Помочь цветам
проявить себя
Искусство составления цветочных
композиций — икебана — пришло к нам из Японии.
Дословный перевод слова «икебана» — «помочь
цветам проявить себя». Возникло это искусство в
глубокой древности. Букет из цветов, веток и трав
был жертвенным подношением Будде и имел глубокое
символическое значение. Все элементы букета
располагались на трех уровнях. Первый уровень —
Син — обозначался самой высокой веткой или
цветком и символизировал Небо. Второй уровень —
Соэ — был символом Человека. Третий, самый
низкий, уровень символизировал Землю и назывался
Хикаэ. Кроме трех основных элементов, в букетах
использовались «помощники» — цветы и травы,
функция которых заключалась в усилении
«звучания» основных элементов.
Как в России каждая девушка должна была
научиться вышивать, так каждая японская девушка
перед замужеством должна была овладеть
искусством составления цветочных композиций.
Это было необходимо для отправления религиозных
ритуалов и выполнения функции хранительницы
очага.
Сегодня икебана уже не является исключительно
религиозным занятием. Ей посвящают время и
отдают силы фитодизайнеры в разных концах мира.
Однако каждый раз, когда художник берется за
составление букета по законам икебаны,
невозможно избежать чувства, что начинается
священнодействие.
Прекрасное — в каждой травинке
Составление композиций из сухоцветов
Занятие для детей от пяти лет
Словарная
работа: знакомство с новым словом
«аранжировщик»; активизация слов «букет»,
«композиция».
Предварительная работа: рассматривание
иллюстраций, композиций из
сухоцветов, живых цветов; беседа об искусстве
составления букетов.
Оборудование: Слайды,
сухоцветы, вазы, подставки для цветов,
аранжировочный материал (листья папоротника,
аспарагуса, сансевьеры и др.); ножницы; пластилин
для крепления цветов и трав.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Занятие начинается с беседы, которая
сопровождается показом слайдов. Первый слайд — с
изображением зимнего пейзажа.
Воспитатель:
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом?
Бьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
Дети: Зима.
Воспитатель:
Верно, зима. Каждое время года в природе
прекрасно по-своему, каждое неповторимо. Вместе с
зимой приходят в лес покой и тишина. Природа
словно уснула, отдыхает, ждет весеннего тепла. А
мороз старается, украшает лес своими нарядами,
заботливо укутывает деревья и кусты, чтобы не
замерзли они в студеные зимние ночи.
Ребята, с чем можно сравнить зимний наряд леса? (Ответы
детей.) Мягким, пушистым одеялом укрылся лес,
деревья надели теплые снежные шапки. Тихо и
спокойно в лесу.
Но пригреет солнышко, зажурчат весенние ручьи,
защебечут птицы, и наденет лес новый наряд.
Сменит белое покрывало на разноцветный, пестрый
ковер из цветов и трав. (Слайд с изображением
весеннего пейзажа.) Проснется и зажурчит,
заговорит лесной ручей. Зашелестят листья на
деревьях. С чем можно сравнить шелест листьев? (Ответы
детей.)
Летний лес природа расписывает густыми, сочными
красками. (Слайд с изображением летнего
пейзажа.) А осенью в золотые платья одеваются
березы, блестят, переливаются на солнце багровые
листья кленов. (Слайд с изображением осеннего
пейзажа.) Щедр осенний лес на подарки, прячутся
в траве грибы, цветут цветы. Но не каждому лес
раскроет свои тайны, не каждого одарит своими
богатствами. Как вы считаете, кому лес дарит свои
чудеса? (Ответы детей.)
Только внимательному человеку, чуткому к
красоте. Только тому, кто умеет видеть прекрасное
в каждой веточке, в каждой травиночке. И не только
видеть, но и сохранить память об этой красоте в
создании рук своих.
Если вы хотите, чтобы ваш дом был уютным и
красивым, украсьте его композициями из цветов и
трав. Составление композиций из сухоцветов и
живых цветов — это целое искусство. Человек,
который владеет искусством составления таких
композиций, называется «аранжировщиком». Это
интересная и сложная профессия.
Давайте внимательно рассмотрим фотографии с
изображением цветочных композиций. (Дети
вместе с педагогом рассматривают фотографии,
подбирают к ним вы-
разительные слова-определения, придумывают
названия для букетов.)
Сегодня мы с вами тоже будем аранжировщиками —
попробуем составить композиции из сухих травок и
цветов. Но, прежде чем приступить к этой работе,
нужно вспомнить правила составления композиций.
Дети вспоминают уже известные им правила:
стебли растений должны быть разной длины и
располагаться под углом друг к другу. Каждый
цветок должен быть виден. В центре композиции
должны быть яркие цветы, они делают композицию
живой и выразительной.
А вот эти растения помогут нам оживить
композицию. Может, кто-нибудь знает, как они
называются? (Дети или педагог показывают и
называют ветки папоротника, аспарагуса,
сансевьеры и др.) Какие вазы используют для
составления композиции? (Неяркие; для растений
с короткими стеблями — низкие и широкие; для
растений с длинными стеблями — высокие.)
Как можно закрепить растения в вазе? (С помощью
пластилина, мотка проволоки, специальных
наколок, специальных ваз.)
Перед занятием я составила вот эти композиции.
Рассмотрите их: из чего они составлены? (Одна
композиция включает осенние «элементы» —
колосья, кленовые листья. Другая — с яркими
сухими цветами, ленточками.) Эту композицию я
назвала «Осенняя мелодия» (показывает на
композицию с колосьями). А эту как бы вы
назвали? Как вы считаете, можно ли считать ее
праздничной композицией?
Впереди много весенних праздников.
Каждый из вас сможет сделать такой подарок своим
близким и знакомым: они будут очень рады.
На столах приготовлен материал для ваших работ.
Подумайте, из каких растений вы составите свою
композицию и как ее назовете?
Дети выбирают материал и вазу,
занимают свое рабочее место и приступают к
работе. Для того чтобы создать «творческое
настроение», можно включить для
«аранжировщиков» музыку.
В процессе работы воспитатель консультирует
детей, помогает советом, иногда — техническим
решением. Готовые работы выставляют на столах. По
желанию детей проводится «презентация»
композиций: «мастера» рассказывают, из чего
составлена композиция, как она называется, какое
настроение они хотели передать. Выслушать можно
3—4 детей. Рассказы остальных записываются на
карточки после занятия и помещаются на выставке
для родителей.
Педагоги прогимназии № 226,
г. Ижевск
|