Леонид КАМИНСКИЙ
Поиграем в слова
Мальчик Петя — мой сосед: он живет напротив
моей квартиры, через лестничную площадку. Я
знаком с ним давно, еще с тех пор, когда Петя был
маленьким и ходил в детский сад. А сейчас он
учится в четвертом классе. С Петей вечно
происходят какие-то забавные истории, о которых
он мне часто рассказывает. А еще у Пети есть не
совсем обычный папа. В отличие от некоторых
других пап, которые приходят с работы и спят на
диване, накрывшись газетой, Петин папа любит
шутить, дурачиться и играть с Петей в разные игры.
Пете это очень нравится. И кому это не понравится!
А в какие игры папа с Петей играют и какие истории
происходили с Петей, вы узнаете, когда прочтете
эту книжку.
Автор
ПОИГРАЕМ В СЛОВА?
Вот
гуляют Петя и папа по московским улицам, тут Петя
и говорит:
— Папа, давай играть в слова!
— Хорошо, — согласился папа. — На какую букву?
— Давай на букву «М».
— Ладно. Но, чтобы было интересней, я предлагаю
два условия: можно называть только те предметы,
которые мы увидим на улице, и при этом те, которые
движутся.
— Понятно, — сказал Петя. — Я начинаю. Машина!
— Мотоцикл! — сказал папа. — Вон поехал.
— Вижу, — сказал Петя. — Мотоциклист!
— Логично, — заметил папа. — Молоко!
— Молоко? — удивился Петя. — Где? И разве оно
движется?
— Еще как! — ответил папа. — Видишь — едет машина
с цистерной. А на ней написано «МОЛОКО». Вот
молоко и движется вместе с машиной!
—
Согласен, — сказал Петя. — Милиционер!
— Где? — спросил папа.
— Вон там, стоит на перекрестке.
— Раз стоит, то не считается!
Тут милиционер, как будто услышав папины слова,
засвистел и направился к какому-то нерадивому
пешеходу.
— Ладно, — сказал папа, — засчитываем твоего
милиционера. Теперь моя очередь. Морковка!
— Что? —
засмеялся Петя. — Какая морковка? Ты шутишь?
— Нет, не шучу. Видишь — женщина идет из овощного
магазина? А вместе с ней движется сетка с
морковкой.
— Вижу, — сказал Петя. — Кстати, она несет не
только морковку, но и мандарины!
— Ладно, засчитываем мандарины. Теперь моя
очередь. Я называю очень короткое слово — «Мы»!
— Кто это — «мы»? — спросил Петя.
— Как кто? — сказал папа. — Это ты и я.
— Да, — согласился Петя, — правильно. Теперь мое
слово... — Тут Петя задумался.
— Ну, — сказал папа, — сдаешься?
— Нет, сейчас... Мое слово — Москва!
— Москва? — удивился папа. — Разве она движется?
— Конечно! Ведь Москва находится на земном шаре?
Правда? А он движется в космосе. Вот и выходит, что
Москва тоже движется — вместе с машинами,
мотоциклами, милиционерами и другими москвичами!
— Молодец! — сказал папа.
— Это что, твое слово? — спросил Петя.
— Нет, — засмеялся папа, — это я тебя похвалил. Ты
выиграл!
КАК МАМА СЛОВО УГАДАЛА
Однажды папа, мама и Петя смотрели по
телевизору игру «Пойми меня».
— Интересная игра! — сказал папа. — Может, нам в
нее поиграть?
— А как? — спросил Петя.
— Сделаем вот что, — сказал папа. — Пусть мама на
пару минут выйдет из комнаты. Я придумаю
какое-нибудь слово и назову его Пете. А Петя
должен своими словами так объяснить маме, чтоб
она сумела мое слово угадать.
— Хорошо, — согласилась мама, — я пошла на кухню
ставить чайник.
Мама вышла, и папа шепотом сказал:
— Мое слово — НАКАЗАНИЕ.
— Ясно, — кивнул Петя.
