Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2003

ВКЛАДКА

Е.В. ДУБРОВКИНА, М.В. РАКОВСКАЯ, М.А. БУЛГАКОВА, М.Н. БАЛБАШЕВСКАЯ

 

Брат мой Еж, брат мой Кролик

Методика зоотерапии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями

«По данным социологического опроса, из 500 подростков, проживающих в неблагополучных семьях, исправительных заведениях или психиатрических лечебницах, 91% считали своим лучшим другом какое-нибудь животное — собаку, кошку, лошадь, птицу, а иногда даже крысу, змею или черепаху...»

Часто случается, что животное становится для ребенка не только единственным другом, но и учителем жизни. Особенно если это ребенок с проблемами.

Несколько лет назад сотрудники зоопарка отправились с выездной лекцией в Домодедово, на встречу с не совсем обычной аудиторией. Их слушателями и зрителями должны были стать воспитанники Республиканского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями.

Лекции зоопарка — уникальный в своем роде жанр. Наряду с лектором, в «докладе» принимают участие ручные животные. Лектор рассказывает об особенностях орла, кошки, зайца, а слушатели в это время могут наблюдать зверя или птицу с близкого расстояния — в 2—3 м перед собой. Подробности, которые может сообщить аудитории опытный зоолог, иногда совершенно не соотносятся с образом животного, сложившегося у нас благодаря сказкам и распространенным бытовым представлениям.

Взять, к примеру, лису. О ней нам обычно известно, что она «хитрая» и питается петушками — золотыми гребешками.

Но «хитрая» — характеристика не биологическая, а сугубо человеческая. Лиса в своей реальной лисьей жизни должна вести себя как охотница. И она настолько же хитра (или умна), как кошка или собака. Что касается петушатинки или даже зайчатинки, это блюдо редко встречается в лисьем рационе, так как оно труднодобываемо.

Основной же корм животного — мыши. Кроме того, лиса не брезгует жуками и улитками, порой лакомится ягодами — клюквой, малиной, земляникой. Это источник витаминов.

Рассматривание животного с близкого расстояния тоже чревато сюрпризами. Обнаруживается, например, что сова может повернуть голову на 180 градусов; что у змеи нет ресничек, а у ящерицы — есть. И хотя желтопузик очень напоминает змею, это все же не змея, а безногая ящерица: она моргает.

Некоторых животных во время лекции разрешается потрогать. У ручной совы совершенно потрясающее оперение — мягкое, рыхлое, с нежными пушинками внутри. У утки перышки другие — плотные и гладкие, но по ним тоже приятно провести ладошкой. А если пренебречь предрассудками и дотронуться до желтопузика, получишь ощущения совсем иного рода. Кстати, кожа на животе и на спине у него разная — и по цвету, и на ощупь.

Реабилитационный центр в Домодедовском районе посещают дети с серьезными отклонениями в развитии: здесь есть воспитанники с диагнозом «ДЦП», с умственной отсталостью, с синдромом Дауна, аутисты.

Поэтому лекцию как таковую, в течение которой слушателям сообщается достаточно большой объем информации, сотрудникам зоопарка прочитать не удалось.

Но через некоторое время после встречи врачи и педагоги центра связались с зоопарком. Они рассказали, что общение с животными доставило детям удовольствие, вызвало положительные эмоции, которыми в обычной жизни их воспитанники не очень избалованы.

А прикосновение к шерсти, к коже «гостей» из природного мира стало для некоторых малышей целым событием. После занятия дети чувствовали себя гораздо более комфортно, чем обычно. На некоторое время отступило характерное для них напряженное состояние.

С этого момента работники зоопарка и их ручные животные стали время от времени навещать центр: не так часто, как хотелось бы, но с достаточной степенью постоянства (причем бесплатно).

В результате нескольких лет сотрудничества зоологов, врачей и педагогов они сумели выработать некоторую систему зоотерапевтических занятий для детей с особенностями в развитии.

Главная задача таких занятий — развитие сенсорной и эмоциональной сферы ребенка. Общение с животными открывает новые возможности для получения тактильных и зрительных ощущений, причем ощущений, вызывающих у детей положительные переживания.

