Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2003

ВКАЛАДКА

Светлана НОВОСЕЛОВА

Родителям о детских играх и игрушках

Советы психолога

«Детство — пора золотая, в детстве играй и резвись, детства не будет другого, сколько за ним ни гонись». Помню, еще лет восьми-девяти я прочла эти наивные строчки (так и не удалось узнать их автора) в «Альбоме» своей одноклассницы, старательно разукрасившей их веночком из немыслимо прекрасных «девчачьих» карандашных цветочков. В первый момент стало грустно, а затем подумалось: еще столько детства впереди!

Юность, взрослость были такими нереально далекими, что стишки эти показались ложными. Странной была и мысль о «погоне» за детством, как за чем-то прошедшим, утраченным, о чем следует горевать. Почему? Разве будущее не прекрасно? Я вспомнила этот эпизод сегодня вечером, когда села писать для родителей о детских играх и игрушках.

Детство — уникальный период человеческой жизни. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. Ребенок обладает своими специфическими человеческими правами, провозглашенными в Декларации о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций. В числе прочих жизненных и социальных прав есть там и право ребенка на игру — главнейшее условие психического, социального, физического развития ребенка.

Что нужно, чтобы ребенок играл? Ему нужны яркие, разнообразные жизненные впечатления, которые он получает в повседневной жизни, — образ мира, как говорят психологи. Нужно, чтобы ребенок научился играть, общаясь с родителями и другими детьми. Ему нужно место для игры, игрушки и другие игровые объекты, игровые средства. И внимание родителей, их участие, сочувствие, подсказка — как сама же игра. Игра — это очень серьезно, но и весело! Играйте с детьми!

Детские игры очень разнообразны по содержанию. Так же разнообразны предназначенные для этих игр игрушки. Если собрать их за всю историю развития человечества, то станет очевидной мощь этой линии развития человеческой культуры.

Детские игры и игрушки отражают в своем содержании ту эпоху, в которой протекает детство того или иного поколения людей.

Когда возникли детские игры? По-видимому, очень давно. Мнения ученых по этому поводу расходятся. Но, принимая во внимание очень интересные данные об образе жизни наших отдаленных предков неандертальцев, можно предположить, что их дети уже играли.

В материальной культуре стоянок древнейшего человека, в традиционных играх детей многих современных народов присутствуют мелкие камни, кости животных, древесные и иные объекты, которые могли или могут символизировать образ охотника, добычи, домашних и диких животных. Первобытный ребенок, как бы ни было коротко его социальное детство, благодаря своим простым играм уже приобщался к человеческим ценностям своего времени. Используя камень и кость как символы (знаки) реальных предметов, первобытный ребенок в своей игре уже размышлял практически о той действительности, в которой жил. Он, отображая в игре жизнь и чаяния своего племени, мог своими действиями дать материал и для размышления (рефлексии) взрослым, обобщавшим на уровне присущего им сознания связь между игрой детей у родового очага, и, например, результаты охоты, послужившей прототипом детской игры. В сознании первобытного человека причина могла поменяться во времени с ее следствием. Возникла иллюзия, свойственная уровню недостаточного развития причинно-следственного мышления: игровой предмет — символ мог стать для «мыслителей» племени предвестником удачи или беды и превратиться в предмет культа, тотем, а спустя тысячелетия вернуться к ребенку в виде игрушки. Например, японская погремушка в виде барабанчика на палочке с отскакивающими красными шариками на шнурках, которые при потряхивании бьют в барабан, — это в прошлом шаманский грохочущий жезл от кори. Недавно выпускавшийся нашей промышленностью клоун с ногами и руками на шарнирах в виде овальных незамкнутых колец полностью повторяет конструкцию ритуального «человека от болей в суставах» — лечебного тотема шаманов одного из народов далекого северо-востока. Таких примеров масса, все они необыкновенно интересны, а подчас и неожиданны.

Широко распространенное мнение о том, что игрушка, особенно обобщенная по образу архаическая (древнейшая) игрушка, идет от ритуальных (обрядовых) предметов религиозного (чаще языческого) культа, свидетельствует о том, что исторически игра и игрушка превращаются в этнопсихологическое явление. Играя, ребенок начинает осмысливать мир как представитель своего племени, передающего ему через традиционную уже ритуализированную игру и игрушку свой опыт, свою культуру. Освоение культуры ребенком через игру и игрушку — это уже историческое, более современное течение, смысл которого в воспитательном воздействии общества на детское развитие. Это уже процесс формирования личности ребенка как современника данной культуры; образ жизни, свойственный ей, ребенок может и должен усвоить, в том числе и через игру.

