Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2003

КОНТРАПУНКТ

Оригами? Очень сложно!

Одним из видов рукотворчества, полюбившегося педагогам-дошкольникам и активно отвоевывающим себе место в занятиях с детьми, стало еще одно традиционное японское искусство — искусство оригами. Оригами, или складывание из бумаги, привлекает воспитателей возможностью прямо на глазах у ребенка создать игрушку, которую можно при желании включить в игру.

Однако, предупреждает доктор педагогических наук и признанный авторитет в области детского конструирования Лариса Парамонова, педагоги чаще всего неправильно оценивают роль подобных занятий в жизни ребенка. Утверждения о том, что оригами якобы предоставляют ребенку возможности для творческой продуктивной деятельности, ни на чем не основаны.

Японское искусство складывания бумаги, подобно икебане, возникло в древности как ритуальное искусство и предполагало долгий период обучения. По сей день ученик, вступающий на «путь оригами», должен сначала овладеть огромным количеством уже известных приемов изготовления различных изделий, и лишь достигнув определенных вершин техники копирования, он получает возможность придумать что-нибудь новое, что-нибудь свое.

Фигурки из бумаги, являющиеся действительно оригинальными произведениями мастеров, продаются в Японии в отделах сувениров и стоят очень дорого.

Ребенок на занятиях оригами попадает в похожую ситуацию. Чтобы научиться делать из бумаги лодочку или коробочку, он должен внимательно следить за движениями педагога и повторять их. От ребенка требуется как можно более точное копирование. Конечно, и такие упражнения имеют обучающий эффект: ребенок тренирует внимание, память и пальцы рук. Объемная фигурка, полученная из плоского листа бумаги, приводит его в восторг. Он с удовольствием с ней играет.

Но с точки зрения придумывания, поиска самостоятельных решений оригами не предоставляет малышу практически никаких возможностей. Слишком сложна ее техника!

Поэтому не стоит увлекаться слишком широким «внедрением» оригами в жизнь детей. Достаточно, если они научатся делать две-три не очень сложные и предельно выразительные игрушки. Если же педагог на досуге смастерит что-то для детей и пополнит своими изделиями игрушечное царство, это всегда замечательно!

Ирина ОСИНА

 

Рейтинг@Mail.ru