Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2003

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Эльфы ФАНТАЗИИ и гномики АБСУРДА на работе в детском саду

«Королю Здравого Смысла прислуживают эльфы Фантазии и гномики Абсурда», — сказал как-то детский поэт и филолог Григорий Кружков. Перевертыши, путаницы, нелепицы — все эти малые жанры, испокон века существующие в фольклоре, — обладают мощными возможностями активизировать фантазию детей и их речевую активность. Их я и сделала своими помощниками.

Каждый предмет в нашей группе может ожить в любую минуту. На что, например, способен шкаф? Он может: скрипеть от досады, следить за одеждой, упрямо упираться в стену, пахнуть запахами разных людей, дышать через дырочки в замочных скважинах, сохнуть и охать от старости, шевелить дверями, как руками.

Вот как работают эльфы Фантазии! Жаль, что не все взрослые признают их существование. Однажды я провела эксперимент — спросила коллег: «Что может делать шкаф?» И в ответ получила негодующее: «Ты что — с ума сошла?»

Возможно, наша группа и правда производит не совсем обычное впечатление на случайного посетителя. Ну, что можно сказать о людях, которые не выбрасывают старый резиновый мяч на помойку, а разрешают детям носить его… на голове! Но если приглядеться, бывший мяч, украшенный голубиным пером, выглядит как рыцарский шлем. В играх он нарасхват. Случается, что и педагоги в нем щеголяют. Так и должно быть. Это трудятся гномики Абсурда.

Они же подсказывают педагогу «нелепые» вопросы и задания, с которыми тот обращается к детям:

— Как называется восьмой день недели?
— Когда наступит пятое время года?
— Найдите четвертый угол треугольника!

Дети быстро ухватывают суть нелепиц и смеются, радуясь, что могут разоблачить «путаника». Это и есть опыт интеллектуальных эмоций, который побуждает удивляться, думать и творить.

Можно уныло обучать детей «вежливым» наукам — всегда с неизвестным результатом. Но предложите им сказать как можно больше комплиментов Корове! Тут вы узнаете, что коровы бывают «глазастые, рогатые, веселые, хвостатые, тихие и мирные, грозные, бодливые, тихие, спокойные, шумные и строгие, пестрые, жующие, молочко дающие». Ни одно занятие по развитию речи, проведенное в классическом стиле, не даст такого взрыва словесного творчества.

У каждого ребенка в нашей группе есть свое ласковое имя, к которому мы вместе подбираем рифмы:

Максимка — картинка,
Ксюшка — подружка,
Тимошка — ловкая ножка,
Олег — настоящий человек.

Мы наблюдаем друг за другом, подмечаем характерные особенности своих друзей и в лучших фольклорных традициях сочиняем про них необидные рифмовки:

У нашего Тимошки
Ловкие ножки.
На «велике» катается,
Людям улыбается.

Дети воспринимают подобные сочинения с восторгом, а значит, их эффект — речевой, психотерапевтический, коммуникационный — неоценим.

По материалам Ирины РАЗЖИВИНОЙ,
воспитателя детского сада № 67

Рисунки Дмитрия Майстренко

 

Рейтинг@Mail.ru