В Древнем Египте, в эпоху античности, в раннем и позднем средневековье детская игра процветала уже под покровительством взрослых, делавших и приобретавших для них игрушки.

Многие игры тех далеких веков очень близки играм современного ребенка. Бесценным свидетельством культурной связи времен в игре является цикл картин «Детские игры» величайшего художника XVI века П.Брейгеля. Репродукции его картин вошли во многие современные издания, посвященные истории игр. Я могу отослать моих читателей к майскому (1991) номеру журнала «Курьер ЮНЕСКО», поместившего на своих страницах цветную репродукцию одной из картин П.Брейгеля. Эта картина (1560) — подлинная энциклопедия подвижных индивидуальных и коллективных игр-забав детей всех возрастов: здесь и катание обруча, и скачки на коне-палочке, игра в кости, ходьба на ходулях, игра в куче песка и с куклами, игра в салочки и прятки, запускание волчка и воланов, отгадывание «в какой руке?» и многое другое. На другой картине того же художника запечатлены сюжетно-ролевые игры и соответствующие игрушки детей его времени. Здесь игры и в торговцев, и в школу, и в дочки-матери, и в лекаря, и в путешественников и пр.

Наши дети играют сегодня практически в те же игры, но их содержание уже иное и игрушки другие.

Чтобы представить себе историю детских игр и игрушек, лучше всего поехать в подмосковный город Сергиев Посад (недавний Загорск) и посетить там один из интереснейших в стране, а может быть, и в мире музей игрушки. Если вам повезет и вы обойдете не только открытые для посетителей залы, но и заглянете в запасник музея, то вам откроется богатейшая коллекция древнейших (из раскопок) и народных игрушек не только из разных уголков (в том числе и «медвежьих») нашей страны, но и из далеких, древнейших стран мира.

Откуда берется народная игрушка? Из семьи. Да, именно из семьи, где родители, дедушки и бабушки, старшие дети младшим делают игрушки. Еще совсем недавно кустарное производство игрушек в России нарождалось по деревням в чадолюбивых семьях, которые мастерили игрушки детям из ткани, дерева, глины, соломки. Этот процесс шел и идет повсеместно. Совсем недавно в Югославии на выставке родительских поделок я видела замечательную куклу-пеленашку из кукурузного крупного початка. Мама вынула в верхней части початка два зернышка — получились глубокие глазки, немного ниже — три-четыре зернышка подряд — ротик, вот и куколка готова, можно ее пеленать или делать ей юбочку. Или вот еще одна традиционная, но вечно новая находка: взять старую газету, смять ее в комок-шар, накинуть на нее легкий или более жесткий квадратный кусок ткани (можно шелковый мамин платочек) и, завернув один край, сделать петлю вокруг газетного шара, продернуть конец этой петли вовнутрь, и нарядная, очень условная и потому многозначная кукла готова. С ней можно идти в гости, танцевать, ее можно даже уложить спать в кукольную кроватку или отправиться на карнавал. В последнем случае нужна целая компания девочек-дошкольниц и нарядных кукол из ярких платочков.

Все знают, что стоит свернуть полотенце в жгут и повязать жгут косынкой — кукла готова. В старину косынку вязали и на деревянную чурочку. Обыкновенная палочка была конем для мальчиков и девочек.

Сегодня улететь в Америку или очень далекую Австралию вполне можно на диванных подушках или садовой скамейке. А мальчики на картине П.Брейгеля оседлали забор и размахивают прутьями — это что? Конница в походе?

В игре мы отчетливо видим культурную связь исторических времен и понимаем, как важна она для духовного развития наших детей. В игре происходило и происходит развитие детской деятельности, сознания, личности.

Игрушка, как и другие средства игры, всегда была стержнем развивающей предметной среды детства.

Детство — начало жизни. Каждый знает, что в наше время это период от рождения до 18 лет. Немного странно считать детьми юношей и девушек 16—17 лет — они такие самостоятельные, влюбляются, иной раз имеют уже собственных детей. Все это так, но, согласно возрастной периодизации психического развития и по показателям социальной адаптации, они — дети.

Детство имеет свою бытовую и научную периодизацию.

В основном они совпадают.

Базовым является период жизни ребенка до рождения. В это время закладываются многие врожденные задатки. В утробе матери ребенок слышит, воспринимает звуки (музыку, пение, шумы и т.д.), ощущает положение тела матери в пространстве, может чувствовать яркий свет и полную тьму. Ребенок, связанный телесно с матерью, радуется и огорчается вместе с ней. Ему так важно иметь веселую, душевно спокойную, уже любящую его мать. Это — залог успешного развития ребенка и после рождения.

