Оригами? Очень
сложно!
Одним из видов рукотворчества,
полюбившегося педагогам-дошкольникам и активно
отвоевывающим себе место в занятиях с детьми,
стало еще одно традиционное японское искусство
— искусство оригами. Оригами, или складывание из
бумаги, привлекает воспитателей возможностью
прямо на глазах у ребенка создать игрушку,
которую можно при желании включить в игру.
Однако, предупреждает доктор
педагогических наук и признанный авторитет в
области детского конструирования Лариса
Парамонова, педагоги чаще всего неправильно
оценивают роль подобных занятий в жизни ребенка.
Утверждения о том, что оригами якобы
предоставляют ребенку возможности для
творческой продуктивной деятельности, ни на чем
не основаны.
Японское искусство складывания
бумаги, подобно икебане, возникло в древности как
ритуальное искусство и предполагало долгий
период обучения. По сей день ученик, вступающий
на «путь оригами», должен сначала овладеть
огромным количеством уже известных приемов
изготовления различных изделий, и лишь достигнув
определенных вершин техники копирования, он
получает возможность придумать что-нибудь новое,
что-нибудь свое.
Фигурки из бумаги, являющиеся
действительно оригинальными произведениями
мастеров, продаются в Японии в отделах сувениров
и стоят очень дорого.
Ребенок на занятиях оригами попадает в
похожую ситуацию. Чтобы научиться делать из
бумаги лодочку или коробочку, он должен
внимательно следить за движениями педагога и
повторять их. От ребенка требуется как можно
более точное копирование. Конечно, и такие
упражнения имеют обучающий эффект: ребенок
тренирует внимание, память и пальцы рук. Объемная
фигурка, полученная из плоского листа бумаги,
приводит его в восторг. Он с удовольствием с ней
играет.
Но с точки зрения придумывания, поиска
самостоятельных решений оригами не
предоставляет малышу практически никаких
возможностей. Слишком сложна ее техника!
Поэтому не стоит увлекаться слишком
широким «внедрением» оригами в жизнь детей.
Достаточно, если они научатся делать две-три не
очень сложные и предельно выразительные игрушки.
Если же педагог на досуге смастерит что-то для
детей и пополнит своими изделиями игрушечное
царство, это всегда замечательно!
Ирина ОСИНА
|