Эльфы ФАНТАЗИИ и
гномики АБСУРДА на работе в детском саду
«Королю Здравого Смысла прислуживают
эльфы Фантазии и гномики Абсурда», — сказал
как-то детский поэт и филолог Григорий Кружков.
Перевертыши, путаницы, нелепицы — все эти малые
жанры, испокон века существующие в фольклоре, —
обладают мощными возможностями активизировать
фантазию детей и их речевую активность. Их я и
сделала своими помощниками.
Каждый
предмет в нашей группе может ожить в любую
минуту. На что, например, способен шкаф? Он может:
скрипеть от досады, следить за одеждой, упрямо
упираться в стену, пахнуть запахами разных людей,
дышать через дырочки в замочных скважинах,
сохнуть и охать от старости, шевелить дверями,
как руками.
Вот как работают эльфы Фантазии! Жаль,
что не все взрослые признают их существование.
Однажды я провела эксперимент — спросила коллег:
«Что может делать шкаф?» И в ответ получила
негодующее: «Ты что — с ума сошла?»
Возможно, наша группа и правда
производит не совсем обычное впечатление на
случайного посетителя. Ну, что можно сказать о
людях, которые не выбрасывают старый резиновый
мяч на помойку, а разрешают детям носить его… на
голове! Но если приглядеться, бывший мяч,
украшенный голубиным пером, выглядит как
рыцарский шлем. В играх он нарасхват. Случается,
что и педагоги в нем щеголяют. Так и должно быть.
Это трудятся гномики Абсурда.
Они же подсказывают педагогу
«нелепые» вопросы и задания, с которыми тот
обращается к детям:
— Как называется восьмой день недели?
— Когда наступит пятое время года?
— Найдите четвертый угол треугольника!
Дети быстро ухватывают суть нелепиц и
смеются, радуясь, что могут разоблачить
«путаника». Это и есть опыт интеллектуальных
эмоций, который побуждает удивляться, думать и
творить.
Можно уныло обучать детей «вежливым»
наукам — всегда с неизвестным результатом. Но
предложите им сказать как можно больше
комплиментов Корове! Тут вы узнаете, что коровы
бывают «глазастые, рогатые, веселые, хвостатые,
тихие и мирные, грозные, бодливые, тихие,
спокойные, шумные и строгие, пестрые, жующие,
молочко дающие». Ни одно занятие по развитию
речи, проведенное в классическом стиле, не даст
такого взрыва словесного творчества.
У каждого ребенка в нашей группе есть
свое ласковое имя, к которому мы вместе подбираем
рифмы:
Максимка — картинка,
Ксюшка — подружка,
Тимошка — ловкая ножка,
Олег — настоящий человек.
Мы
наблюдаем друг за другом, подмечаем характерные
особенности своих друзей и в лучших фольклорных
традициях сочиняем про них необидные рифмовки:
У нашего Тимошки
Ловкие ножки.
На «велике» катается,
Людям улыбается.
Дети воспринимают подобные сочинения
с восторгом, а значит, их эффект — речевой,
психотерапевтический, коммуникационный —
неоценим.
По материалам Ирины РАЗЖИВИНОЙ,
воспитателя детского сада № 67
Рисунки Дмитрия Майстренко
|