Не куст, а с
листочками,
или О том, всегда ли книги приносят пользу
О том, почему книга может оказаться вредной для
здоровья ребенка, мы попросили рассказать
кандидата исторических наук, преподавателя
Библиотечного факультета Московского
государственного института культуры и
искусства, специалиста в области детской книги
Ирину ТУШЕВСКУЮ.
И педагоги, и родители должны знать,
что книга может приносить ребенку не только
пользу, но и вред. Даже если оставить в стороне
вопросы ее содержания и сфокусироваться на
«внешней» стороне дела — на полиграфическом
качестве книгоиздательской продукции. Вообще-то
для детской книги разработаны специальные
санитарно-гигиенические нормы. Но издатели
придерживаются их далеко не всегда. И взрослые,
приобретающие книги для детей, должны быть
способными провести самостоятельную первичную
экспертизу их качества.
Книга глазами окулиста
Требования офтальмологической
гигиены в первую очередь существенны для детей,
обучающихся читать. Мы много говорим о том, как
экранные средства вредно влияют на зрение детей.
Но невыполнение гигиенических требований при
чтении не менее опасно для детских глаз. Учтите,
что:
1) в детской книге текст не должен быть
напечатан в две колонки на одной странице.
Короткая строка затрудняет движение глаза,
спутывает различение начала и конца строки и
приводит к быстрому утомлению зрительного
аппарата;
2) в детской книге не должно быть
текста, пропечатанного прямо по картинке, т.е. по
цветному пестрому фону, где он приобретает
характер зашумованного и трудно различим даже
для взрослого глаза;
3) в детской книге не должно быть
«обратной» печати — белым по черному;
4) предпочтительной является печать не
черным по белому, а черным по странице,
тонированной в пастельные тона. Это снижает
контрастность изображения, раздражающую глаз;
5) буквы в детской книге должны быть
крупными. Для тех, кто имеет дело с компьютером,
можно уточнить: кегль (размер шрифта) не должен
быть меньше 14.
Книга глазами эколога
Книга — не куст, и листочки ее не
обладают способностями снабжать нас кислородом.
Скорее наоборот, являются носителями вредных
веществ. Краска, использующаяся при печати,
содержит свинец.
Свинец не намертво закреплен на
страницах. Он имеет особенность превращаться в
мельчайшую пыль, которой и «обогащает»
«содержимое» книги. Книжная пыль считается очень
вредной. (Кроме свинца, в ней есть много других
прелестей.) Поэтому в странах с высоким уровнем
бытовой культуры библиотекари работают в
специальной одежде и в перчатках, а после
рабочего дня принимают душ.
Это обстоятельство следует учитывать,
обставляя детскую комнату. По правилам санитарии
и гигиены, под домашнюю библиотеку необходимо
выделять особое помещение. Наши квартирные
условия обычно не позволяют такой роскоши. Но
сделать так, чтобы в комнате, где ребенок спит,
книги хранились в закрытых стеллажах, нам вполне
по силам. Родителям, одержимым идеей
интеллектуального развития дошкольников,
которая находит свое воплощение в многотомных
собраниях иллюстрированных энциклопедий, нужно
знать и еще один прискорбный факт: самыми
«вредными», с точки зрения эколога, являются
самые красивые и дорогие книги. Как оказалось,
мелованная бумага — та, что поражает нас своей
«белизной» и «чистотой», — содержит диоксин —
вещество, обладающее повышенной радиацией.
Если таких книг в детской комнате
много, они создают повышенный радиационный фон,
серьезно угрожающий здоровью малыша.
Нужно запомнить, что при так
называемой «низкой печати» книга становится
источником цинкового фона. А «высокая печать» —
источник других вредных летучих веществ.
Наиболее безопасна «офсетная печать». А еще
лучше, приобретая детские книги, хорошо бы
отыскивать на них пометку: «Напечатано на
экологически чистой бумаге».
Книга глазами педагога
От имени педагога к некоторым книгам,
претендующим на звание интерактивных, можно было
бы предъявить много претензий: от смысловых до
оформительских. К примеру, рынок предлагает
родителям книжки-раскраски величиной с ладошку.
Этакая симпатяга, сулит издатель, пригодится
вашему малышу в дороге. Ее удобно спрятать в
кармане и пристроить на столике в поезде.
Что тут сказать? Во-первых, карманную
книжку-раскраску неудобно раскрашивать: и для
детского глаза, и для детской руки это трудные и
не грамотно сформулированные задачи. Во-вторых,
против раскрашивания в поезде — на столике ли, на
коленке ли — тоже можно серьезно возразить: это
вредно с разных точек зрения.
Детская книга должна отвечать
возложенным на нее задачам. И здесь педагоги
должны уметь самостоятельно вырабатывать
критерии качественности полиграфической
продукции, опираясь на свой опыт, знание
психологии и физиологии. Вырабатывать критерии и
знакомить с ними родителей — основных
покупателей книжного товара для детей.
|