Е.В. ДУБРОВКИНА,
М.В. РАКОВСКАЯ, М.А. БУЛГАКОВА,
М.Н. БАЛБАШЕВСКАЯ
Брат мой Еж, брат мой Кролик
Методика зоотерапии в комплексной
реабилитации детей с ограниченными
возможностями
«По данным социологического опроса, из
500 подростков, проживающих в неблагополучных
семьях, исправительных заведениях или
психиатрических лечебницах, 91% считали своим
лучшим другом какое-нибудь животное — собаку,
кошку, лошадь, птицу, а иногда даже крысу, змею или
черепаху...»
Часто случается, что животное
становится для ребенка не только единственным
другом, но и учителем жизни. Особенно если это
ребенок с проблемами.
Несколько лет назад сотрудники
зоопарка отправились с выездной лекцией в
Домодедово, на встречу с не совсем обычной
аудиторией. Их слушателями и зрителями должны
были стать воспитанники Республиканского
реабилитационного центра для детей с
ограниченными возможностями.
Лекции зоопарка — уникальный в своем
роде жанр. Наряду с лектором, в «докладе»
принимают участие ручные животные. Лектор
рассказывает об особенностях орла, кошки, зайца,
а слушатели в это время могут наблюдать зверя или
птицу с близкого расстояния — в 2—3 м перед собой.
Подробности, которые может сообщить аудитории
опытный зоолог, иногда совершенно не соотносятся
с образом животного, сложившегося у нас
благодаря сказкам и распространенным бытовым
представлениям.
Взять, к примеру, лису. О ней нам обычно
известно, что она «хитрая» и питается петушками
— золотыми гребешками.
Но «хитрая» — характеристика не
биологическая, а сугубо человеческая. Лиса в
своей реальной лисьей жизни должна вести себя
как охотница. И она настолько же хитра (или умна),
как кошка или собака. Что касается петушатинки
или даже зайчатинки, это блюдо редко встречается
в лисьем рационе, так как оно труднодобываемо.
Основной же корм животного — мыши.
Кроме того, лиса не брезгует жуками и улитками,
порой лакомится ягодами — клюквой, малиной,
земляникой. Это источник витаминов.
Рассматривание животного с близкого
расстояния тоже чревато сюрпризами.
Обнаруживается, например, что сова может
повернуть голову на 180 градусов; что у змеи нет
ресничек, а у ящерицы — есть. И хотя желтопузик
очень напоминает змею, это все же не змея, а
безногая ящерица: она моргает.
Некоторых животных во время лекции
разрешается потрогать. У ручной совы совершенно
потрясающее оперение — мягкое, рыхлое, с нежными
пушинками внутри. У утки перышки другие —
плотные и гладкие, но по ним тоже приятно
провести ладошкой. А если пренебречь
предрассудками и дотронуться до желтопузика,
получишь ощущения совсем иного рода. Кстати, кожа
на животе и на спине у него разная — и по цвету, и
на ощупь.
Реабилитационный центр в
Домодедовском районе посещают дети с серьезными
отклонениями в развитии: здесь есть воспитанники
с диагнозом «ДЦП», с умственной отсталостью, с
синдромом Дауна, аутисты.
Поэтому лекцию как таковую, в течение
которой слушателям сообщается достаточно
большой объем информации, сотрудникам зоопарка
прочитать не удалось.
Но через некоторое время после встречи
врачи и педагоги центра связались с зоопарком.
Они рассказали, что общение с животными
доставило детям удовольствие, вызвало
положительные эмоции, которыми в обычной жизни
их воспитанники не очень избалованы.
А прикосновение к шерсти, к коже
«гостей» из природного мира стало для некоторых
малышей целым событием. После занятия дети
чувствовали себя гораздо более комфортно, чем
обычно. На некоторое время отступило характерное
для них напряженное состояние.
С этого момента работники зоопарка и
их ручные животные стали время от времени
навещать центр: не так часто, как хотелось бы, но с
достаточной степенью постоянства (причем
бесплатно).
В результате нескольких лет
сотрудничества зоологов, врачей и педагогов они
сумели выработать некоторую систему
зоотерапевтических занятий для детей с
особенностями в развитии.
Главная задача таких занятий —
развитие сенсорной и эмоциональной сферы
ребенка. Общение с животными открывает новые
возможности для получения тактильных и
зрительных ощущений, причем ощущений, вызывающих
у детей положительные переживания.
