В Цветочном
королевстве
Игровое занятие для детей от пяти лет
Маленький ребенок воспринимает мир целостно.
Манипулируя с предметами, слушая сказки, играя,
он всегда сразу обучается целому комплексу
навыков, получает представления о самых
различных явлениях окружающей действительности.
Поэтому интегративный подход к организации
занятий с детьми — когда на одном материале
педагог пытается решить сразу несколько
обучающих задач — в наибольшей степени отвечает
особенностям детского восприятия.
Материалы и оборудование: для
занятия педагог подбирает цветущие комнатные
растения и группирует их по принципу «Оттенки
теплой и холодной гаммы». Можно заменить живые
растения иллюстрациями.
Для каждого ребенка заготавливают шаблоны в виде
букетов цветов, восковые свечки, наборы красок
для рисования и широкие кисти.
Один из педагогов — преподаватель предметов
эстетического цикла — одет в костюм Феи
Цветочного королевства.
Предварительная работа:
1. Дети участвуют в занятиях цикла
«Цветоведение», где обучаются смешиванию красок,
знакомятся с «теплой» и «холодной» гаммами
цветов.
2. Детей знакомят с комнатными
растениями и правилами ухода за ними.
ХОД ЗАНЯТИЯ
«Цветок-огонек» Пасынкова Даша, 7 лет,
д/с №276 «Мишутка», г. Ижевск
|
Воспитатель: Ребята, вы
любите сказки? Сегодня я хочу рассказать вам о
Фее Цветочного королевства. Повелительница
Цветочного королевства Фея жила в хрустальном
дворце. И был у нее прекрасный зимний сад, где
росли красивые цветы. Цветы, хоть и имели
привычные для нас названия, были необычные и
сказочные.
Чем же отличались цветы из зимнего
сада Феи от знакомых нам комнатных цветов? Что в
них было необычного? Хотите узнать? Тогда я
приглашаю вас в зимний сад Феи Цветочного
королевства полюбоваться комнатными цветами.
Как же мы попадем в сказку? Давайте
построим воздушную цепочку из слов — названий
комнатных растений и по ней пройдем в сказочный
сад.
Игровое упражнение с
элементами ТРИЗ «Цепочка слов»
Воспитатель: Я назову всем вам
знакомое растение — роза. (Вывешивается
изображение розы.) Роза — какая?
Дети: Розовая, пахучая, красная,
красивая, колючая...
Воспитатель: У какого цветка, кроме
розы, тоже есть колючки?
Дети: У кактуса.
Воспитатель: Кактус — какой?
«Дружба» Меньшиков Влад, 6 лет, д/с №2
«Теремок», п. Кез, Республика Удмуртия
|
Дети: Зеленый,
засухоустойчивый, светолюбивый...
Воспитатель: Какое растение, кроме
кактуса, тоже считается светолюбивым? (Ответы
детей. В ответах дети дают характеристики
различным светолюбивым растениям.)
Трудна дорога в сказку. Вы сейчас много
рассказали о комнатных растениях, и посмотрите (заходят
в зимний сад) — мы с вами уже в сказке.
Детей встречает Фея.
Фея: Здравствуйте, ребята, я рада,
что вы смогли добраться до моего королевства.
Воспитатель: Мы хотим полюбоваться
волшебными цветами из твоего зимнего сада.
Фея: Я покажу вам мой зимний сад,
где растут необычные комнатные растения.
Сначала я приглашу вас в «холодный» уголок моего
сада. Здесь я люблю отдыхать в жаркий солнечный
день, потому что от всех цветов этого уголка веет
прохладой. Почему? (Педагоги обращают внимание
детей на то, что цветки растений «холодного
уголка» окрашены в холодные цвета.) Здесь
растут цветы «холодных» оттенков. Назовите эти
оттенки.
Дети: Сиреневый, синий, голубой,
белый, фиолетовый.
Фея: А цветы вы узнали? Как они
называются?
Дети: Здесь растут фиалки,
хризантемы, глоксинии.
Фея (ведет детей в другой утолок
сада): А это «теплый» уголок моего сада. Здесь я
люблю гулять в прохладный день. Почему этот
уголок я называю «теплым»? (Ответы детей.) Верно,
здесь растут цветы «теплых» оттенков. Как они
называются?
Дети: Хризантема — желтая, фиалка
— розовая, герань — красная и розовая, бальзамин
— красный и малиновый.
Фея: В «теплом» уголке зимнего сада
растет мой любимый розовый куст. Вот и он. (Фея и
дети подходят к кусту.)