Следующий период — младенчество — после рождения и до года. В это время самого раннего детства ведущим в жизни ребенка является общение с ним взрослых и прежде всего самых близких — родителей. В общении со взрослым ребенок на первом году получает очень много: желание и умение общаться; стремление смотреть на все, что вокруг, и пристально рассматривать предметы, держа их, исследовать рукой, глазами, ртом; интерес к игрушкам и их свойствам; радость к своему успеху в немудреных младенческих делах. В период младенчества закладываются основы общения, игры, действий с предметами, возникает психологическая база для развития сознания ребенка, его личностных качеств.

Следующий период раннего детства — второй и третий годы жизни. Главное в эти годы — освоение мира предметов, их назначения и значения для людей. Конечно же, ребенок познает мир, окружающий его, по-прежнему, в общении со взрослыми, но возникает и новое: он сам участвует в практической жизни, но до некоторого предела.

Период раннего детства замечателен тем, что в недрах ведущей предметной деятельности ребенка возникает ее отражение — игра, которая позже, в период дошкольного детства, в свою очередь, становится ведущей деятельностью.

Период дошкольного детства связан с ведущей ролью игры в жизни ребенка. Предметная деятельность сохраняет свои прочные позиции в быту, различных продуктивных деятельностях ребенка. Общение же проявляет себя дважды: как реальное деловое и межличностное и как это же общение, отраженное в игре ребенка. Игра, особенно сюжетно-ролевая — от игры в дочки-матери и в войну и казаков-разбойников до разнообразных игр в путешествие, в больницу, в цирк, в театр, в пожарных, строителей и т.п., — это особая условная форма отображения детьми реальной жизни людей. Для нормального дошкольного детства игра — это форма детской жизни, без игры дошкольного детства просто нет.

На седьмом-восьмом году наступает следующий период детства: младший школьник чувствует, что игра — это не все, главное — это учеба. При поступлении в школу ведущее значение в жизни ребенка приобретает (вернее, должна бы приобрести) учебная деятельность. Игра при этом не исчезает, но приобретает новые формы.

Критический момент — начало подросткового периода. Незаметно подкрадывается этот период где-то на двенадцатом-тринадцатом году жизни. Для этого периода также характерна смена ведущей деятельности. Учеба продолжается, но ведущую роль она как деятельность утрачивает; главное для подростка — общение, в нем он находит себя и строит свои собственные экспериментальные модели социального поведения. Поведение подростка — своеобразный проект его будущего, который может быть «утвержден» или отброшен. Этот период проектов длится обычно до 15—16 лет.

Следующий период, наступающий в 16—17 лет, — это юность. Здесь опять меняются приоритеты и ведущей вновь становится учеба, но учеба, ориентированная на выбор жизненного пути, профессии. Все пришедшее из подросткового периода — т.е. общение, учеба — остается, но приобретает новый смысл подготовки своего будущего. Учеба превращается в средство достижения определенной цели. Детство заканчивается.

Конечно, обрисованная схема периодизации детства, как и каждая схема, условна. Ее конкретное жизненное воплощение не так усреднено. Общая тенденция проявляется по-разному в каждой конкретной детской судьбе. Многое зависит с самого начала и до конца детства, а то и до конца жизни, от семьи, от тех или иных конкретных социальных, экономических и даже более общих исторических условий жизни каждого ребенка. Многое происходит с человеком и как бы вопреки всем внешним факторам его жизни. Допустим, все прекрасно, а результаты развития данного индивида плачевны. Или, наоборот, независимо от любых неблагоприятных факторов среды индивид вырастает в интересную творческую личность, ему сопутствует жизненный успех.

Многие комплексы и душевные страдания зрелой личности, как и ее успех и достижения, уходят своими корнями в детство. Особенно много человек получает для своего будущего в раннем и дошкольном детстве — оно самоценно в жизни человека. Детство должно быть благополучным, ярким, любознательным и здоровым.

В самый первый активный период жизни (первые три месяца) новорожденный ребенок не имеет прирожденной потребности в игре и игрушке. Его потребности пока, но очень недолго, преобладают как самые простые — телесные. Но еще до рождения и еще раньше за время становления всего человеческого рода была подготовлена главная человеческая сущность младенца — его человеческое тело, нервная система, глаза и другие чувствительные к внешнему воздействию органы, замечательный дар человеческой природы — руки и превосходный, обладающий практически безграничной потенцией функционального прижизненного развития мозг. И вот этот великолепный плод развития человечества на руках у матери. Здоровый или, как любят констатировать осторожные врачи, «практически здоровый» ребенок имеет безграничные возможности реализации и приумножения достоинств своей человеческой сущности. Ему предстоит освоить громадный пласт человеческой культуры, знаний, средств, способов и целей деятельности.

