Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2003

ВКЛАДКА

Леонид КАМИНСКИЙ

Поиграем в слова

Мальчик Петя — мой сосед: он живет напротив моей квартиры, через лестничную площадку. Я знаком с ним давно, еще с тех пор, когда Петя был маленьким и ходил в детский сад. А сейчас он учится в четвертом классе. С Петей вечно происходят какие-то забавные истории, о которых он мне часто рассказывает. А еще у Пети есть не совсем обычный папа. В отличие от некоторых других пап, которые приходят с работы и спят на диване, накрывшись газетой, Петин папа любит шутить, дурачиться и играть с Петей в разные игры. Пете это очень нравится. И кому это не понравится! А в какие игры папа с Петей играют и какие истории происходили с Петей, вы узнаете, когда прочтете эту книжку.

Автор

ПОИГРАЕМ В СЛОВА?

Вот гуляют Петя и папа по московским улицам, тут Петя и говорит:
— Папа, давай играть в слова!
— Хорошо, — согласился папа. — На какую букву?
— Давай на букву «М».
— Ладно. Но, чтобы было интересней, я предлагаю два условия: можно называть только те предметы, которые мы увидим на улице, и при этом те, которые движутся.
— Понятно, — сказал Петя. — Я начинаю. Машина!
— Мотоцикл! — сказал папа. — Вон поехал.
— Вижу, — сказал Петя. — Мотоциклист!
— Логично, — заметил папа. — Молоко!
— Молоко? — удивился Петя. — Где? И разве оно движется?
— Еще как! — ответил папа. — Видишь — едет машина с цистерной. А на ней написано «МОЛОКО». Вот молоко и движется вместе с машиной!

— Согласен, — сказал Петя. — Милиционер!
— Где? — спросил папа.
— Вон там, стоит на перекрестке.
— Раз стоит, то не считается!
Тут милиционер, как будто услышав папины слова, засвистел и направился к какому-то нерадивому пешеходу.
— Ладно, — сказал папа, — засчитываем твоего милиционера. Теперь моя очередь. Морковка!
— Что? — засмеялся Петя. — Какая морковка? Ты шутишь?
— Нет, не шучу. Видишь — женщина идет из овощного магазина? А вместе с ней движется сетка с морковкой.
— Вижу, — сказал Петя. — Кстати, она несет не только морковку, но и мандарины!
— Ладно, засчитываем мандарины. Теперь моя очередь. Я называю очень короткое слово — «Мы»!
— Кто это — «мы»? — спросил Петя.
— Как кто? — сказал папа. — Это ты и я.
— Да, — согласился Петя, — правильно. Теперь мое слово... — Тут Петя задумался.
— Ну, — сказал папа, — сдаешься?
— Нет, сейчас... Мое слово — Москва!
— Москва? — удивился папа. — Разве она движется?
— Конечно! Ведь Москва находится на земном шаре? Правда? А он движется в космосе. Вот и выходит, что Москва тоже движется — вместе с машинами, мотоциклами, милиционерами и другими москвичами!
— Молодец! — сказал папа.
— Это что, твое слово? — спросил Петя.
— Нет, — засмеялся папа, — это я тебя похвалил. Ты выиграл!

