Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2003

РАБОЧИЙ СТОЛ

Самодельная книга для малышей:
сыграем в игру «Хорошо — плохо»

В технологии ТРИЗ* есть такой прием: дети знакомятся с каким-нибудь объектом или явлением, и им предлагают обсудить, что в нем хорошего, а что — плохого. Сначала нужно перечислить как можно больше положительных свойств и качеств объекта или явления, а потом — как можно больше плохих. Называется такая игра «Хорошо — плохо». С точки зрения авторов технологии, такое игровое упражнение позволяет детям научиться рассматривать явления действительности с разных сторон. Важно еще и научиться оценивать соотношение плохого и хорошего, или преимуществ и недостатков (позволим себе немного выйти за пределы «детского языка»). Судьба некоторых изобретений — например, в медицине и в технике — решается именно таким соотношением. Предположим, что на педагогику этот принцип тоже распространяется.

Предлагаем нашим читателям сыграть в такую игру вместе и сделать ее объектом самодельную книгу для малышей — в связи с конкурсом, который некоторое время назад объявила газета, и с тем, что пришло время подводить его результаты.

Часть первая. Самодельная книга — это хорошо!

Самодельная книга для малышей, требующая так много сил и времени для своего изготовления, — для чего она нужна, если сегодня полки книжных магазинов пустыми никак не назовешь?

У нее особое место в книжном мире.

Не всегда книжная индустрия способна удовлетворить все запросы педагогов — в первую очередь в области коррекционных задач. А если уж и появится на рынке нужная продукция, то за такую цену, что в глазах потемнеет.

Это, впрочем, немудрено: объемные книжки с вкраплениями рельефных изображений и разных материалов, с кармашками и секретиками действительно сложны для производства и часто требуют ручной работы.

Поэтому и берутся педагоги за это дело сами: вручную так вручную! Зато их продукт — адресный и точно отвечающий поставленным задачам.

Так появляются на свет «лохматые» самодельные книжки, рассчитанные на стимулирование сенсомоторики и воображения детей — в первую очередь совсем маленьких или имеющих проблемы в развитии.

Но причины появления самодельных книг этим не исчерпываются.

Часто такие книги появляются на свет как результат творческих усилий ребенка или группы детей. В книгу собираются детские рисунки и сказки собственного сочинения.

Солидный том или тоненькая книжонка — свидетельство завершенности процесса труда и признания ценности фантазии ребенка. В этом случае самодельная книга, с одной стороны, работает на самооценку маленького автора, с другой — приучает к мысли о роли книги вообще и о значимости книжного мира как средоточия человеческой мысли и
воображения. Не говоря о том, что изготовление книги приоткрывает для ребенка механизмы этого процесса и даже историю его развития — от рукописного варианта к компьютерному, от эксклюзивного экземпляра до тиража в количестве 10 штук.

Не будем упускать из виду, что в создании такой «полиграфической продукции» практически всегда участвует взрослый. Самодельная книга в этом случае открывает новые возможности для совместной продуктивной деятельности педагога (профессионала или родителя) и малыша, и за одно это ее можно было бы приветствовать восторженными возгласами.

Подведем итоги. Что же «хорошего» в самодельной книге?

1. Самодельная книга — это пособие для коррекционной и развивающей работы с детьми, созданное точно в соответствии с поставленными задачами.
2. Самодельная книга — это продукт творческих усилий ребенка, призванный воспитывать уважение к своему и чужому творчеству.
3. Самодельная книга — это прекрасный повод для детей и взрослых сделать что-то вместе, что-то, принадлежащее к области умного, красивого и значительного.

Часть вторая. Что плохого в самодельной книге?

Первая прямо-таки ужасная черта самодельной книги — языковые и орфографические ошибки. Избежать их очень трудно даже в профессиональном издании. Мы и сами — чего греха таить? — каждый раз с трепетом перелистываем новый номер. Не было случая, чтобы какой-нибудь бяки не обнаружили. И это при том, что газетные материалы (как и книжные), имея авторов, обязательно попадают к редактору — человеку, который выправляет текст в соответствии с нормами литературного языка. А от редактора переходят к корректору — человеку, ответственному за проверку орфографических и пунктуационных ошибок. Это сложный, многоступенчатый процесс. Иногда на занятиях педагоги ведут беседы с детьми о том, как появляется на свет книга. Содержанием такой беседы обычно становится обсуждение процесса получения бумаги, которую отправляют в типографию. А из типографии, сообщает воспитатель детям, книга попадает на прилавки магазинов.
Но позвольте: перед тем как напечатать книгу, ее еще надо придумать — написать, нарисовать картинки к тексту. А потом отредактировать и проверить, нет ли в тексте ошибок. Это обязательные условия!
И если самодельная книга хочет претендовать на статус действительного продукта книгоиздания — пусть и штучного, в ее производстве должны участвовать люди, берущие на себя функции редактора и корректора.

Вторая отрицательная черта, сопутствующая появлению на свет самодельной книги, — путаница жанров. Преимущество самодельной книги заключается именно в способности решать четко поставленные педагогические задачи. Книга должна иметь четкий адрес. Если это коррекционная книга для малышей, она обращена к ребенку. Если же содержанием книги становится рассказ о том, какой хороший детский сад существует на белом свете, она тут же теряет своего адресата и превращается в рекламный буклет.
Умелая организация рекламы — дело для детского сада наиважнейшее. Интересно оформленный рекламный буклет может сыграть огромную роль в привлечении клиентов. Но адресован этот материал родителям, а не детям. Следовательно, не может считаться содержанием «книги для малышей».

Третье уязвимое место самодельной книги — излишняя изощренность в оформлении. То, что очень красиво и хрупко, мы скорее всего будем избегать давать детям в руки. И тогда теряется смысл нашего изобретения. Если книга являет собой шедевр декоративного искусства, ее место в стеклянной витрине музея, а не в детской. Тут, конечно, создатель книги не всегда волен: в момент творческого вдохновения он следует туда, куда ведет его муза, а не слушает голос разума. И если получилось очень красиво, это в любом случае свидетельствует в пользу создателя как талантливого художника. Но если создатель хочет быть не просто художником, а художником-педагогом, то должен ориентироваться не только на эстетические критерии.

Подведем итоги этой части обсуждения.
Что же плохого может быть в самодельной книге?

1. Наличие языковых, орфографических, пунктуационных и других ошибок.
2. Жанровая путаница и потеря точного адресата.
3. Излишняя изощренность в оформлении, препятствующая использованию книги в работе с детьми.

Вот такая игра «Хорошо — плохо». Научимся смотреть на вещи с разных сторон!


*«Теория решения изобретательских задач» — технология стимулирования творческой деятельности детей в образовательном процессе, разработанная на основе идей Г.Альтшуллера.

 

Рейтинг@Mail.ru