Начало этого пути в общении с матерью, которая может и не знать, что уже с первых месяцев жизни все это входит в жизнь ее ребенка через игрушку. У младенца в ходе общения с матерью, полного счастливыми, радостными, телесно осязаемыми эмоциями, впервые возникает потребность в предмете. В том самом предмете — игрушке, которая появляется перед глазами новорожденного младенца в руках матери на фоне ее улыбающегося лица или рядом с ним. Первая игрушка для ребенка как бы сливается с матерью, и поэтому положительное устремление к матери рождает и тягу, интерес к игрушке. Об этом первом интимном моменте приобщения ребенка к человеческой культуре очень хорошо написала Н.Н. Ладыгина-Котс — знаменитый автор многих книг об истоках человеческой разумности. Она в свое время вела дневник развития своего сына с первого часа после его рождения и до его десяти—двенадцати лет и первая заметила, что предмет, даже блестящий, яркий, безразличен сам по себе младенцу, но становится ему интересен, если появляется вместе с матерью. Позже и сам по себе предмет вызывает интерес, активное устремление к нему. Так, у младенца в ходе эмоционального общения с матерью (позже круг и смысл общения расширяется) возникает потребность в предмете — игрушка приобретает свойство мощной притягательности. На дереве цели развивающей предметной среды детства появляется первый ярус ветвей, на которых мы можем начертать: потребность в предмете и притягательность игрушки (предмета).

От рождения до трех—пяти месяцев ребенку необходимы игрушки крупные, величина которых сопоставима с лицом матери, соразмерна с ее рукой. Эти игрушки — яркие, но не пестрые, крупные, но различимые на фоне других предметов — нужны именно для того, чтобы ребенок их выделил из окружающего, еще неясного, недоступного ему пространства.

Следующий «ярус» дерева целей предметной среды связан с тем, что потребность в предмете наконец-то «находит» сам предмет — игрушка попадает в руки ребенка: главное в игрушке — ее особенности. Ему нужна игрушка с ярким пятном, с рельефами на поверхности, удобная для схватывания и вместе с тем побуждающая к ее поиску и повторному схватыванию. Главная цель действий ребенка этого возраста с игрушкой — исследование ее разнообразных особенностей. На рубеже младенчества и раннего возраста, т.е. между 9—11 месяцами жизни и началом второго года, ребенок стремится не только «изучать» особенности игрушки: поверхность, яркие детали, шероховатости, извивы ее формы, — но и свойства игрушки. Что можно сделать с этой игрушкой? Как она грохочет? Как падает? Как игрушкой столкнуть другую игрушку или подтянуть ее к себе? Ребенок, естественно, не формулирует все эти вопросы, но внимательный взрослый, наблюдая игру детей этого возраста с разнообразными игрушками, чувствует, что эти вопросы ставит и разрешает для себя в совершенно практической форме каждый ребенок, начиная примерно с 8—9 месяцев жизни и позже.

Если вернуться к дереву целей развивающей предметной среды, то становится совершенно очевидно, что на третьем ярусе его ветвей игрушка и любой другой предмет предстают уже как средство получения в процессе действий с ними интересного эффекта: шума, треска, грохота. Толкая игрушку, ребенок смотрит, как она упадет или покатится и т.д. Именно поэтому для ребенка в конце первого — начале второго года жизни так нужны мячи, всевозможные каталки, трещалки и даже простенькие музыкальные инструменты типа маракасов, бубнов или трещоток.

Замечательно, что в этом возрасте ребенок делает свой первый шаг к величайшим открытиям своей жизни.

Первое: предмет — его помощник, средство, орудие человеческой деятельности (автомобильчик, чтобы возить на нем; ложка, чтобы есть и кормить куклу; палочка, чтобы вытолкнуть из-под шкафа игрушку, и т.д.).

Второе: каждый предмет имеет свое назначение. Он нужен для определенных целей. Эти открытия дети делают, конечно же, не только в игре с игрушками, но и в повседневной жизни и прежде всего в ходе не только эмоционального, но и содержательного «делового» общения со взрослыми в семье, в детском учреждении, во время прогулок, т.е. в процессе своего собственного участия в повседневной жизни.

Игрушки и предметы постоянного обихода ребенка нужно подбирать такие, чтобы они помогли ему понять главную ценность предмета: он — орудие, средство человеческой деятельности и потому он имеет то или иное назначение: «Вот это стул — на нем сидят, вот это стол — за ним едят».

