Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2003

ЛАБОРАТОРИЯ

Студия «Детсадфильм» представляет!

Самый лучший способ «отработать» впечатления, полученные в результате просмотра анимационных фильмов, — это поиграть в создание собственных «мультиков».

Движущиеся картинки








Первый вариант большинству педагогов известен с детства. Назовем его условно «движущиеся картинки».
Обычно для создания таких картинок берут два листочка бумаги, склеенных между собой по верхнему краю на манер «блокнотика».
На обоих листках рисуют похожие изображения, например, лицо девочки. Но на верхней картинке глаза у девочки будут открыты, а на нижней — закрыты. Затем верхнюю картинку за нижний край наматывают на карандаш или ровную палочку с круглым сечением и начинают быстро «катать» свернутый листок вверх и вниз. Верхнее изображение на какое-то мгновение
перекрывает нижнее, а потом снова сворачивается. Возникает впечатление, что девочка на картинке хлопает глазами.
Это принцип создания иллюзии движения. Он сам по себе заинтриговывает и нравится детям, и задание «Придумать пару движущихся картинок» носит, безусловно, творческий характер. Но можно развернуть его в целый проект, включающий несколько пар картинок. Основное требование к проекту: сюжет создаваемого «мультфильма» должен строиться с учетом особенностей данного вида двигающихся картинок.

Вот пример подобного сюжета по мотивам русской народной сказки «Пых».

Диктор: Жили-были дедушка и бабушка.

Кадр 1: Дедушка с бабушкой сидят за столом. Чашки у них в руках то поднимаются, то опускаются.

Диктор: И была у них внучка Аленушка.

Кадр 2: У Аленушки в кадре то поднимаются, то опускаются косички.

Диктор: Однажды пошел дедушка в огород.

Кадр 3: У дедушки на картинке двигаются ноги.

Диктор: В огороде птички поют.

Кадр 4: Птички на заборе машут крылышками.

Диктор: Ветерок цветы качает.

Кадр 5: Наклоняющиеся в разные стороны цветы.

Диктор: Вдруг видит дедушка лохматый куст. Куст как зафырчит: «Фыр-фыр-фыр!»

Кадр 6: Расширяющийся и сужающийся куст.

Диктор: Испугался дедушка и побежал домой.

Повторяется кадр 3.

Диктор: Пошла в огород бабушка.

Кадр 7: У бабушки шевелятся ноги.

Диктор: В огороде птички поют, ветерок цветы качает.

Повтор кадров 4 и 5.

Диктор: Вдруг видит бабушка лохматый куст. Куст как зафырчит: «Фыр-фыр-фыр!»

Повтор кадра 6.

Диктор: Испугалась бабушка и побежала домой.

Повтор кадра 7.

Пошла в огород Аленка.

Кадр 8: У Аленки шевелятся ноги.

Далее последовательно повторяется текст и кадры 4 и 5.

Диктор: Но Аленка не испугалась.

Повтор кадра 2.

Диктор: Раздвинула ветки куста, глядь — там сидит колючий ежик и фыркает: «Фыр-фыр-фыр!»

Кадр 9: Ежик в кадре то увеличивается, то уменьшается.

Но вот все пары «двигающихся» картинок нарисованы. Как сложить из них «мультфильм» и как устроить его «массовый» просмотр?

Возможен такой вариант.

Все пары картинок располагаются горизонтально и вклеиваются на полоску обоев. В показе «мультфильма» участвуют диктор и два «аниматора», оживляющих картинки. Один «аниматор» управляет кадрами 1—5, другой — кадрами 6—9. Количество «аниматоров» определяется только тем обстоятельством, что они должны располагаться по разные стороны от воображаемой оси симметрии ленты-полоски и не закрывать собой «кадры». Полоска с «кадрами» во время показа неподвижна. «Аниматоры» в нужный момент переходят к нужному «кадру» и приводят его в движение.

И оживают куклы

Кукольный мультфильм силами детей создать труднее, хотя работа эта не менее интересна. Она требует более серьезного технического оснащения, а ее результат претендует на звание «почти настоящего мультфильма».
В качестве сценария подойдут любые знакомые малышам народные сказки или их современные модификации. На первом этапе подготовка кукольного мультфильма ничем не отличается от создания спектакля настольного кукольного театра. Сначала придумываются и изготовляются куклы, затем кукловоды под руководством режиссера учатся их водить.
Собственно работа над мультфильмом начинается с того момента, когда спектакль должен быть зафиксирован на пленку. И здесь все может быть «по-настоящему», если только среди родителей найдется папа-энтузиаст, способный потратить время и фотопленку на съемку будущего «фильма».
Чем отличается кукольный мультфильм от настольного спектакля? Кукловод здесь остается за кадром: поставил куклу в нужную позицию — и скрылся. А фотограф — щелк! — отснял кадр. И так фрагмент за фрагментом. Затем фотографии последовательно выклеиваются на вертикальную полоску бумаги. Такой «фильм» может быть показан в «игрушечном» телевизоре и даже сопровождаться магнитофонной записью с дикторским текстом и музыкой.
Взрослые докомпьютерного поколения скажут, что результат проделанной работы скорее напоминает диафильм, чем мультфильм, и будут абсолютно правы. Картинки-то неподвижны!
Но с точки зрения технологии производства работа над подобным проектом очень похожа на то, что действительно происходит в кукольной анимации. Ведь над созданием кукольного мультфильма работает целая команда, включающая режиссера, сценариста, художников, придумывающих и создающих кукол, аниматоров, заставляющих кукол двигаться в соответствии с режиссерским планом, актеров, озвучивающих персонажей, и еще техническая служба: оператор, звукорежиссер, мастер по свету.
Обо всем этом детям можно и нужно рассказывать. Тогда резко расширятся и их представления о существующих профессиях, и о «кухне волшебства» по созданию любимых «мультиков».
Есть еще один важный аспект в подобной работе. Это включение речи ребенка в творческий процесс по созданию мультфильма-диафильма. В отличие от профессиональной анимации, где дикторский текст должен быть сведен к минимуму, анимационный проект, реализуемый дошкольниками, одной из главных своих задач должен ставить активизацию речи детей — как на уровне продумывания сюжета, так и на уровне разработки словесных комментариев к кадрам.
Это и есть ситуация перевода возможностей среды в педагогический контекст.

Прекрасные перспективы

Создание мультфильмов — как рисованных, так и кукольных — может стать прекрасным поводом для семейного творчества, когда семьи выносят свою «продукцию» на какой-нибудь кинофестиваль общесадовского значения.
Мы, в свою очередь, готовы учредить «Нику» газеты «Дошкольное образование» для победителей подобных фестивалей. Если, конечно, наши читатели сообщат нам о таком важнейшем событии культурной жизни дошкольного образования.

Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Рисунки Евгения Медведева

 

Рейтинг@Mail.ru