КАК МАМА СЛОВО УГАДАЛА

Однажды папа, мама и Петя смотрели по телевизору игру «Пойми меня».
— Интересная игра! — сказал папа. — Может, нам в нее поиграть?
— А как? — спросил Петя.
— Сделаем вот что, — сказал папа. — Пусть мама на пару минут выйдет из комнаты. Я придумаю какое-нибудь слово и назову его Пете. А Петя должен своими словами так объяснить маме, чтоб она сумела мое слово угадать.
— Хорошо, — согласилась мама, — я пошла на кухню ставить чайник.
Мама вышла, и папа шепотом сказал:
— Мое слово — НАКАЗАНИЕ.
— Ясно, — кивнул Петя.
Когда мама вернулась, Петя сказал:
— Мама, представь себе, что я в чем-то провинился. Что мне за это будет?
— А что ты такого сделал? — спросила мама.
— Ну, например, получил двойку.
— Я так и знала! — разволновалась мама. — По какому предмету?
— Какая разница? Пусть будет по математике.
— Как это — «пусть будет»?! У тебя уже есть одна двойка по математике. Ты что, хочешь на второй год остаться?
— Да нет, это так, для примера. Ну, представь, что я что-то натворил. Например, разбил вазу. Что мне за это будет?
— Какую вазу? — насторожилась мама.
— Хрустальную. Которую тебе бабушка на день рождения подарила.
— Что-о?! Кто тебе разрешил ее трогать?
— Да не трогал я ее! Это просто пример.
— Ничего себе примеры! Разве можно так меня пугать!
— Ладно, не волнуйся. Лучше подумай и скажи: что мне будет, если я на своем велике выеду со двора на улицу? На проезжую часть?
— Я так и знала! — Мама всплеснула руками и повернулась к папе. — Я же предупреждала: не покупай ребенку велосипед!
— Во-первых, Петя не ребенок, — возразил папа. — А во-вторых, он никуда не выезжал. Он это придумал.
— Да, — сказал Петя, — мы просто играем. Ты подумай и скажи: вот если я получу двойку, разобью вазу и выеду на велосипеде на улицу — что мне за все это будет? Как это называется?
— Это называется безобразие. Всыпать бы тебе как следует!
— Вот-вот! — обрадовался Петя. — А как по-другому? Какое есть еще слово?
— А по-другому с тобой никак нельзя, — сказала мама. — Ты слов не понимаешь. И вообще у меня больше сил нет. Что ты от меня хочешь, наказание ты мое?!
— Ура-а! — закричали Петя и папа. — Мама угадала!

КАК ПЕТЯ ИГРУ ПРИДУМАЛ

— Папа, — сказал Петя, — я придумал предложение, в котором все слова начинаются на одну букву. Вот послушай: «Семен Семеныч съел сто сорок семь сосисок».
— Ну и аппетит у твоего Семеныча! — засмеялся папа. — А знаешь, ты ведь придумал интересную игру. Тащи-ка мне сюда лист бумаги, ножницы и шапку.
— Зачем? — спросил Петя.
— Сейчас увидишь.
Папа взял у Пети лист бумаги и разрезал его на маленькие квадратики. Потом написал на них разные буквы и положил бумажки в шапку.
— Вот. Теперь мы будем по очереди вытаскивать буквы и придумывать предложения на каждую букву. Давай, начинай.
— Нет, лучше ты! — сказал Петя.
— Ладно. — Папа пошарил в шапке и вытащил букву «Н». Потом подумал и сказал: — Нервный начальник накричал на носорога.

Петя засмеялся:
— Разве у носорогов бывают начальники?
— Ну, предположим, что этот начальник заведует зоопарком. А носорог что-то натворил. Вот ему и влетело.
— Кричать на животных нехорошо, — сказал Петя.
— Конечно, — согласился папа, — а то они тоже станут нервными, как этот начальник. Тащи букву.
— У меня буква «М», — сказал Петя. — «Миша Мокиенко мужественно молчал».
— Странно, — заметил папа. — Мне казалось, что твой одноклассник Миша Мокиенко любит поболтать.
— Не всегда, — ответил Петя, — например…
— А, понятно, — перебил папа. — Например, учительница вызывает его к доске и спрашивает: «Мокиенко, выучил басню Крылова «Ворона и лисица»?» А он мужественно молчит. Как партизан. Хорошо. Теперь я вытаскиваю букву. У меня буква «К». Так-так… «Кошка Катя кормила котят квашеной капустой».
Петя захохотал:
— Ты чего? Котята капусту не едят!
— Не знаю. Может быть, Катя их приучила. Тяни букву.
На этот раз Петя вытащил букву «У».
— Мне кажется, тебе не повезло, — сказал папа. — Это трудная буква.
Петя задумался, а потом ответил:
— А вот и наоборот! Если хочешь, я даже могу целый рассказ сочинить на эту букву.
— Давай, — сказал папа.
— «Учительница уговаривала ученика: «Учи уроки!» «Успею», — успокоил учительницу ученик. Учительница устало улыбнулась».
— Замечательно! — сказал папа. — Наверняка рассказ взят из жизни. А, кстати, ты сегодня делал уроки?
Петя хотел сказать «Успею!», но передумал и сказал:
— Сейчас сяду, сделаю.
— Вот и хорошо, — сказал папа. — Между прочим, в твоей последней фразе все три слова получились на одну букву — «С». Ты это сделал специально?
— Совершенно случайное совпадение, — улыбнулся Петя.

