Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2003

РАБОЧИЙ СТОЛ

Покатайте, дети, нас в сказочной карете!

Конструирование с элементами развития речи (по мотивам сказок Шарля Перро) для детей от пяти лет

Предварительная работа: изготовление объемных поделок-героев из сказок Шарля Перро (Золушка, Кот в сапогах, Фея), рисование принцесс и сказочных карет.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: Ребята, вы хотите оказаться в сказке? (Раздается бой часов.) Я слышу бой часов и топот копыт: кто-то спешит к нам. Чья это золоченая карета подъехала к нашему крыльцу? Из нее выходит сказочная Фея. Знаете ли вы сказку, откуда она явилась?

Дети: Из сказки «Золушка».

Педагог: Как звали сказочника, который пересказал для детей эту сказку?

Дети: Шарль Перро.

Педагог: Фея приглашает нас и наших героев на бал во дворец Короля. Только как же нам добраться до дворца? Как обычно путешествуют сказочные принцы и принцессы?

Дети: В каретах.

Педагог: Давайте вспомним сказки Шарля Перро, где герои разъезжают на каретах.

Дети: «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Золушка».

Педагог: Вот как выглядели настоящие старинные кареты. Они были очень нарядными, на больших колесах, запряженные лошадьми.

Дети вместе с педагогом рассматривают иллюстрации с различными видами карет.

Педагог: Из чего мы могли бы сделать кареты для наших сказочных героев?

Дети высказывают свои предположения.

Педагог: Кто помнит, как появилась карета для Золушки, когда она с помощью Феи впервые отправилась на бал?

Дети вспоминают сказочный эпизод и его подробности.

Педагог: У меня, как у настоящей Феи, есть волшебная палочка, и я помогу вам превратить эти коробочки в красивейшие кареты. Правда, и вам придется поколдовать над ними своими руками.

Педагог предлагает детям объединиться в подгруппы. Каждая подгруппа будет создавать карету, в которой персонажи, ранее сделанные детьми, смогут отправиться на бал. Для создания кареты нужно выбрать коробочку. Коробочка будет служить корпусом кареты, и надо выбрать ее в соответствии с размерами того или иного персонажа. Дети готовят материалы для работы, распределяют между собой объем работ и договариваются о последовательности изготовления деталей кареты.

Педагог помогает подгруппам составить план предстоящей работы.

Возможный план работы

1. Выбрать материал для изготовления корпуса кареты: в качестве исходного материала могут быть использованы различные бумажные короб-ки, одноразовые стаканчики, пластмассовые коробки из-под масла и йогуртов.

2. В выбранной форме вырезать дверцы и окошки.

3. Изготовить рессоры и колеса. Рессоры можно сделать из медной проволоки, которую изгибают красивым завитком. Колеса вырезаются из пластмассовых крышек, пенопласта, толстого картона.

4. Украсить карету. Чтобы карета выглядела нарядной, ее можно обклеить золотой или серебряной фольгой, цветной бумагой или просто раскрасить. По фону можно пустить серебряные блестки, позументы и завитки из цветной бумаги или поролона. На окошки кареты можно сделать шторки из конфетных оберток или ткани.

5. Сделать лошадей, которые повезут карету на бал. Для этого с помощью трафарета переводят на картон силуэт лошади и вырезают его. На контурное изображение наклеивают детали — глаза, копыта.

6. Украсить лошадей: на спину сделать попону, на голову — султаны из перьев.

7. «Запрячь» лошадей в карету — соединить их в упряжь с помощью бумажного шпагата или веревки.

В ходе работы можно предложить детям воспользоваться технологической картой создания карет.

Педагог напоминает детям, что в совместной работе надо быть внимательным к товарищу, предлагать и благожелательно принимать помощь, уметь слышать партнера, реагировать на его предложения.

Дети приступают к изготовлению карет. По окончании работы все кареты выставляются на общий стол.

Педагог: Кто хочет познакомить нас со своим персонажем и рассказать о своей карете?

Дети сочиняют небольшие рассказики. Рассказывая о карете, отмечают, из каких материалов она сделана (не в буквальном смысле, а в «сказочном»), как появилась на свет (сочиняются сюжеты, аналогичные превращению тыквы в карету), кто в ней ездит, куда и зачем.

Педагог: Ребята! Давайте посадим своих сказочных героев в кареты и отправимся на бал. Впереди поедет добрая Фея в своей волшебной карете.

Давайте немного пофантазируем, кого встретят по дороге ваши персонажи, какие препятствия встретятся им в пути, смогут ли они добраться до места на своих каретах.

(Дети фантазируют.)

А теперь оставим наших героев. Ровно в 12 часов ночи они оживут, и кареты отправятся в путь. А завтра мы спросим их, где они побывали, что видели и угадали ли вы их судьбу.

Наталья ЛИНЧЕНКО,
Галина КОВАЛЕВА,
г. Мурманск

Модель кареты из бумаги сделала Мария Овчинникова

 

Рейтинг@Mail.ru