По материалам беседы с Евгенией
ДУБРОВКИНОЙ,
сотрудником научно-просветительного отдела
Московского зоопарка,
организатором выездных лекций
Цели и задачи зоотерапии в
реабилитационном учреждении
Основной целью проведения занятий по
зоотерапии в детском реабилитационном
учреждении является развитие эмоциональной
сферы детей-инвалидов. Для каждой группы детей в
зависимости от их основного заболевания и уровня
развития интеллекта существуют свои задачи
зоотерапии.
Главной задачей занятий для малышей в
возрасте от года до трех лет и для детей с
глубокой умственной отсталостью является
активизация восприятия и познавательной сферы,
стимулирование положительных эмоциональных
реакций на общение с животными.
Дети-аутисты на таких занятиях в
первую очередь учатся преодолевать свои страхи
перед общением с животными. Это сложный и
длительный процесс, требующий времени и большого
количества занятий.
На занятиях с детьми, имеющими
эмоционально-личностные нарушения — тревожными,
агрессивными, гиперактивными, — на первый план
выходит задача создания позитивной
эмоциональной установки на общение с животными,
благоприятной среды для расслабления и
самовыражения за счет контакта с ручными зверями
и птицами.
Дети с задержкой психического
развития, с нарушениями познавательной сферы в
результате педагогической запущенности, а также
дети из сиротских учреждений прежде всего
нуждаются в расширении кругозора, в получении
знаний об окружающем мире, о законах природы.
Дети с перечисленными особенностями в развитии
нуждаются в том, чтобы им рассказывали о самых
традиционных животных — таких, как кошка и
собака — и позволяли, помогали вступить с ними в
контакт. Накопление таких знаний в ходе
зоотерапии является особенно эффективным, так
как проходит на богатом эмоциональном фоне.
Зоотерапия особенно привлекательна
еще и потому, что не требует больших материальных
затрат. Любой живой уголок, созданный в условиях
обычного детского сада или стационара, может
служить базой для проведения занятий. Для этого
необходимо наличие отдельного помещения, в
котором будут размещены животные, и специалиста,
который бы за ними ухаживал. В условиях живого
уголка дети могут не только познакомиться с
животными, но и в течение продолжительного
времени наблюдать за их поведением, ухаживать за
своими любимцами.
Зоотерапевтическое занятие обычно
длится 30–40 минут. Перед тем как проводить
занятия по зоотерапии, необходимо провести
подробную психологическую диагностику с целью
определения интеллектуального уровня детей
(норма, индивидуальная норма, задержка
психического развития, олигофрения),
эмоционально-личностных и коммуникативных
проблем (негативизм, страхи, неврозы и др.).
Диагностика осуществляется коллегиально
несколькими специалистами: психологом,
дефектологом и в случае необходимости
психиатром.
Группа детей, сформированная для
занятий зоотерапией, должна быть однородной по
уровню интеллектуального развития и по степени
нарушений психического развития. Количество
детей не должно превышать 10–12 человек.
Структура и содержание занятий для
групп детей различного возраста и различной
патологии
Животных, с которыми знакомятся дети в
процессе занятия, удобно располагать на столе.
Детей следует рассаживать на расстоянии 3–5
метров от демонстрационного стола, желательно в
один ряд.
Занятия для детей с диагнозом «ДЦП» в
возрасте от 1 до 3 лет и с диагнозом «олигофрения»
В группу из 10—12 малышей могут входить
и более старшие дети, реальные интеллектуальные
показатели которых соответствуют средним
параметрам данного возраста.
На занятиях с такими детьми можно
демонстрировать таких животных, как кот, морская
свинка, заяц (кролик), еж, утка, петух, черепаха.
Структура занятия
1. Предъявление животного
Ведущий показывает детям животное и
сообщает, как оно называется. Дети учатся
отвечать на вопрос «кто это?». Педагог дает
словесное описание внешнего вида животного,
обращает внимание детей на строение его тела, на
его особенности.
2. Тактильное знакомство с животным
Детям предлагают потрогать и
погладить животное. Объясняют, как сделать это
так, чтобы животное не пугалось, чтобы ему было
приятно. Педагог комментирует прикосновения
ребенка к зверю или птице — словесно оформляет
тактильные переживания.