ИГРА В ПУТАНИЦУ

— Папа, — сказал Петя, — а у нас сегодня в классе произошел смешной случай.
— Какой?
— Учительница попросила нас придумать предложение со словами КОРОВЫ, ПЕТУХИ, КУКАРЕКАТЬ, БОДАТЬСЯ. А Миша Мокиенко написал: «Коровы кукарекают, а петухи бодаются».
— А как ты думаешь, — спросил папа, — почему получилось смешно?
— Потому что Мишка все перепутал.
— Конечно. Если хочешь, мы сейчас с тобой поиграем в путаницу и тоже посмеемся.
— А как будем играть?
— Сначала я задам тебе несколько вопросов, а ответы запишу на отдельных листочках. А потом все ответы перепутаем.
— Давай начинай.
— Хорошо. Вопрос первый: что ты носишь в своем портфеле?
— Дневник и тетради.
— Кто твой любимый учитель?
— Физрук Эдуард Николаевич.
— Какой эстрадный певец тебе нравится?
— Майкл Джексон.
— Что выбрасывают в уличную урну?
— Огрызки и всякий мусор.
— Что ты любишь есть за обедом?
— Котлету и жареные макароны.
— Кто твой сосед по парте?
— Миша Мокиенко.
— Что дежурный готовит к уроку?
— Мел и тряпку.
— Какое животное живет у нас в квартире?
— Рыжий кот Тимофей.
— Что обычно берут с собой в баню?
— Мочалку и березовый веник.
— Кто умеет ходить по потолку?
— Муха.
— Прекрасно, — сказал папа. — Все твои ответы я записал. Давай положим эти бумажки в шапку и перемешаем. Готово! А теперь я буду снова задавать вопросы, а ты будешь вытаскивать из шапки листочки и читать вслух. Понятно?
— Да.
— Тогда начали. Что ты носишь в своем портфеле?
Петя вытащил из шапки листок и прочел:
— Огрызки и всякий мусор!
— Кто твой любимый учитель?
— Майкл Джексон!
— Какой эстрадный певец тебе нравится?
— Миша Мокиенко!
— Что выбрасывают в уличную урну?
— Дневник и тетради!
— Что ты любишь есть за обедом?
— Мочалку и березовый веник!
— Кто твой сосед по парте?
— Рыжий кот Тимофей!
— Что дежурный готовит к уроку?
— Котлету и жареные макароны!
— Какое животное живет у нас в квартире?
— Муха!
— Что обычно берут с собой в баню?
— Мел и тряпку!
— Кто умеет ходить по потолку?
— Физрук Эдуард Николаевич!
Тут Петя и папа стали хохотать. И так громко, что даже прибежала мама. Она спросила:
— Что случилось? От вашего хохота весь дом трясется!
— Это мы играем, — ответил Петя.
— Ладно, заканчивайте ваши игры, пора обедать. Кстати, Петя, сегодня на обед я приготовила твое любимое блюдо.
— Неужели — мочалку и березовый веник?! — спросил папа.

Рисунки Владимира Семеренко

 

Рейтинг@Mail.ru