По материалам беседы с Евгенией ДУБРОВКИНОЙ,
сотрудником научно-просветительного отдела Московского зоопарка,
организатором выездных лекций

Цели и задачи зоотерапии в реабилитационном учреждении

Основной целью проведения занятий по зоотерапии в детском реабилитационном учреждении является развитие эмоциональной сферы детей-инвалидов. Для каждой группы детей в зависимости от их основного заболевания и уровня развития интеллекта существуют свои задачи зоотерапии.

Главной задачей занятий для малышей в возрасте от года до трех лет и для детей с глубокой умственной отсталостью является активизация восприятия и познавательной сферы, стимулирование положительных эмоциональных реакций на общение с животными.

Дети-аутисты на таких занятиях в первую очередь учатся преодолевать свои страхи перед общением с животными. Это сложный и длительный процесс, требующий времени и большого количества занятий.

На занятиях с детьми, имеющими эмоционально-личностные нарушения — тревожными, агрессивными, гиперактивными, — на первый план выходит задача создания позитивной эмоциональной установки на общение с животными, благоприятной среды для расслабления и самовыражения за счет контакта с ручными зверями и птицами.

Дети с задержкой психического развития, с нарушениями познавательной сферы в результате педагогической запущенности, а также дети из сиротских учреждений прежде всего нуждаются в расширении кругозора, в получении знаний об окружающем мире, о законах природы. Дети с перечисленными особенностями в развитии нуждаются в том, чтобы им рассказывали о самых традиционных животных — таких, как кошка и собака — и позволяли, помогали вступить с ними в контакт. Накопление таких знаний в ходе зоотерапии является особенно эффективным, так как проходит на богатом эмоциональном фоне.

Зоотерапия особенно привлекательна еще и потому, что не требует больших материальных затрат. Любой живой уголок, созданный в условиях обычного детского сада или стационара, может служить базой для проведения занятий. Для этого необходимо наличие отдельного помещения, в котором будут размещены животные, и специалиста, который бы за ними ухаживал. В условиях живого уголка дети могут не только познакомиться с животными, но и в течение продолжительного времени наблюдать за их поведением, ухаживать за своими любимцами.

Зоотерапевтическое занятие обычно длится 30–40 минут. Перед тем как проводить занятия по зоотерапии, необходимо провести подробную психологическую диагностику с целью определения интеллектуального уровня детей (норма, индивидуальная норма, задержка психического развития, олигофрения), эмоционально-личностных и коммуникативных проблем (негативизм, страхи, неврозы и др.). Диагностика осуществляется коллегиально несколькими специалистами: психологом, дефектологом и в случае необходимости психиатром.

Группа детей, сформированная для занятий зоотерапией, должна быть однородной по уровню интеллектуального развития и по степени нарушений психического развития. Количество детей не должно превышать 10–12 человек.

Структура и содержание занятий для групп детей  различного возраста и различной патологии

Животных, с которыми знакомятся дети в процессе занятия, удобно располагать на столе. Детей следует рассаживать на расстоянии 3–5 метров от демонстрационного стола, желательно в один ряд.

Занятия для детей с диагнозом «ДЦП» в возрасте от 1 до 3 лет и с диагнозом «олигофрения»

В группу из 10—12 малышей могут входить и более старшие дети, реальные интеллектуальные показатели которых соответствуют средним параметрам данного возраста.

На занятиях с такими детьми можно демонстрировать таких животных, как кот, морская свинка, заяц (кролик), еж, утка, петух, черепаха.

Структура занятия

1. Предъявление животного

Ведущий показывает детям животное и сообщает, как оно называется. Дети учатся отвечать на вопрос «кто это?». Педагог дает словесное описание внешнего вида животного, обращает внимание детей на строение его тела, на его особенности.

2. Тактильное знакомство с животным

Детям предлагают потрогать и погладить животное. Объясняют, как сделать это так, чтобы животное не пугалось, чтобы ему было приятно. Педагог комментирует прикосновения ребенка к зверю или птице — словесно оформляет тактильные переживания.