3. Описание животного с опорой на
полученный тактильный опыт
Дети учатся отвечать на вопросы
«Животное — какое?» (какие у него лапки, ушки,
глазки, хвостик и т.п.). Учатся использовать
прилагательные и обороты с
противопоставлениями: не большой, а маленький; не
короткий, а длинный; не мягкий, а твердый и т.п.
Здесь возможно сравнение строения тела
животного со строением тела ребенка: у животного
четыре лапки, а у ребенка? У животного ушки растут
вот тут, вот так, а у ребенка?
У животного есть хвостик, а у ребенка?
4. Наблюдение за поведением
животного, определение его эмоционального
состояния
На этом этапе педагог обращает
внимание детей на поведение животного, на то, как
оно реагирует на происходящее: испугалось,
насторожилось, испытывает удовольствие («Ему
нравится, когда его гладят»). Важно, чтобы дети
учились адекватно реагировать на поведение
животного: старались его успокоить, ласково с ним
заговаривали, улыбались.
Учитывая особенности детей, ведущий
должен употреблять на занятии только простые
слова, говорить короткими, понятными
предложениями.
Если, к примеру, дети на занятии
знакомятся с ежом, педагог сопровождает
демонстрацию животного примерно такими словами:
«Это ежик. Посмотрите, какие у него иголки! Иголки
защищают ежика, чтобы его никто не съел. А животик
у ежика мягкий, покрытый шерсткой. Иголок на
животике нет. У ежика четыре лапки. (Ведущий берет
ежика в руки и показывает брюшко и лапки
животного.) Чтобы спрятать, защитить свой мягкий
животик, ежик сворачивается клубком. (Ведущий
показывает, как ежик умеет сворачиваться.)
Смотрите: и черный носик, и черные лапки, и мягкий
животик – все спряталось под колючими иголками.
Ежик живет в лесу. Он бродит вечером и ночью по
лесу, ловит жуков, червяков, улиток. Когда ежик
сердится или хочет кого-нибудь напутать, он
фыркает».
Предлагая детям потрогать ежика,
педагог предупреждает: «Дотроньтесь легонько до
иголок ежика. Но будьте осторожны — не уколите
пальцы. Иголки у ежика — колючие».
Во время тактильного знакомства с
животным дети должны сидеть на местах. К ним
подносят ежа и дают потрогать всем желающим по
очереди. При этом ежик должен быть повернут
мордочкой к ведущему, а спинкой — к детям. Это
мера безопасности, чтобы животное не укусило
ребенка. Необходимо следить, чтобы дети,
дотрагиваясь до ежа, гладили его по иголкам, а не
против иголок.
Занятия для детей с диагнозом «ДЦП» в
возрасте от 4 до 6 лет
Численность детей в такой группе
составляет 10—12 человек. В занятии могут
принимать участие дети, интеллектуальный
уровень которых соответствует указанному
возрасту.
Список животных, с которыми можно
знакомить детей этой группы, может быть расширен
по сравнению со списком для более младших детей.
Кроме уже перечисленных животных, в цикле
зоотерапии могут принимать участие сова, уж,
обезьяна, попугай, лиса, собака, лягушка — но не
больше 8—9 животных в каждом занятии.
Продолжительность занятия — 30–40
минут.
К характеристике животного для детей
данной группы добавляется существенный элемент:
оказывается, каждая птица, каждый зверь умеют
издавать определенные, специфические звуки.
Детей просят имитировать, как «разговаривает» то
или иное животное.
Кроме того, можно ввести в речь (по
крайней мере на уровне пассивного словаря)
некоторые понятия: например, «животное-хищник»,
«травоядное животное»; познакомить детей с
классификацией животного мира: «млекопитающие»
(те, что вскармливают детенышей молоком), птицы,
земноводные, пресмыкающиеся. Педагог пытается
включить детей в диалог и обсуждает с ними
основные признаки каждой группы животных на
уровне простейших сопоставлений (похож — не
похож, как передвигается, умеет летать — не умеет
летать и т.п.).
Ребенку предлагают выбрать из всех
животных того, кто ему больше всех понравился, и
объяснить свой выбор, используя
слова-характеристики: «самый хитрый», «самый
безобидный», «самый опасный» и др. В заключение
занятия можно предложить детям изобразить
различных животных при помощи жестов, мимики,
голоса.
Занятия для детей в возрасте от 3 до 6
лет с диагнозом «Ранний детский аутизм»
Численность такой группы — 8–10
человек. На занятии необходимо присутствие
родителей или других взрослых, которым дети
доверяют. Взрослые должны держать детей за руку
или посадить к себе на колени, чтобы малыши
чувствовали себя в безопасности.
