Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2003

ВКЛАДКА

Елена БАРАБАНЩИКОВА,
Cветлана КРАСИЛЬНИКОВА,
Елена АВИЛОВА

Путешествие капельки

ГОУ ЦРР № 1908 г. Москвы еще в 1996 г. стал экспериментальной площадкой по экологическому образованию под руководством д. п. н. Н.А. Рыжовой. Особенность работы этого учреждения – интегрированный подход, который позволяет формировать у ребят экологическую культуру через разные виды деятельности. Вот уже второй год педагоги детского сада делятся с коллегами из столицы и всей России своим опытом в необычной форме: они организуют мастер-классы с детьми (и даже взрослыми!) из других дошкольных учреждений. Одно из таких занятий для ребят подготовительной группы посвящено круговороту воды в природе и проводится педагогом-экологом, музыкальным руководителем и педагогом художественного ручного труда.

Программное содержание:

Закрепить знания детей о состоянии воды в разное время года: зимой, весной, летом, осенью; объяснить, как образуется дождь; закрепить навык работы с разными видами бумаги, умение складывать лист в разных направлениях, научить ребят показывать явления природы, ее «настроение» с помощью музыки и пластичных движений (программа «Наш дом — природа»).

Материалы и оборудование: глобус, стаканы с пресной и соленой водой, поднос, губка, иллюстрации с изображением разных времен года, тонированный и разделенный на четыре части лист акварельной бумаги, белая и цветная бумага (разные оттенки синего, серого цвета), белые салфетки, кисть, подставка для кисти, клей, ножницы, клеенка, магнитофон с аудиозаписью для пластического этюда.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
(проводит педагог-эколог)

В начале занятия дошкольники подходят к столу, на котором стоят глобус и два подноса со стаканами соленой и пресной воды. Педагог предлагает рассмотреть глобус, объясняет, что это — модель нашей Земли, нашего общего дома. Какую форму имеет глобус? (Округлую.) Что обозначено на глобусе желтым цветом? (Суша.) А вот голубым цветом обозначена вода — океаны и моря. Маленькие овалы — это озера, тонкие синие линии — это реки. (Дети ищут на глобусе указанные объекты.) Вода в морях и океанах не такая, как в реках, прудах и озерах. Чем она отличается? В этом поможет разобраться опыт.

Опыт 1

Педагог предлагает детям рассмотреть, что находится на подносах (стаканчики с водой). Что можно сказать о воде? Какая она? (Прозрачная, чистая.) Затем дети пробуют воду и выясняют, есть ли у нее вкус. Оказывается, что в одном стаканчике находится соленая, «морская» вода, а в другом безвкусная — пресная, «речная», «озерная». Пьем мы пресную воду, но ее на нашей планете очень мало. Как ребята думают, должны ли мы ее беречь? Если да, то как? (Обычно дошкольники говорят, что нужно закрывать краны, расходовать воду экономно.) Воспитатель снова предлагает рассмотреть воду в стаканчиках и налить небольшое количество жидкости на поднос: из чего состоит вода? Из маленьких капелек. Эти капельки — известные путешественницы. Вместе с одной из них ребята отправятся в путешествие по временам года. (Педагог показывает детям изображение веселой бумажной капельки.)

Первая остановка путешествия

Дети рассматривают фотографию с изображением осенней природы. Какое время года изображено на снимке?

Педагог загадывает загадку. Отгадав ее, ребята узнают, где можно встретиться с капелькой воды осенью.

Крупно, дробно зачастило
И всю землю напоило.

(Дождь.)

Пляшет дождик по дороге,
Чтоб мочили люди ноги.
Оставляет он следы —
Мелководные пруды.

(Лужа.)

Каким бывает осенний дождь? (Грустный, печальный, серый, холодный.) Где еще мы можем обнаружить осеннюю капельку воды? (В озере, в реке, которые к этому времени еще не замерзли.)

Вторая остановка

Дошкольники рассматривают фотографию зимнего пейзажа. Какое это время года? Почему дети так думают?
Можем ли мы увидеть водяную капельку зимой? Какой она становится? Об этом тоже помогут узнать загадки.

Что за звездочки сквозные
На платке и рукаве
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке?

(Снежинка.) Е.Благинина

Что происходит со снежинкой, когда она попадает на ладошку? (Тает, превращается в воду, так как ладошка теплая.)

Прозрачен как стекло,
Но не вставишь в окно.

(Лед.)

