Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2003

РАБОЧИЙ СТОЛ

В Цветочном королевстве

Игровое занятие для детей от пяти лет

Маленький ребенок воспринимает мир целостно. Манипулируя с предметами, слушая сказки, играя, он всегда сразу обучается целому комплексу навыков, получает представления о самых различных явлениях окружающей действительности. Поэтому интегративный подход к организации занятий с детьми — когда на одном материале педагог пытается решить сразу несколько обучающих задач — в наибольшей степени отвечает особенностям детского восприятия.

Материалы и оборудование: для занятия педагог подбирает цветущие комнатные растения и группирует их по принципу «Оттенки теплой и холодной гаммы». Можно заменить живые растения иллюстрациями.
Для каждого ребенка заготавливают шаблоны в виде букетов цветов, восковые свечки, наборы красок для рисования и широкие кисти.
Один из педагогов — преподаватель предметов эстетического цикла — одет в костюм Феи Цветочного королевства.

Предварительная работа:

1. Дети участвуют в занятиях цикла «Цветоведение», где обучаются смешиванию красок, знакомятся с «теплой» и «холодной» гаммами цветов.

2. Детей знакомят с комнатными растениями и правилами ухода за ними.

ХОД ЗАНЯТИЯ

«Цветок-огонек» Пасынкова Даша, 7 лет, д/с №276 «Мишутка», г. Ижевск

«Цветок-огонек» Пасынкова Даша, 7 лет, д/с №276 «Мишутка», г. Ижевск

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Сегодня я хочу рассказать вам о Фее Цветочного королевства. Повелительница Цветочного королевства Фея жила в хрустальном дворце. И был у нее прекрасный зимний сад, где росли красивые цветы. Цветы, хоть и имели привычные для нас названия, были необычные и сказочные.

Чем же отличались цветы из зимнего сада Феи от знакомых нам комнатных цветов? Что в них было необычного? Хотите узнать? Тогда я приглашаю вас в зимний сад Феи Цветочного королевства полюбоваться комнатными цветами.

Как же мы попадем в сказку? Давайте построим воздушную цепочку из слов — названий комнатных растений и по ней пройдем в сказочный сад.

Игровое упражнение с элементами ТРИЗ «Цепочка слов»

Воспитатель: Я назову всем вам знакомое растение — роза. (Вывешивается изображение розы.) Роза — какая?

Дети: Розовая, пахучая, красная, красивая, колючая...

Воспитатель: У какого цветка, кроме розы, тоже есть колючки?

Дети: У кактуса.

Воспитатель: Кактус — какой?

«Дружба» Меньшиков Влад, 6 лет, д/с №2 «Теремок», п. Кез, Республика Удмуртия

«Дружба» Меньшиков Влад, 6 лет, д/с №2 «Теремок», п. Кез, Республика Удмуртия

Дети: Зеленый, засухоустойчивый, светолюбивый...

Воспитатель: Какое растение, кроме кактуса, тоже считается светолюбивым? (Ответы детей. В ответах дети дают характеристики различным светолюбивым растениям.)
Трудна дорога в сказку. Вы сейчас много рассказали о комнатных растениях, и посмотрите (заходят в зимний сад) — мы с вами уже в сказке.

Детей встречает Фея.

Фея: Здравствуйте, ребята, я рада, что вы смогли добраться до моего королевства.

Воспитатель: Мы хотим полюбоваться волшебными цветами из твоего зимнего сада.

Фея: Я покажу вам мой зимний сад, где растут необычные комнатные растения.
Сначала я приглашу вас в «холодный» уголок моего сада. Здесь я люблю отдыхать в жаркий солнечный день, потому что от всех цветов этого уголка веет прохладой. Почему? (Педагоги обращают внимание детей на то, что цветки растений «холодного уголка» окрашены в холодные цвета.) Здесь растут цветы «холодных» оттенков. Назовите эти оттенки.

Дети: Сиреневый, синий, голубой, белый, фиолетовый.

Фея: А цветы вы узнали? Как они называются?

Дети: Здесь растут фиалки, хризантемы, глоксинии.

Фея (ведет детей в другой утолок сада): А это «теплый» уголок моего сада. Здесь я люблю гулять в прохладный день. Почему этот уголок я называю «теплым»? (Ответы детей.) Верно, здесь растут цветы «теплых» оттенков. Как они называются?

Дети: Хризантема — желтая, фиалка — розовая, герань — красная и розовая, бальзамин — красный и малиновый.

