Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2003

МАСТЕРСКАЯ

Когда на ткани цветут цветы

Искусство росписи тканей подарило миру узоры на русских сарафанах, индийских сари и японских кимоно.
Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи тканей — батик. Техника батика основана на том, что на ткань в некоторых местах наносятся парафин или воск, которые не впитывают краску, — как говорят специалисты, «резервируют» от краски некоторые тканевые участки.
Техника батика только на первый взгляд кажется сложной и неподвластной детской руке и воображению. Но мы в нашем саду попробовали организовать для детей занятия батиком в кружке изобразительного искусства и не пожалели об этом.
Оказалось, батик не требует от ребенка больших затрат времени и сил, а результат всегда получается неожиданным и интересным.
Материалы для росписи ткани продаются в специализированных магазинах и в отделах канцтоваров. Это могут быть готовые наборы для росписи по ткани, сухие красители для хлопчатобумажных и шерстяных тканей. В качестве резервирующего материала можно использовать парафин.
Наши дети рисуют на тканях из шелка, хлопка и вискозы.
Наиболее доступными для детей являются такие приемы изготовления батика, как техника свободной росписи, узелковая техника и техника витража.

Узелковая техника

На ткани завязывают нитками узелки разных размеров. Можно в каждый узелок завязать пуговицу, камешек или другие мелкие предметы разной формы.
Весь кусок ткани сворачивается в виде жгута. Жгут складывают в два-три слоя и обвязывают нитками.
На ткань широкими мазками наносят краску — один или несколько цветов.
Затем ткань высушивают (можно для этого использовать фен), снимают нитки и разглаживают.
Работу в узелковой технике можно использовать на первом этапе знакомства детей с искусством батика, так как она не требует предварительной подготовки эскиза и обработки ткани резервирующим материалом.

 Техника свободной росписи

Эта техника очень сходна с работой акварельными красками по мокрой бумаге.
Краска широкими кистями наносится на влажную поверхность ткани в соответствии с эскизом.
После того как изображение слегка подсохнет, художник работает крупными темными мазками по чуть влажной подкладке.
Затем ткань просушивают и работают по сухой ткани. Детали рисунка прорабатываются мелкими мазками.

Техника витража

При работе в технике витража дети сначала делают на бумаге эскиз будущей работы и с помощью мягкого карандаша переводят его на ткань.
Ткань натягивают на пяльцы для вышивания.
Затем ткань нужно обработать парафином или свечным воском.
Резервирующим составом ткань покрывает педагог, так как технологически это один из самых сложных этапов работы: парафин разогревается в водяной бане и наносится тонкой кистью на контур рисунка.
Затем изображение заливается цветовыми пятнами. Контур, обработанный резервирующим составом, будет отделять цвет от цвета, не давая смешиваться краскам. Насыщенность цветов зависит от концентрации разведенных красок.
По окончании росписи работу снимают с рамки. Излишки парафина или воска педагог удаляет с готового изделия, проглаживая ткань горячим утюгом через белую бумагу.
Предметами росписи могут быть панно, платочки, шарфики, бантики, одежда для кукол, декорации для кукольного театра и т.п. Для росписи одежды и аксессуаров можно использовать декоративные и абстрактные узоры, для настенных панно и декораций — натюрморты и пейзажи, сказочные сюжеты. Все зависит от конкретных задач, поставленных перед начинающим художником, от его фантазии и мастерства.

Ирина КАЗЬМИНА,
педагог по изодеятельности
ДОУ № 13 «Гусельки»,
г. Зеленодольск Республики Татарстан

Рейтинг@Mail.ru