Самодельная книга для
малышей:
сыграем в игру «Хорошо — плохо»
В технологии ТРИЗ* есть
такой прием: дети знакомятся с каким-нибудь
объектом или явлением, и им предлагают обсудить,
что в нем хорошего, а что — плохого. Сначала нужно
перечислить как можно больше положительных
свойств и качеств объекта или явления, а потом —
как можно больше плохих. Называется такая игра
«Хорошо — плохо». С точки зрения авторов
технологии, такое игровое упражнение позволяет
детям научиться рассматривать явления
действительности с разных сторон. Важно еще и
научиться оценивать соотношение плохого и
хорошего, или преимуществ и недостатков
(позволим себе немного выйти за пределы
«детского языка»). Судьба некоторых изобретений
— например, в медицине и в технике — решается
именно таким соотношением. Предположим, что на
педагогику этот принцип тоже распространяется.
Предлагаем нашим читателям сыграть в такую
игру вместе и сделать ее объектом самодельную
книгу для малышей — в связи с конкурсом, который
некоторое время назад объявила газета, и с тем,
что пришло время подводить его результаты.
Часть первая. Самодельная книга —
это хорошо!
Самодельная книга для малышей,
требующая так много сил и времени для своего
изготовления, — для чего она нужна, если сегодня
полки книжных магазинов пустыми никак не
назовешь?
У нее особое место в книжном мире.
Не всегда книжная индустрия способна
удовлетворить все запросы педагогов — в первую
очередь в области коррекционных задач. А если уж
и появится на рынке нужная продукция, то за такую
цену, что в глазах потемнеет.
Это, впрочем, немудрено: объемные
книжки с вкраплениями рельефных изображений и
разных материалов, с кармашками и секретиками
действительно сложны для производства и часто
требуют ручной работы.
Поэтому и берутся педагоги за это дело
сами: вручную так вручную! Зато их продукт —
адресный и точно отвечающий поставленным
задачам.
Так появляются на свет «лохматые»
самодельные книжки, рассчитанные на
стимулирование сенсомоторики и воображения
детей — в первую очередь совсем маленьких или
имеющих проблемы в развитии.
Но причины появления самодельных книг
этим не исчерпываются.
Часто такие книги появляются на свет
как результат творческих усилий ребенка или
группы детей. В книгу собираются детские рисунки
и сказки собственного сочинения.
Солидный том или тоненькая книжонка —
свидетельство завершенности процесса труда и
признания ценности фантазии ребенка. В этом
случае самодельная книга, с одной стороны,
работает на самооценку маленького автора, с
другой — приучает к мысли о роли книги вообще и о
значимости книжного мира как средоточия
человеческой мысли и
воображения. Не говоря о том, что изготовление
книги приоткрывает для ребенка механизмы этого
процесса и даже историю его развития — от
рукописного варианта к компьютерному, от
эксклюзивного экземпляра до тиража в количестве
10 штук.
Не будем упускать из виду, что в
создании такой «полиграфической продукции»
практически всегда участвует взрослый.
Самодельная книга в этом случае открывает новые
возможности для совместной продуктивной
деятельности педагога (профессионала или
родителя) и малыша, и за одно это ее можно было бы
приветствовать восторженными возгласами.
Подведем итоги. Что же «хорошего» в
самодельной книге?
1. Самодельная книга — это пособие для
коррекционной и развивающей работы с детьми,
созданное точно в соответствии с поставленными
задачами.
2. Самодельная книга — это продукт творческих
усилий ребенка, призванный воспитывать уважение
к своему и чужому творчеству.
3. Самодельная книга — это прекрасный повод для
детей и взрослых сделать что-то вместе, что-то,
принадлежащее к области умного, красивого и
значительного.
Часть вторая. Что плохого в
самодельной книге?
Первая прямо-таки ужасная черта
самодельной книги — языковые и орфографические
ошибки. Избежать их очень трудно даже в
профессиональном издании. Мы и сами — чего греха
таить? — каждый раз с трепетом перелистываем
новый номер. Не было случая, чтобы какой-нибудь
бяки не обнаружили. И это при том, что газетные
материалы (как и книжные), имея авторов,
обязательно попадают к редактору — человеку,
который выправляет текст в соответствии с
нормами литературного языка. А от редактора
переходят к корректору — человеку,
ответственному за проверку орфографических и
пунктуационных ошибок. Это сложный,
многоступенчатый процесс. Иногда на занятиях
педагоги ведут беседы с детьми о том, как
появляется на свет книга. Содержанием такой
беседы обычно становится обсуждение процесса
получения бумаги, которую отправляют в
типографию. А из типографии, сообщает
воспитатель детям, книга попадает на прилавки
магазинов.
Но позвольте: перед тем как напечатать книгу, ее
еще надо придумать — написать, нарисовать
картинки к тексту. А потом отредактировать и
проверить, нет ли в тексте ошибок. Это
обязательные условия!
И если самодельная книга хочет претендовать на
статус действительного продукта книгоиздания —
пусть и штучного, в ее производстве должны
участвовать люди, берущие на себя функции
редактора и корректора.
Вторая отрицательная черта,
сопутствующая появлению на свет самодельной
книги, — путаница жанров. Преимущество
самодельной книги заключается именно в
способности решать четко поставленные
педагогические задачи. Книга должна иметь четкий
адрес. Если это коррекционная книга для малышей,
она обращена к ребенку. Если же содержанием книги
становится рассказ о том, какой хороший детский
сад существует на белом свете, она тут же теряет
своего адресата и превращается в рекламный
буклет.
Умелая организация рекламы — дело для детского
сада наиважнейшее. Интересно оформленный
рекламный буклет может сыграть огромную роль в
привлечении клиентов. Но адресован этот материал
родителям, а не детям. Следовательно, не может
считаться содержанием «книги для малышей».
Третье уязвимое место самодельной
книги — излишняя изощренность в оформлении. То,
что очень красиво и хрупко, мы скорее всего будем
избегать давать детям в руки. И тогда теряется
смысл нашего изобретения. Если книга являет
собой шедевр декоративного искусства, ее место в
стеклянной витрине музея, а не в детской. Тут,
конечно, создатель книги не всегда волен: в
момент творческого вдохновения он следует туда,
куда ведет его муза, а не слушает голос разума. И
если получилось очень красиво, это в любом случае
свидетельствует в пользу создателя как
талантливого художника. Но если создатель хочет
быть не просто художником, а
художником-педагогом, то должен ориентироваться
не только на эстетические критерии.
Подведем итоги этой части
обсуждения.
Что же плохого может быть в самодельной книге?
1. Наличие языковых, орфографических,
пунктуационных и других ошибок.
2. Жанровая путаница и потеря точного адресата.
3. Излишняя изощренность в оформлении,
препятствующая использованию книги в работе с
детьми.
Вот такая игра «Хорошо — плохо».
Научимся смотреть на вещи с разных сторон!
*«Теория решения
изобретательских задач» — технология
стимулирования творческой деятельности детей в
образовательном процессе, разработанная на
основе идей Г.Альтшуллера.
|