Когда мама вернулась, Петя сказал:
— Мама, представь себе, что я в чем-то провинился.
Что мне за это будет?
— А что ты такого сделал? — спросила мама.
— Ну, например, получил двойку.
— Я так и знала! — разволновалась мама. — По
какому предмету?
— Какая разница? Пусть будет по математике.
— Как это — «пусть будет»?! У тебя уже есть одна
двойка по математике. Ты что, хочешь на второй год
остаться?
— Да нет, это так, для примера. Ну, представь, что я
что-то натворил. Например, разбил вазу. Что мне за
это будет?
— Какую вазу? — насторожилась мама.
— Хрустальную. Которую тебе бабушка на день
рождения подарила.
— Что-о?! Кто тебе разрешил ее трогать?
— Да не трогал я ее! Это просто пример.
— Ничего себе примеры! Разве можно так меня
пугать!
— Ладно, не волнуйся. Лучше подумай и скажи: что
мне будет, если я на своем велике выеду со двора
на улицу? На проезжую часть?
— Я так и знала! — Мама всплеснула руками и
повернулась к папе. — Я же предупреждала: не
покупай ребенку велосипед!
— Во-первых, Петя не ребенок, — возразил папа. — А
во-вторых, он никуда не выезжал. Он это придумал.
— Да, — сказал Петя, — мы просто играем. Ты
подумай и скажи: вот если я получу двойку, разобью
вазу и выеду на велосипеде на улицу — что мне за
все это будет? Как это называется?
— Это называется безобразие. Всыпать бы тебе как
следует!
— Вот-вот! — обрадовался Петя. — А как по-другому?
Какое есть еще слово?
— А по-другому с тобой никак нельзя, — сказала
мама. — Ты слов не понимаешь. И вообще у меня
больше сил нет. Что ты от меня хочешь, наказание
ты мое?!
— Ура-а! — закричали Петя и папа. — Мама угадала!
КАК ПЕТЯ ИГРУ ПРИДУМАЛ
— Папа, — сказал Петя, — я придумал
предложение, в котором все слова начинаются на
одну букву. Вот послушай: «Семен Семеныч съел сто
сорок семь сосисок».
— Ну и аппетит у твоего Семеныча! — засмеялся
папа. — А знаешь, ты ведь придумал интересную
игру. Тащи-ка мне сюда лист бумаги, ножницы и
шапку.
— Зачем? — спросил Петя.
— Сейчас увидишь.
Папа взял у Пети лист бумаги и разрезал его на
маленькие квадратики. Потом написал на них
разные буквы и положил бумажки в шапку.
— Вот. Теперь мы будем по очереди вытаскивать
буквы и придумывать предложения на каждую букву.
Давай, начинай.
— Нет, лучше ты! — сказал Петя.
— Ладно. — Папа пошарил в шапке и вытащил букву
«Н». Потом подумал и сказал: — Нервный начальник
накричал на носорога.
Петя засмеялся:
— Разве у носорогов бывают начальники?
— Ну, предположим, что этот начальник заведует
зоопарком. А носорог что-то натворил. Вот ему и
влетело.
— Кричать на животных нехорошо, — сказал Петя.
— Конечно, — согласился папа, — а то они тоже
станут нервными, как этот начальник. Тащи букву.
— У меня буква «М», — сказал Петя. — «Миша
Мокиенко мужественно молчал».
— Странно, — заметил папа. — Мне казалось, что
твой одноклассник Миша Мокиенко любит поболтать.
— Не всегда, — ответил Петя, — например…
— А, понятно, — перебил папа. — Например,
учительница вызывает его к доске и спрашивает:
«Мокиенко, выучил басню Крылова «Ворона и
лисица»?» А он мужественно молчит. Как партизан.
Хорошо. Теперь я вытаскиваю букву. У меня буква
«К». Так-так… «Кошка Катя кормила котят квашеной
капустой».
Петя захохотал:
— Ты чего? Котята капусту не едят!
— Не знаю. Может быть, Катя их приучила. Тяни
букву.