Без дел мне не сидится,
Я пошутить люблю,
Вам брови и ресницы
Я мигом набелю.

(Иней.)

Удивительный художник
На окошках побывал.
Удивительный художник
Нам окно разрисовал.
Пальмы, папоротники, клены —
На окошках лес густой.
Только белый, не зеленый
Лес чудесный, не простой.

(Морозные узоры.)

Лед, снег, иней, морозные узоры — что это? (Это тоже она, наша знакомая капелька.)
Но вот солнышко пригрело, и капелька отправилась дальше.

Третья остановка

Дети рассматривают фотографию с изображением весенней природы. Ребята, как вы думаете, какое это время года? Почему вы так решили?
А теперь — загадки о весенней капельке:

С крыши белый гвоздь торчит,
Солнце взойдет
И гвоздь упадет.

(Сосулька.)

Сосулька — это твердая вода.

Четвертая остановка

Педагог показывает фотографию с изображением летнего пейзажа. Какое время года изображено на снимке? Где мы в природе встречаемся с водой летом? (Капелька попадает в море, в реку; летом выпадает град, идет дождь, появляется роса.)
Итак, в результате путешествия стало понятно, что капелька в течение года выглядит по-разному. Она словно играет с нами, хочет обмануть, превращаясь то в капельку тумана или росы, то в большую градину или в иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку. Но лучше всего мы знаем капельку дождя. А как получается дождь? Мы уже знаем, что на нашей планете много воды — моря, океаны, реки, ручьи, озера. Солнце нагревает их. Капелька под лучами солнышка испаряется — становится прозрачным и невидимым паром. Этот теплый пар вместе с теплым воздухом поднимается над Землей все выше и выше. Там, на высоте, всегда холодно. Теплый пар встречается с холодным воздухом, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Они собираются в большое облако. Ветер подхватывает облака и разносит их по свету. Облака плывут над Землей. Случается так, что в туче собирается слишком много капелек, им всем уже не хватает места, а сама туча становится тяжелой. Вот тогда-то на Земле начинается дождик, и мы бежим за зонтами.
Из мелких капелек получается «моросящий» дождик. Чаще всего он бывает осенью. Веселые ливни с крупными теплыми каплями выпадают весной или летом.
А как образуются снежные тучи? Так же, как и дождевые, только высоко в небе пар замерзает и превращается в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в красивые шестиугольные звездочки — снежинки. Миллионы снежинок собираются в снеговую тучу. Ветер уносит ее далеко от того места, где испарилась вода из океана и где в воздухе родились снежные звездочки. Снежинки-звездочки медленно опускаются на землю: идет снегопад.

Опыт 2

Педагог предлагает дошкольникам «создать» дождь. На столах у ребят лежат подносы с фигурными голубыми и белыми, чуть влажными губками. Дети высказывают свои предположения о том, на что похожи эти губки (на подушку, на конфетку, на облако). Воспитатель предлагает представить, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный — весенний или летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ
(проводит музыкальный руководитель)

Дети становятся капельками воды и изображают их путешествие с помощью движений рук. Вместе с музыкальным руководителем они сидят на ковре. Движения ребят сопровождаются музыкой и комментариями педагога.

Педагог: Посмотрите на свои руки. Они умеют многое: например, могут изобразить летающих бабочек; ручеек, который весело спускается с пригорка; цветок. Мы можем ловить капельки дождя в ладошки. Наши руки могут даже рассказать сказку без слов.

Последовательность движений:

1. Выглянуло солнце (поднять руки вверх и посмотреть на них).
2. Следом за ним появилась тучка («нарисовать» ее круговыми движениями рук снизу вверх).
3. Из тучки закапали капельки (изобразить их поочередно каждой рукой).
4. Капелек было так много, что на земле образовались лужи (сделать полукруг сначала левой, потом правой рукой).
5. Полили капельки землю, и на ней начали расти цветы (проводя поочередно каждой рукой снизу вверх, показать, как вырастает один цветок, потом другой).
6. Смотрят наши цветы на солнце (руки подняты вверх. Взоры ребят направлены на поднятые вверх руки; ладошки сложены вместе и раскрыты — пальцы направлены в разные стороны).
7. Прилетели к цветкам бабочки (положить скрещенные кисти рук друг на друга и легко махать ладошками, как крыльями).
8. Из-за тучки выглянуло солнышко (повторить движение № 1).
9. Солнышко осветило всю Землю (дети рисуют поочередно каждой рукой круги).
10. Наша любопытная капелька отстала от других капелек дождя и попала в ручеек (по очереди свободной кистью каждой рукой изобразить ручеек «змейкой» сверху вниз).
11. Влился ручеек в речку, речка потекла в море. А вместе с ними и капелька (каждой рукой по очереди изображаются волны: движения перед собой слева направо).
12. Выглянуло солнышко из-за тучки, протянуло лучики-ладошки к капельке (дети тянут вверх ладошки).
13. Превратилась наша капелька в пар (дети поочередно поднимают перевернутые ладошки вверх).
14. Вернулась капелька-путешественница к маме-тучке (движения руками снизу вверх, отражающие подъем капельки).