Детская кукольная мебель, крупная кукольная посуда, дидактические игрушки типа народной деревянной пушечки, стреляющей при движении поршня деревянными ядрами, закрепленными веревочкой, всевозможная кукольная мебель, домики, строительные материалы из дерева и пластмассы — вот игрушки, которые отвечают целям развития ребенка раннего возраста на втором и третьем году жизни.

Одновременно с освоением в быту и в игре назначения предмета ребенок начинает понимать, что любая вещь не просто нужна для чего-то, но и имеет определенное значение. Значение предмета приобретает для ребенка жизненно важный смысл в общении со всеми членами семьи. Так, например, швейная машинка нужна, чтобы шить, а значение ее гораздо шире: мама шьет себе и дочке фартучки, и это объединяет их общим делом: мама готовит обед для семьи, а дочка — куклам, а кукла, которой тоже пошили фартучек, становится в игре мамой пупса-малыша и хозяйкой плюшевого песика, который получает от девочки косточку. На самом деле это не косточка, а короткая палочка, но в игре она приобрела значение косточки.

Итак, если мы посмотрим на четвертый ярус ветвей дерева целей развивающей предметной среды, то увидим, что в младшем дошкольном возрасте предмет — игрушка становится опорой деятельности ребенка.

В этот период, охватывающий возраст от 2—4 до 5 лет, ребенку нужны не только разнообразные игрушки, но и предметы, которые вместо игрушек могут заменить любые реальные предметы. Это могут быть как мелкие, так и крупные и очень крупные предметы. Они нужны детям и дома, и на прогулке. Эти предметы могут быть в игре всем: от градусника (палочка) и озера (кольцо для хула-хупа или обыкновенная, свернутая по кругу веревка) до пассажирского парохода (диван) и нефтепровода (трубка от холодильника, лыжная палка или меловая черта).

Дети этого возраста много фантазируют. Игра у них происходит как бы в воображаемом плане, а воображение ищет опоры в игрушке, в предмете, который получает в каждой игре свое игровое значение. Такая игра нуждается в постоянной поддержке со стороны взрослых: следует все время «подливать масла в огонь» игры, подавая ребенку новые идеи, повороты игровых событий. Но делать это нужно не навязчиво, не менторски, а дружески-заинтересованно и как бы невзначай. Я помню, один знакомый мне ребенок не знал, куда употребить во время игры на даче в большой куче песка свою энергию. Он разрушал построенное другими и собственные постройки. Другие дети сердились, гнали его — дело шло к слезам. Я незаметно оказалась рядом и сказала с оттенком радостного изумления: «Так вот какие вы молодцы! Вы придумали игру в цунами! Алеша! (Это был мальчик-разрушитель.) Ты, оказывается, сильный и страшный ветер с моря, а ребята спасают от тебя свои дома и мосты!» Конфликт почти тотчас был исчерпан, и малышня с энтузиазмом стала просить Aлешу подуть еще разок, «сместить» дорогу в горах! Алеша еще разок «все» сломал со «страшным» ревом, переходящим в шипение, и утих, стал строить горный серпантин вместе со всеми на куче песка.

В такой игре постепенно подготавливается новое качество психической активности ребенка. Он, становясь старшим дошкольником (период от 5 до 6—7 лет), переходит к игре, в которой он уже осознает значение предмета для выполнения той или иной роли в совместной игре. Предмет на этом ярусе кроны дерева целей предметной среды становится условием игровой деятельности ребенка. Игрушки, предметы могут быть или не быть в игре — это не имеет существенного значения для хода игры, которая фактически проходит вся в речевом плане, как говорят психологи. Что это значит? Это значит, что играющие дети в основном говорят между собой, идет оживленная игровая беседа, в которой каждый знает, что они делают вместе и кто каждый из них. Очень хорошо такую игровую ситуацию описал Л.Н. Толстой: дети, сидя в старом тарантасе, представляли себе, что они едут куда-то далеко-далеко. Что это, как не внутренняя работа ума ребенка, стоящего, образно говоря, уже на пороге школы.

При переходе в школу главным делом становится учеба. Так-то оно так, но ведь и игра не уходит, не должна уходить из жизни вашего сына, дочери и их товарищей. В игре ребенок расправляет крылья своих способностей и особенно ярко в младшем школьном возрасте.