Ой, что же произошло? Все цветы на нем завяли и
опали. Наверное, садовник забыл их полить. Что же
делать?
Воспитатель: Ребята, мы можем
помочь Фее? Как? (Решают рисовать букеты роз. В
волшебном королевстве рисунки должны обладать
волшебными свойствами: нарисованное на них
изображение оживает по просьбе художника.)
Фея: Я буду благодарна, если вы с
помощью своих рисунков поможете мне оживить
розовый куст.
Воспитатель: С помощью каких
материалов можно изобразить розы? (С помощью
восковых мелков, красок, цветных карандашей.)
Вспомните, какие цветы у розы?
«Монстера» Терскова Лена, 7 лет, д/с №276
«Мишутка», г. Ижевск
|
Дети: Крупные, на них много
лепестков.
Воспитатель: Какого цвета лепестки
у розы?
Дети: Розовые, красные, желтые,
бордовые...
Фея: А знают ли ребята, как
осветлить краску?
Дети: В белую краску нужно добавить
основной цвет. А можно развести краску водой.
Фея: Как получить цвет «бордо»?
Дети: К красной добавить немного
синей.
Фея: Сможете ли вы нарисовать
листья в букетах роз? Ведь на моем розовом кусте у
листьев разные оттенки: светло-зеленый,
темно-зеленый.
Дети: Если к зеленой краске
добавить немного синей, то получится
темно-зеленый цвет.
Фея: Ребята, мы с вами в сказке, и
мне кажется, что рисунки у вас тоже должны быть
сказочными, волшебными. Поэтому я предлагаю вам
новый способ рисования — с помощью свечки.
У каждого из вас шаблон, глядя на который можно
представить, где на рисунке будут располагаться
цветы и листья. Сначала контуры цветов и листьев
рисуют свечкой — дугообразными движениями. (Педагог
знакомит детей с техникой работы свечой.)
После того как вы прорисовали контуры цветов и
листьев свечкой, можно нанести на рисунок краски.
Приготовьте на своих палитрах нужные вам
«теплые» цвета и оттенки и смело нанесите их на
бумагу. Воск преградит краскам дорогу, и они не
будут сливаться друг с другом. (Педагог
демонстрирует детям эффект нанесения краски на
рисунок с восковыми линиями.)
А рисовать вам в моей сказке помогут ваши веселые
пальчики. (Проводится пальчиковая гимнастика.)
А теперь, ребята, за работу!
Дети рассаживаются за столы, где приготовлены
материалы для рисования. Во время работы звучит
спокойная легкая музыка.
Воспитатель помогает детям советами, напоминает
правила смешивания красок. По окончании работы
дети с готовыми букетами роз становятся в круг.
«Волшебная ромашка» Дементьева Маша, 5
лет, д/с №2 «Теремок», п. Кез, Республика Удмуртия
|
Фея: Покажите свои букеты друг
другу. Какие красивые, необычные цветы у вас
получились! Как от них веет теплом! Они так радуют
глаз, что хочется танцевать.
Дети кладут свои работы на стол или
на пол и танцуют вместе с педагогом. Работы в это
время подсыхают.
Фея: А теперь, ребята, помогите мне
оживить розовый куст: развесьте на ветках свои
букеты так, чтобы их было хорошо видно.
Спасибо вам за помощь! Мой любимый розовый куст
опять будет радовать красотой меня и всех моих
гостей. За это я хочу подарить вам новый
комнатный цветок. (Вручает комнатное растение
воспитателю.) Пусть он растет в вашей группе и
напоминает о путешествии в Цветочное
королевство.
Дети благодарят Фею. Фея прощается с детьми и
провожает их в группу.
Воспитатель: Пора, ребята,
возвращаться из сказки в детский сад. Пройдем еще
раз по воздушной цепочке слов. (Дети составляют
цепочку из названий комнатных растений и
возвращаются в группу.)
Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше
путешествие? Почему цветы в зимнем саду были
необычными? Как вы помогли Фее? Какой новый
способ рисования узнали? Вам было легко или
трудно справиться с заданием? Почему? Что вам
помогло? Хотели бы вы рассказать о своем
путешествии родным и друзьям? Что вам будет
напоминать о встрече с Феей Цветочного
королевства? (Новый цветок.) Давайте
определим место для нового комнатного растения.
Педагоги МДОУ № 5 «Березка»,
п. Нижний Одес Сосногорского района Республики
Коми
|