекватной формой усвоения материала.

Лошадка, как сказочный Конек-Горбунок, помогает своему всаднику преодолеть серьезные препятствия на жизненном пути — пусть не внешние, а внутренние.

А в группах детского сада появились пони-игрушки — очень похожие на живых и с такими же кличками. В гривы игрушечных лошадок тоже вплетают ленточки — столько же и такого же цвета, как были на занятии. И игрушка, отсылая ребенка к образу живого любимца, помогает ему вспомнить и повторить все, что он учил во время катания. А это способность к переносу знаний и навыков в новые условия — свидетельство весьма серьезного позитивного сдвига в развитии.

Редакция благодарит Татьяну Зубкову за консультацию по вопросам иппотерапии и за возможность ознакомиться с ее материалами по обучению школьников верховой езде.

Рейтинг@Mail.ru