3. Описание животного с опорой на полученный тактильный опыт

Дети учатся отвечать на вопросы «Животное — какое?» (какие у него лапки, ушки, глазки, хвостик и т.п.). Учатся использовать прилагательные и обороты с противопоставлениями: не большой, а маленький; не короткий, а длинный; не мягкий, а твердый и т.п. Здесь возможно сравнение строения тела животного со строением тела ребенка: у животного четыре лапки, а у ребенка? У животного ушки растут вот тут, вот так, а у ребенка?
У животного есть хвостик, а у ребенка?

4. Наблюдение за поведением животного, определение его эмоционального состояния

На этом этапе педагог обращает внимание детей на поведение животного, на то, как оно реагирует на происходящее: испугалось, насторожилось, испытывает удовольствие («Ему нравится, когда его гладят»). Важно, чтобы дети учились адекватно реагировать на поведение животного: старались его успокоить, ласково с ним заговаривали, улыбались.

Учитывая особенности детей, ведущий должен употреблять на занятии только простые слова, говорить короткими, понятными предложениями.

Если, к примеру, дети на занятии знакомятся с ежом, педагог сопровождает демонстрацию животного примерно такими словами: «Это ежик. Посмотрите, какие у него иголки! Иголки защищают ежика, чтобы его никто не съел. А животик у ежика мягкий, покрытый шерсткой. Иголок на животике нет. У ежика четыре лапки. (Ведущий берет ежика в руки и показывает брюшко и лапки животного.) Чтобы спрятать, защитить свой мягкий животик, ежик сворачивается клубком. (Ведущий показывает, как ежик умеет сворачиваться.) Смотрите: и черный носик, и черные лапки, и мягкий животик – все спряталось под колючими иголками. Ежик живет в лесу. Он бродит вечером и ночью по лесу, ловит жуков, червяков, улиток. Когда ежик сердится или хочет кого-нибудь напутать, он фыркает».

Предлагая детям потрогать ежика, педагог предупреждает: «Дотроньтесь легонько до иголок ежика. Но будьте осторожны — не уколите пальцы. Иголки у ежика — колючие».

Во время тактильного знакомства с животным дети должны сидеть на местах. К ним подносят ежа и дают потрогать всем желающим по очереди. При этом ежик должен быть повернут мордочкой к ведущему, а спинкой — к детям. Это мера безопасности, чтобы животное не укусило ребенка. Необходимо следить, чтобы дети, дотрагиваясь до ежа, гладили его по иголкам, а не против иголок.

Занятия для детей с диагнозом «ДЦП» в возрасте от 4 до 6 лет

Численность детей в такой группе составляет 10—12 человек. В занятии могут принимать участие дети, интеллектуальный уровень которых соответствует указанному возрасту.

Список животных, с которыми можно знакомить детей этой группы, может быть расширен по сравнению со списком для более младших детей. Кроме уже перечисленных животных, в цикле зоотерапии могут принимать участие сова, уж, обезьяна, попугай, лиса, собака, лягушка — но не больше 8—9 животных в каждом занятии.

Продолжительность занятия — 30–40 минут.

К характеристике животного для детей данной группы добавляется существенный элемент: оказывается, каждая птица, каждый зверь умеют издавать определенные, специфические звуки. Детей просят имитировать, как «разговаривает» то или иное животное.

Кроме того, можно ввести в речь (по крайней мере на уровне пассивного словаря) некоторые понятия: например, «животное-хищник», «травоядное животное»; познакомить детей с классификацией животного мира: «млекопитающие» (те, что вскармливают детенышей молоком), птицы, земноводные, пресмыкающиеся. Педагог пытается включить детей в диалог и обсуждает с ними основные признаки каждой группы животных на уровне простейших сопоставлений (похож — не похож, как передвигается, умеет летать — не умеет летать и т.п.).

Ребенку предлагают выбрать из всех животных того, кто ему больше всех понравился, и объяснить свой выбор, используя слова-характеристики: «самый хитрый», «самый безобидный», «самый опасный» и др. В заключение занятия можно предложить детям изобразить различных животных при помощи жестов, мимики, голоса.

Занятия для детей в возрасте от 3 до 6 лет с диагнозом «Ранний детский аутизм»

Численность такой группы — 8–10 человек. На занятии необходимо присутствие родителей или других взрослых, которым дети доверяют. Взрослые должны держать детей за руку или посадить к себе на колени, чтобы малыши чувствовали себя в безопасности.