Хочу обратиться не только к родителям, но через них и к учителям, у которых учатся их дети в школе. Очевидно, что закон полноценного творческого развития личности ребенка состоит в соответствии масштаба знаний, получаемых ребенком, масштабу его практической деятельности, в которой эти знания применяются. Этот закон действителен для каждого периода развития человеческой личности. Нарушение его ведет к утрате обществом одаренных и талантливых детей именно при переходе детей в школу. Если знания детей хоть как-то могли ими применяться в игре, — признанной ведущей деятельности дошкольников, — то уж в школе знания и вовсе становятся самоцелью, вытесняя игру как конкурента, отвлекающего детей от образа жизни «школяра». А между тем получаемые знания ищут своего применения, и самым естественным было бы дать младшему школьнику время, место и материал для игры.

С удовольствием расскажу другим родителям об играх моего сына и его друзей, когда им было по 7—8, может быть, 9 лет. Комнату сына (мы живем в трехкомнатной квартире) мы постарались обставить так, чтобы там хорошо и удобно игралось. Слева от входной двери располагался большой стол — железная уголковая рама с приваренными к ней шестью железными ножками. На раме лежало толстое-толстое стекло. Длина стекла-столешницы немного не достигала двух метров при ширине в 70 см. Высота стола была обычной. Вот этот-то стол и был излюбленным местом игр сына и его друзей, моделировавших в игре все, что они знали об истории, о сражениях, о приключениях героев изумительного города, о вымерших ящерах, о подводном царстве и многом другом. Однажды, когда полчища пластмассовых воинов всех времен и народов заполнили весь стол, а под столом на ниточках застыли рыбы и подводные лодки, я спросила сына: «Саша, ты их полководец?» «Нет, — ответил сын, — я их судьба». В этом ответе, как мне кажется, заключался ключ к пониманию психологической сущности этой развернутой режиссерской игры младшего школьника.

— «Они идут походом на войска, которые у Лени».
— «А сколько их?»
— «У меня пятьсот, а у Лени триста».

Стало ясно, что в игре, имеющей значение модели воображаемого сражения, которое могло состояться где-то на снежных просторах между домами обоих мальчиков, происходит колоссальный практический и мысленный эксперимент, связанный с тем, что дети узнали из первых же уроков истории родной страны. Полученные знания не остались мертвым грузом, они пошли в игру. В ней они были осмысленны, смоделированы в многочисленных вариантах, преобразованы и обобщены. Игра пробудила новые интересы, поиск. Игра для старшего дошкольника и младшего школьника — это как бы академия наук с ее экспериментальными и теоретическими институтами, своеобразная практическая философия — именно в игре младший школьник вырабатывает свою наиболее общую концепцию окружающего его мира, развивает свои интересы, примеряет к ним свои способности. Игра до страсти захватывает ребенка в этом возрасте, и если ей не дать реализоваться, возможны самые нежелательные последствия и для учебы (учеба может опротиветь, если интерес к ней не питаем игрой и возникающими в ней гипотезами), и для взаимоотношений в семье (школьник становится упрямым, лживым, формирует две линии поведения: скрытую — для себя и открытую — для родителей), для личности самого ребенка, который становится равнодушным к созиданию и ищет возможность проявить себя в разрушении, мелком озорстве, в упрямстве. Вспомним, игра — это форма практического размышления ребенка о действительности, о мире, в котором он живет. Именно в этом своем качестве игра обеспечивает необходимую преемственность психического развития (мотивационного, интеллектуального, операционального) ребенка в дошкольном и школьном детстве.

Каковы дальнейшие перспективы развития игры?

Если опереться опять-таки на дерево целей предметной среды детства и посмотреть вверх, то становится очевидным, что функция предмета существенно меняется у подростков. Для них после 11, 12 лет предмет — это уже не ситуация деятельности. Подростки в предмете моделируют уже саму деятельность. Для них предмет — знак деятельности, к которой они стремятся или хотят показать, что это так. Игры подростков полны атрибутики, приближающей их к взрослой жизни, как они ее понимают. Причем это отнюдь не всегда что-то опасное и искаженное. Напротив, если детство подростка протекало в игре без помех, а предметное (мотивационное) и объектное ее содержание отвечало целям и ценностям развития, то игра его представляет собой серьезный старт в выборе стиля поведения, профессиональных интересов, круга друзей. В игре подросток осваивает мир человеческих отношений. Подростки много общаются, и это общение по своей сути часто не что иное, как игра во взрослых, будь это подростковая тусовка, совместное производство концертной программы, кружок по изучению реликтовых гоминидов или участие в «охоте на лис».

И, наконец, почти вершина кроны дерева целей — юность. Для юноши и девушки, как уже говорилось выше, игра становится деятельностью досуга, в этом их продолжают взрослые.