Вот и закончилось путешествие капельки, а с ним и наша необычная сказка.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
(проводит педагог по художественному ручному труду)

Педагог предлагает ребятам с помощью бумаги изобразить состояния капельки в разное время года. Они еще раз вспоминают, где и в каком виде можно встретить воду летом, весной, осенью, зимой.

В работе используется бумага разных оттенков синего, серого цветов и белая.

Педагог: Летом вода может быть в виде капельки дождя. Какое настроение у летней капельки? (Ответы детей.) У капельки веселое, радостное настроение, поэтому для нее выбирается полоска бумаги голубого цвета. Меняется ли настроение капельки осенью? Она становится хмурой, грустной. Значит, ее можно сделать темно-синей или фиолетовой.
Зимой капелька превращается в снежинку. Из чего можно сделать снежинку?
Из салфетки. Для этого нужно сложить ее пополам два раза, потом еще раз по диагонали и вырезать лучи.
Ранней весной, когда пригревает солнышко, на карнизах крыш появляются сосульки. Их несложно сделать, сложив салфетку гармошкой и срезав один ее конец наискосок.

Задание детям

Детям предлагается сделать по две-три капельки летнего и осеннего дождя, снежинку и сосульку. По завершении работы педагог просит дошкольников отложить свои поделки в сторону и обратить внимание на лежащий на столе лист акварельной бумаги. Вертикальная и горизонтальная линии делят его пополам. На сколько частей поделен лист? (На четыре.) Каждый квадрат имеет свой цвет. Что напоминают детям эти цвета? (Времена года.) Какое время года отражает зеленый цвет? (Весну, появляются травка, листочки.) Почему дети так думают? Каким цветом лучше обозначить лето? (Красным, летом много ярких цветов, жарко пригревает солнце.) Осень? (Оранжевый цвет — цвет кленовых и других листьев.) Какого цвета наша зима? (Синяя, зимой холодно.)

После обсуждения воспитатель предлагает ребятам прикрепить (приклеить) свои поделки (капельки, сосульки, снежинку) в цветные квадраты так, чтобы состояние капельки воды соответствовало времени года. Все работы выставляются на мольберты и сравниваются.

Сколько утреннего света
За распахнутым окном!
По земле гуляет лето,
Ходит лето босиком.

Припев

Сколько лета, сколько солнца,
Сколько зелени кругом!
Вместе с птицами проснемся,
Вместе с травами растем.

Сколько ветра
И простора!
Сколько песен и цветов!
Даль полей и гул моторов,
Эхо ранних поездов.

Наш Сережка, как художник,
Тяп да ляп — спешит всегда.
Рисовал в окошке дождик,
Получилась борода.

Солнце толстое, как мыло,
У цыпленка три ноги,
Танк похож на крокодила,
А дома — на утюги.

Припев

Ну а нам не в удивленье,
Тут простой на все ответ:
Нет терпенья —
Нет уменья,
Нет уменья —
Толку нет!

На кувшин без ручки — кошка,
Слон — на ящик и кровать,
И не может сам Сережка,
Кто и что тут, разобрать.

Удивляется — откуда
Хвост на шее у верблюда
И рогатая у льва
Где-то сбоку голова?

Я с утра гулять пойду,
На лугу цветы найду.
Розовые кашки,
Белые ромашки...
Точно звезды на лужайке
Белые ромашки!
Колокольчик милый мой,
Я возьму вас всех домой:
Лютик золотистый,
Ландыш серебристый,
Вместе с пышной медуницей,
Смолкою смолистой.
Рано-рано поутру
Я в букет их соберу.
Он красив и ярок,
Это мой подарок.
Самый лучший мой подарок,
Маме мой подарок.

 

 

Рейтинг@Mail.ru