Фея: В «теплом» уголке зимнего сада растет мой любимый розовый куст. Вот и он. (Фея и дети подходят к кусту.)
Ой, что же произошло? Все цветы на нем завяли и опали. Наверное, садовник забыл их полить. Что же делать?

Воспитатель: Ребята, мы можем помочь Фее? Как? (Решают рисовать букеты роз. В волшебном королевстве рисунки должны обладать волшебными свойствами: нарисованное на них изображение оживает по просьбе художника.)

Фея: Я буду благодарна, если вы с помощью своих рисунков поможете мне оживить розовый куст.

Воспитатель: С помощью каких материалов можно изобразить розы? (С помощью восковых мелков, красок, цветных карандашей.) Вспомните, какие цветы у розы?

«Монстера» Терскова Лена, 7 лет, д/с №276 «Мишутка», г. Ижевск

«Монстера» Терскова Лена, 7 лет, д/с №276 «Мишутка», г. Ижевск

Дети: Крупные, на них много лепестков.

Воспитатель: Какого цвета лепестки у розы?

Дети: Розовые, красные, желтые, бордовые...

Фея: А знают ли ребята, как осветлить краску?

Дети: В белую краску нужно добавить основной цвет. А можно развести краску водой.

Фея: Как получить цвет «бордо»?

Дети: К красной добавить немного синей.

Фея: Сможете ли вы нарисовать листья в букетах роз? Ведь на моем розовом кусте у листьев разные оттенки: светло-зеленый, темно-зеленый.

Дети: Если к зеленой краске добавить немного синей, то получится темно-зеленый цвет.

Фея: Ребята, мы с вами в сказке, и мне кажется, что рисунки у вас тоже должны быть сказочными, волшебными. Поэтому я предлагаю вам новый способ рисования — с помощью свечки.
У каждого из вас шаблон, глядя на который можно представить, где на рисунке будут располагаться цветы и листья. Сначала контуры цветов и листьев рисуют свечкой — дугообразными движениями. (Педагог знакомит детей с техникой работы свечой.)
После того как вы прорисовали контуры цветов и листьев свечкой, можно нанести на рисунок краски. Приготовьте на своих палитрах нужные вам «теплые» цвета и оттенки и смело нанесите их на бумагу. Воск преградит краскам дорогу, и они не будут сливаться друг с другом. (Педагог демонстрирует детям эффект нанесения краски на рисунок с восковыми линиями.)
А рисовать вам в моей сказке помогут ваши веселые пальчики. (Проводится пальчиковая гимнастика.)
А теперь, ребята, за работу!
Дети рассаживаются за столы, где приготовлены материалы для рисования. Во время работы звучит спокойная легкая музыка.
Воспитатель помогает детям советами, напоминает правила смешивания красок. По окончании работы дети с готовыми букетами роз становятся в круг.

«Волшебная ромашка» Дементьева Маша, 5 лет, д/с №2 «Теремок», п. Кез, Республика Удмуртия

«Волшебная ромашка» Дементьева Маша, 5 лет, д/с №2 «Теремок», п. Кез, Республика Удмуртия

Фея: Покажите свои букеты друг другу. Какие красивые, необычные цветы у вас получились! Как от них веет теплом! Они так радуют глаз, что хочется танцевать.

Дети кладут свои работы на стол или на пол и танцуют вместе с педагогом. Работы в это время подсыхают.

Фея: А теперь, ребята, помогите мне оживить розовый куст: развесьте на ветках свои букеты так, чтобы их было хорошо видно.
Спасибо вам за помощь! Мой любимый розовый куст опять будет радовать красотой меня и всех моих гостей. За это я хочу подарить вам новый комнатный цветок. (Вручает комнатное растение воспитателю.) Пусть он растет в вашей группе и напоминает о путешествии в Цветочное королевство.
Дети благодарят Фею. Фея прощается с детьми и провожает их в группу.

Воспитатель: Пора, ребята, возвращаться из сказки в детский сад. Пройдем еще раз по воздушной цепочке слов. (Дети составляют цепочку из названий комнатных растений и возвращаются в группу.)
Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Почему цветы в зимнем саду были необычными? Как вы помогли Фее? Какой новый способ рисования узнали? Вам было легко или трудно справиться с заданием? Почему? Что вам помогло? Хотели бы вы рассказать о своем путешествии родным и друзьям? Что вам будет напоминать о встрече с Феей Цветочного королевства? (Новый цветок.) Давайте определим место для нового комнатного растения.

Педагоги МДОУ № 5 «Березка»,
п. Нижний Одес Сосногорского района Республики Коми

 

Рейтинг@Mail.ru