Продолжительность занятия — до 30
минут.
На занятиях с детьми-аутистами можно
показывать кошку, морскую свинку, зайца (кролика),
собаку, утку, петуха, черепаху, попугая. Эти
животные, скорее всего, способны вызвать у
зрителей положительные эмоции. А знакомство с
колючим ежом, змеей, лисой или совой придется
отложить до лучших времен.
Структура занятия в целом повторяет
ту, что описана выше.
Но большая часть занятия уделяется
именно тактильному знакомству детей с животным,
так как для аутистов это не просто: они, как
правило, испытывают страх перед животными и
избегают прикосновений.
Если кто-то из детей отказывается
погладить животное, не следует на этом
настаивать. Нужно только обратить внимание
ребенка на то, что его сосед не боится животного и
трогает его. Взрослый должен постараться вызвать
у детей если не интерес, то хотя бы какое-то
эмоциональное оживление при виде животного.
Желание ребенка-аутиста потрогать перышки птицы
или погладить кота (кролика, свинку) можно
считать очень хорошим результатом занятия.
Важно обратить внимание детей на
эмоциональное состояние животного, добиться
того, чтобы дети угадали в животном собственные
чувства. Ведь главной задачей занятия является
преодоление детских страхов и стимулирование
положительной эмоциональной реакции на общение
с животными.
Для закрепления знаний, полученных на
зоотерапевтических занятиях, можно предложить
детям нарисовать или слепить увиденных животных.
Полезно играть в сюжетно-ролевые игры, где дети
будут исполнять роли различных животных,
изображать ситуации из их жизни. Богатые
возможности для имитации повадок и голосов
животных открываются при инсценировании таких
известных детям сказок, как «Колобок», «Репка»,
«Теремок».
Для каждой группы детей, в зависимости
от возраста и патологии, педагог подбирает
сюжеты, доступные для понимания и адекватные с
точки зрения личностных проблем детей. Так, для
детей-аутистов предпочтительней играть в сказку
«Теремок» — причем использовать тот вариант,
который заканчивается «бескровно». А сказку
«Колобок», в которой животные все время угрожают
главному герою и пытаются его съесть, лучше не
использовать.
Занятия по зоотерапии — всего лишь
один из методов комплексной реабилитации
детей-инвалидов, но их роль в коррекционном
процессе немаловажна. Наш опыт показывает, что
общение с животными зачастую является самым
ярким и запоминающимся эпизодом для детей,
находящихся на стационарном лечении. В практике
Центра цикл зоотерапии включает в среднем 4–5
занятий. Продолжительность цикла обусловлена
временем пребывания ребенка в стационаре и
возможностями выездного зоопарка. Возможно,
увеличение количества занятий усилило бы их
терапевтический эффект. Но и за реально
отведенное на зоотерапию время можно достигнуть
неплохого результата в улучшении эмоционального
состояния детей, страдающих различными
психоневрологическими заболеваниями и
нарушениями эмоционально-личностного развития.
Уважаемые читатели!
Если вы живете в Москве или в
Подмосковье, то за небольшую плату имеете
возможность использовать ресурсы Московского
зоопарка в экологической и зоотерапевтической
работе.
По крайней мере две из разнообразных
форм работы зоопарка с посетителями могут
оказаться в вашем распоряжении: абонементный
цикл занятий для дошкольников и выездные лекции
с ручными животными.
В абонементный цикл занятий, тематика
которых уточняется в зависимости от ваших
пожеланий, входят экскурсии по зоопарку,
рисование животных с натуры, знакомство с
«закулисьем» зоопарка — ветслужбой и
кормокухней. Вам и вашим детям может быть
предложено участие в конкурсе на лучший проект
или макет зоопарка.
Тематика выездных лекций пересекается
с темами, включенными в образовательные
программы детских садов:
«Животные — герои сказок»;
«Сезонные явления в жизни
животных»;
«Животные больших городов»;
«Что такое зоопарк?»;
«Путешествие в дальние страны» и
т.п.
По согласованию с областными и
районными управлениями образования, на базе
зоопарка возможна организация семинаров и
практических занятий для педагогов-экологов
дошкольных учреждений и преподавателей
начальных классов.
Справки об экскурсиях и о просветительной
работе Московского зоопарка вы можете получить
по телефону 255-53-75.
|