Вместе с тем нельзя обойти молчанием предмет, он становится целью деятельности. Юноша и девушка, если они не инфантильны, уже способны созидать предмет, определять его значение для себя и других. В юности наступает период ориентации на выбор профессии, овладение ею. Этот ярус ветвей дерева целей развивающей предметной среды не завершающий. Личность человека, хорошо игравшего в детстве, не может быть заурядной — в ее мотивационном и интеллектуальном ядре заложены необходимые потенции творчества и жизненного успеха.

Родители, как правило, хотели бы понять, что значит для их ребенка игра и какие игрушки нужно купить, а какие сделать самим или вместе с ребенком. В какие игры ребенок может играть один, а в какие — с родителями или друзьями. Как играть в квартире и как во дворе городского дома или на даче, в лесу и т.д. На все вопросы ответить в этом кратком «послании» к родителям мне явно не удастся. Остановлюсь лишь на двух: какие игры хороши для дошкольника и какие виды игрушек ему нужны для этих игр.

Основные виды игр — это игры-экспериментирование, сюжетные игры, дидактические игры, игры-забавы, интеллектуальные игры и головоломки, подвижные игры, карнавальные и хороводные игры, а также игры походного типа и народные игры.

Внутри каждого из перечисленных видов игр царит разнообразие. Так, сюжетные игры дошкольников могут быть и подражательными, сюжетно-ролевыми, тематика которых практически безгранична, так как именно они и есть детские размышления о жизни. Это и режиссерские, и театрализованные игры, а также игры-драматизации. Игры-шествия, карнавальные и хороводные игры, а также забытые, но очень полезные для организации семейного досуга игры — живые картинки. Дидактические игры могут быть откровенно обучающими, как, например, математические, языковые, музыкальные игры, логические, сюжетно-дидактические, игры с четкими правилами. Есть дидактические игры и игрушки, смысл которых в познании цвета, формы, величины, веса, запаха, вкуса, подвижности предметов!

Игры для экспериментирования: от игр с песком, водой, глиной и снегом до игр с мыльными пузырями и трансформирующими игрушками.

К сожалению, в современной семье, да и в детском саду и школе, почти не встретишь сегодня игр-забав. Замечу, что игра в выдувание мыльных пузырей легко может превратиться в игру-забаву для всей семьи или даже целого двора. Многие игры-забавы, побуждая ребенка к познавательной активности, веселят его, радуют новизной. Например, клоун, перемахивающий свое «тело» по вертикальной деревянной лестнице, изумляет ребенка, он ищет причину этих ловких движений игрушки, изучает устройство, запуская клоуна и рассматривая его.

Хорошо, если дома есть крупные, сомасштабные телу ребенка полые кубы-вкладыши, которые он переносит, группирует, используя для создания предметного пространства своей игры. Если кубов достаточное количество, например, два-три комплекта из пяти—семи кубов, то с их помощью можно создать воображаемую ситуацию для любой игры: цирк, магазин, космодром, кухня и т.д. Крупные средообразующие предметы в игре ребенка полезны не только как средство свободной фантазийной организации игрового пространства, но и как средство, побуждающее ребенка к большой подвижности, разнообразию движений.

Для всех игр нужны игрушки. Какая игра, такая и игрушка. Ребенку нужны все виды игрушек: сюжетно-образные, к ним относятся куклы, игрушечные животные, фигурки людей и животных; предметы игрового обихода (кукольная мебель, посуда и пр.); театральные игрушки (куклы бибабо, марионетка, театральные кукольные декорации и т.п.); празднично-карнавальные игрушки (маски, костюмы, жезлы и т.п.); технические игрушки (машинки, строительная техника, различные технические приспособления, электронные игрушки и пр.).

Дидактические игрушки: обучающие игрушки типа пирамидки, матрешки и др.; игровые наборы (в том числе настольно-печатные игры) с правилами; конструкторы и строительные наборы; игры-головоломки (кубик Рубика или куб Б.Н. Никитина, складные картинки-паззлы и др.); музыкальные игрушки (заводные, инерционные, имитирующие настоящие музыкальные инструменты).

Спортивные игрушки: кольца, обручи, кегли, лапта, воланы, самокаты, ходули (низенькие), велосипеды, автомобили с педалями и др.

Игрушки-забавы: неваляшки, ваньки-встаньки, заводные лающие, мяукающие, прыгающие, танцующие игрушки, человек-яйцо, клоуны, различные электронные игрушки, роботы; игрушки-головоломки и др.

Для тех, у кого дома имеется компьютер, можно порекомендовать для детей 5—6 лет и более старших компьютерные детские развивающие игровые программы серий «Конструктор», «Режиссерские игры», «Сюжетно-дидактические» и другие. Помните: даже если компьютер очень хороший, сидеть за ним дольше 15 минут 2—3 раза в неделю ребенку младшего возраста не следует. Если же компьютер посредственный, то не чаще двух раз в неделю по 10—15 минут. При игре за компьютером ребенок должен быть хотя бы под косвенным присмотром взрослых.

