А у наших у ворот
Чудо-дерево растет!
Занятие по развитию речи для детей от
пяти лет
В занятии участвует подгруппа детей —
не больше 12 человек.
Дети сидят на стульчиках. Педагог
показывает им книгу «Чудо-дерево».
Воспитатель: Прошел по лесу слух,
что на лесной полянке чудо-дерево растет.
Дети рассматривают книгу,
переворачивают страницы, осторожно ощупывают
пальчиками.
Воспитатель (открывает книгу на
«зимней» странице): Как вы думаете, какое время
года изображено на этой странице? (Ответы
детей.) Почему вы так решили? (Ответы детей.)
Кто помнит стихотворение про зиму и может его
прочитать?
Дети вспоминают «зимние» стихи.
Педагог предлагает детям выбрать «красивые
зимние» слова, подобрать к ним карточки-модели
для запоминания и сложить в «зимнюю» корзинку
или коробочку.
Такая же работа проводится по
весенней, летней и осенней страницам книги. Затем
педагог предлагает детям разделиться на
микрогруппы и придумать маленький групповой
рассказ или сказку по картинке книги с опорой на
модели «красивых» слов.
Дети выбирают принцип деления на
микрогруппы. Одна группа может объединиться по
принципу «У нас косички», другая — по принципу
«Мы все в синих шортах», третья — по принципу «Мы
любим клубничное мороженое» и т.п. Затем каждая
группа выбирает картинку, по которой будет
составлять рассказ.
Педагог дает детям вспомогательные
инструкции: начало у всех рассказов может быть
одинаковое: «Прошел по лесу слух, что на лесной
полянке чудо-дерево растет». Затем нужно описать
дерево на картинке и указать приметы времени
года. Потом рассказать о существах,
разместившихся на ветвях или у корней дерева,
придумать, о чем они могут разговаривать между
собой. Затем необходимо придумать концовку
рассказа.
Рассказ можно записать с помощью
моделей-схем.
Дети приступают к самостоятельной
работе. Затем команды тянут жребий и
устанавливают очередность выступлений.
Перед выступлением-рассказом дети
каждой команды должны «добраться» к своему
дереву. Это вариант физкультминутки. Например,
команда «зимнего» дерева изображает ходьбу на
лыжах. Команда «весеннего» дерева имитирует
перепрыгивание через лужи. Команда «летнего»
дерева будет двигаться, собирая цветы и ягоды.
Команда «осеннего» дерева будет бежать к дереву
«под зонтами». Способ передвижения может быть
придуман детьми, а может быть предложен
педагогом.
Движение начинается по команде:
«Раз-два-три, к чудо-дереву иди!».
После заслушивания всех рассказов
подводится итог: что было похожего во всех
рассказах, чем они отличались, в каком рассказе
был самый интересный диалог между обитателями
дерева, у кого был самый неожиданный конец и т.п.
Затем удачные варианты рассказов могут быть
записаны педагогом и вложены в специальные
кармашки на страницах книги «Чудо-дерево».
По материалам Людмилы БУЛЛЕР и Елены
ПРЯНИЧНИКОВОЙ —
педагогов детского сада № 306
г. Красноярска. |