Продолжительность занятия — до 30 минут.

На занятиях с детьми-аутистами можно показывать кошку, морскую свинку, зайца (кролика), собаку, утку, петуха, черепаху, попугая. Эти животные, скорее всего, способны вызвать у зрителей положительные эмоции. А знакомство с колючим ежом, змеей, лисой или совой придется отложить до лучших времен.

Структура занятия в целом повторяет ту, что описана выше.

Но большая часть занятия уделяется именно тактильному знакомству детей с животным, так как для аутистов это не просто: они, как правило, испытывают страх перед животными и избегают прикосновений.

Если кто-то из детей отказывается погладить животное, не следует на этом настаивать. Нужно только обратить внимание ребенка на то, что его сосед не боится животного и трогает его. Взрослый должен постараться вызвать у детей если не интерес, то хотя бы какое-то эмоциональное оживление при виде животного. Желание ребенка-аутиста потрогать перышки птицы или погладить кота (кролика, свинку) можно считать очень хорошим результатом занятия.

Важно обратить внимание детей на эмоциональное состояние животного, добиться того, чтобы дети угадали в животном собственные чувства. Ведь главной задачей занятия является преодоление детских страхов и стимулирование положительной эмоциональной реакции на общение с животными.

 

Для закрепления знаний, полученных на зоотерапевтических занятиях, можно предложить детям нарисовать или слепить увиденных животных. Полезно играть в сюжетно-ролевые игры, где дети будут исполнять роли различных животных, изображать ситуации из их жизни. Богатые возможности для имитации повадок и голосов животных открываются при инсценировании таких известных детям сказок, как «Колобок», «Репка», «Теремок».

Для каждой группы детей, в зависимости от возраста и патологии, педагог подбирает сюжеты, доступные для понимания и адекватные с точки зрения личностных проблем детей. Так, для детей-аутистов предпочтительней играть в сказку «Теремок» — причем использовать тот вариант, который заканчивается «бескровно». А сказку «Колобок», в которой животные все время угрожают главному герою и пытаются его съесть, лучше не использовать.

Занятия по зоотерапии — всего лишь один из методов комплексной реабилитации детей-инвалидов, но их роль в коррекционном процессе немаловажна. Наш опыт показывает, что общение с животными зачастую является самым ярким и запоминающимся эпизодом для детей, находящихся на стационарном лечении. В практике Центра цикл зоотерапии включает в среднем 4–5 занятий. Продолжительность цикла обусловлена временем пребывания ребенка в стационаре и возможностями выездного зоопарка. Возможно, увеличение количества занятий усилило бы их терапевтический эффект. Но и за реально отведенное на зоотерапию время можно достигнуть неплохого результата в улучшении эмоционального состояния детей, страдающих различными психоневрологическими заболеваниями и нарушениями эмоционально-личностного развития.

Уважаемые читатели!

Если вы живете в Москве или в Подмосковье, то за небольшую плату имеете возможность использовать ресурсы Московского зоопарка в экологической и зоотерапевтической работе.

По крайней мере две из разнообразных форм работы зоопарка с посетителями могут оказаться в вашем распоряжении: абонементный цикл занятий для дошкольников и выездные лекции с ручными животными.

В абонементный цикл занятий, тематика которых уточняется в зависимости от ваших пожеланий, входят экскурсии по зоопарку, рисование животных с натуры, знакомство с «закулисьем» зоопарка — ветслужбой и кормокухней. Вам и вашим детям может быть предложено участие в конкурсе на лучший проект или макет зоопарка.

Тематика выездных лекций пересекается с темами, включенными в образовательные программы детских садов:

  • «Животные — герои сказок»;

  • «Сезонные явления в жизни животных»;

  • «Животные больших городов»;

  • «Что такое зоопарк?»;

  • «Путешествие в дальние страны» и т.п.

По согласованию с областными и районными управлениями образования, на базе зоопарка возможна организация семинаров и практических занятий для педагогов-экологов дошкольных учреждений и преподавателей начальных классов.

Справки об экскурсиях и о просветительной работе Московского зоопарка вы можете получить по телефону 255-53-75.

 

Рейтинг@Mail.ru