Игрушки нужно покупать ребенку доступные его возрасту с расчетом некоторого опережения — для того чтобы в игре перед ребенком всегда открывалась бы «зона ближайшего развития».

Для хорошей игры нужно место. Родители дошкольников и младших школьников должны прежде всего заботиться, чтобы игры происходили в безопасной обстановке и в комфортных для ребенка условиях. Там, где ребенок играет один, с друзьями, старшими детьми или с членами семьи, должно быть просторно (пусть это будет комната, стол или диван), уютно и чисто.

Комфортная обстановка для игры воспитывает исподволь у ребенка самоуважение, чувство собственного достоинства благодаря уважительному отношению к его игре — его главному детскому делу. Особенно хороши игры, когда к ним вместе готовятся. В одной семье мальчику пяти лет купили несколько очень красивых машинок. Вместе с отцом он рассмотрел каждую машинку, узнал ее название, назначение (санитарная, ремонтная, легковая, для перевозки продуктов, автобус, грузовик). Затем возникла идея создать в квартире целую сеть шоссейных дорог. Пошли в дело кубики, кирпичики, планки, но все это было не то. И тогда бабушка предложила нарезать и клеить ленты шоссе из газет. Бабушка и мальчик днем, а вечером вместе с папой клеили длинные, шириной в 20 см, полосы, нарезанные из газет, и раскладывали их по полу в самых различных направлениях. По шоссе ехали машины, их останавливали при каждом удобном случае «постовые», зверюшки из леса, они останавливались в городах, ехали в гаражи, на ремонт. А после игры шоссе сворачивалось в рулон и отправлялось в уголок, рядом с коробкой — гаражом. Эта игра была длительной и много дала для переноса в ее сюжет всего, что к этому времени мальчик узнал о дорожном движении и автомобилях. В подобной игре ребенок практически применяет свои знания об окружающем его мире и получает мощный импульс к выяснению неизвестного, стремится к новому знанию и новому достижению.

В этой первой брошюре серии, посвященной детским играм и игрушкам, я постаралась рассказать родителям самое основное о детстве и его периодизации, об истории игр и игрушек, о типичных игрушках, которые нужны детям в разные периоды их жизни (дерево целей развивающей предметной среды), о видах игр и многообразии игрушек.

Что же самое, самое главное, какие «заповеди» развития детской игры важно помнить родителям?

Первая — ребенку должно быть хорошо в семье, чтобы он, чувствуя постоянную ласку и понимание, стремился бы к родителям, как источнику интереса к жизни во всем ее доступном для него многообразии.

Вторая — знания ребенка об окружающей его жизни, людях, природе, технике, о сказках и былях должны соответствовать масштабу его возможностей пустить все эти знания в игру. Именно в игре ребенок расправляет крылья своих способностей. В игре он — творец.

Третья — для хорошей игры нужна хорошая игрушка: магазинная, народная, самодельная; многообразие предметов, которые могут в игре быть всем, что задумано ребенком. Детская игровая фантазия требует опоры, места и материала для развития; играйте с ребенком и его друзьями.

Четвертая — школьная учеба не вытесняет игру. Игра естественным образом связывает дошкольную пору жизни ребенка со школьной, помогает ему сохранить и приумножить в своей личности то ценное, что дало ему дошкольное детство.

Рисунки Дмитрия Майстренко

Публикация статьи произведена при поддержке группы компаний «Энерготехстрой Технотрейд Стройэнергомаш». Воспользовавшись предложением группы компаний «ЭТС», Вы сможете без посредников приобрести спецтехнику из Китая, по ценам завода изготовителя. На Ваш выбор большой ассортимент специальных транспортных средств, строительной, коммунальной и сельхозхозяйственной техники, который включает в себя китайские автокраны марок XCMG и Zoomlion, фронтальные погрузчики FOTON и XiaGong, экскаваторы Yuchai и Komatsu, тягачи Shaanxi, Hania, и другую спецтехнику. Отлаженная система логистики, опыт и профессионализм работников группы компаний «ЭТС», позволят купить автокран и другую технику с доставкой в любой регион России. Посетив официальный сайт группы компаний «ЭТС», который располагается по адресу http://ets-dv.ru/, Вы сможете ознакомиться с каталогом и прайс-листом предлагаемой продукции, прочесть полезные статьи про спецтехнику из КНР, получить консультацию квалифицированных специалистов и отправить заказ на поставку техники.

Рейтинг@Mail.ru