Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2003

РАБОЧИЙ СТОЛ

А у наших у ворот Чудо-дерево растет!

Занятие по развитию речи для детей от пяти лет

В занятии участвует подгруппа детей — не больше 12 человек.

Дети сидят на стульчиках. Педагог показывает им книгу «Чудо-дерево».

Воспитатель: Прошел по лесу слух, что на лесной полянке чудо-дерево растет.

Дети рассматривают книгу, переворачивают страницы, осторожно ощупывают пальчиками.

Воспитатель (открывает книгу на «зимней» странице): Как вы думаете, какое время года изображено на этой странице? (Ответы детей.) Почему вы так решили? (Ответы детей.) Кто помнит стихотворение про зиму и может его прочитать?

Дети вспоминают «зимние» стихи. Педагог предлагает детям выбрать «красивые зимние» слова, подобрать к ним карточки-модели для запоминания и сложить в «зимнюю» корзинку или коробочку.

Такая же работа проводится по весенней, летней и осенней страницам книги. Затем педагог предлагает детям разделиться на микрогруппы и придумать маленький групповой рассказ или сказку по картинке книги с опорой на модели «красивых» слов.

Дети выбирают принцип деления на микрогруппы. Одна группа может объединиться по принципу «У нас косички», другая — по принципу «Мы все в синих шортах», третья — по принципу «Мы любим клубничное мороженое» и т.п. Затем каждая группа выбирает картинку, по которой будет составлять рассказ.

Педагог дает детям вспомогательные инструкции: начало у всех рассказов может быть одинаковое: «Прошел по лесу слух, что на лесной полянке чудо-дерево растет». Затем нужно описать дерево на картинке и указать приметы времени года. Потом рассказать о существах, разместившихся на ветвях или у корней дерева, придумать, о чем они могут разговаривать между собой. Затем необходимо придумать концовку рассказа.

Рассказ можно записать с помощью моделей-схем.

Дети приступают к самостоятельной работе. Затем команды тянут жребий и устанавливают очередность выступлений.

Перед выступлением-рассказом дети каждой команды должны «добраться» к своему дереву. Это вариант физкультминутки. Например, команда «зимнего» дерева изображает ходьбу на лыжах. Команда «весеннего» дерева имитирует перепрыгивание через лужи. Команда «летнего» дерева будет двигаться, собирая цветы и ягоды. Команда «осеннего» дерева будет бежать к дереву «под зонтами». Способ передвижения может быть придуман детьми, а может быть предложен педагогом.

Движение начинается по команде: «Раз-два-три, к чудо-дереву иди!».

После заслушивания всех рассказов подводится итог: что было похожего во всех рассказах, чем они отличались, в каком рассказе был самый интересный диалог между обитателями дерева, у кого был самый неожиданный конец и т.п.
Затем удачные варианты рассказов могут быть записаны педагогом и вложены в специальные кармашки на страницах книги «Чудо-дерево».

По материалам Людмилы БУЛЛЕР и Елены ПРЯНИЧНИКОВОЙ —
педагогов детского сада № 306
г. Красноярска.

Рейтинг@Mail.ru