На этот раз Петя вытащил букву «У».
— Мне кажется, тебе не повезло, — сказал папа. —
Это трудная буква.
Петя задумался, а потом ответил:
— А вот и наоборот! Если хочешь, я даже могу целый
рассказ сочинить на эту букву.
— Давай, — сказал папа.
— «Учительница уговаривала ученика: «Учи уроки!»
«Успею», — успокоил учительницу ученик.
Учительница устало улыбнулась».
— Замечательно! — сказал папа. — Наверняка
рассказ взят из жизни. А, кстати, ты сегодня делал
уроки?
Петя хотел сказать «Успею!», но передумал и
сказал:
— Сейчас сяду, сделаю.
— Вот и хорошо, — сказал папа. — Между прочим, в
твоей последней фразе все три слова получились
на одну букву — «С». Ты это сделал специально?
— Совершенно случайное совпадение, — улыбнулся
Петя.
ИГРА В ПУТАНИЦУ
— Папа, — сказал Петя, — а у нас
сегодня в классе произошел смешной случай.
— Какой?
— Учительница попросила нас придумать
предложение со словами КОРОВЫ, ПЕТУХИ,
КУКАРЕКАТЬ, БОДАТЬСЯ. А Миша Мокиенко написал:
«Коровы кукарекают, а петухи бодаются».
— А как ты думаешь, — спросил папа, — почему
получилось смешно?
— Потому что Мишка все перепутал.
— Конечно. Если хочешь, мы сейчас с тобой
поиграем в путаницу и тоже посмеемся.
— А как будем играть?
— Сначала я задам тебе несколько вопросов, а
ответы запишу на отдельных листочках. А потом все
ответы перепутаем.
— Давай начинай.
— Хорошо. Вопрос первый: что ты носишь в своем
портфеле?
— Дневник и тетради.
— Кто твой любимый учитель?
— Физрук Эдуард Николаевич.
— Какой эстрадный певец тебе нравится?
— Майкл Джексон.
— Что выбрасывают в уличную урну?
— Огрызки и всякий мусор.
— Что ты любишь есть за обедом?
— Котлету и жареные макароны.
— Кто твой сосед по парте?
— Миша Мокиенко.
— Что дежурный готовит к уроку?
— Мел и тряпку.
— Какое животное живет у нас в квартире?
— Рыжий кот Тимофей.
— Что обычно берут с собой в баню?
— Мочалку и березовый веник.
— Кто умеет ходить по потолку?
— Муха.
— Прекрасно, — сказал папа. — Все твои ответы
я записал. Давай положим эти бумажки в шапку и
перемешаем. Готово! А теперь я буду снова
задавать вопросы, а ты будешь вытаскивать из
шапки листочки и читать вслух. Понятно?
— Да.
— Тогда начали. Что ты носишь в своем портфеле?
Петя вытащил из шапки листок и прочел:
— Огрызки и всякий мусор!
— Кто твой любимый учитель?
— Майкл Джексон!
— Какой
эстрадный певец тебе нравится?
— Миша Мокиенко!
— Что выбрасывают в уличную урну?
— Дневник и тетради!
— Что ты любишь есть за обедом?
— Мочалку и березовый веник!
— Кто твой сосед по парте?
— Рыжий кот Тимофей!
— Что дежурный готовит к уроку?
— Котлету и жареные макароны!
— Какое животное живет у нас в квартире?
— Муха!
— Что обычно берут с собой в баню?
— Мел и тряпку!
— Кто умеет ходить по потолку?
— Физрук Эдуард Николаевич!
Тут Петя и папа стали хохотать. И так громко, что
даже прибежала мама. Она спросила:
— Что случилось? От вашего хохота весь дом
трясется!
— Это мы играем, — ответил Петя.
— Ладно, заканчивайте ваши игры, пора обедать.
Кстати, Петя, сегодня на обед я приготовила твое
любимое блюдо.
— Неужели — мочалку и березовый веник?! —
спросил папа.
Рисунки Владимира Семеренко
|