Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2003

ДЕТСКИЙ САД КАК ДОМ

Группа Айболита в действии

Что чаще всего мешает родителям принять решение отдать своего малыша в детский сад? Страх, что он будет болеть. «Да там у каждого третьего сопли до пояса висят! — рассказывают друг другу мамы страшные истории. — И домой их не отправляют. Температуры-то нет. Больничный матери не дадут. А то, что такой ребенок других заражает, дела никому нет. Рассадник инфекций — этот ваш детский сад!»
Мокрые носы, конечно, не у каждого третьего. Это явное преувеличение. Но значительная доля истины в родительских опасениях присутствует. В детский сад часто приходят малыши с признаками начинающегося заболевания. Еще не совсем понятно, как оно будет протекать — тяжело или легко, с температурой или без температуры. Но именно в этот момент ребенок является распространителем инфекции. Работающие мамы, у которых нет возможности долго сидеть на больничном, частенько приводят в детский сад недолеченных ребятишек. Это тоже создает массу проблем. Во-первых, родители просят не брать такого ребенка на прогулку, не включать его в физкультурные занятия, капать в нос и т.п. Воспитатели, конечно, стараются идти родителям навстречу, но возможности их ограниченны. И через короткое время недолеченный ребенок снова заболевает.

Выход из этой неприятной ситуации попробовали найти педагоги детского сада «Теремок» г. Новый Уренгой. С 1994 года в саду существует группа для часто болеющих детей. Идея организации такой группы не принадлежит «Теремку». Об опыте создания таких групп педагоги узнали из рассказов своих коллег. Но слышали об этом все, а вот организовали и держат такую группу уже почти в течение десяти лет только здесь. Без поддержки городского управления образования это, конечно, было бы невозможно сделать.
Но работники управления, захваченные идеей создания так называемого «дневного стационара», или группы ЧБД (часто болеющих детей), помогли коллективу детского сада и финансово, и организационно.
В группу дневного стационара дети попадают по предписанию врача. Это могут быть рекомендации участкового педиатра, который наблюдал ребенка в течение болезни и считает, что ему необходимо пройти курс дополнительных физиотерапевтических процедур. В детском саду такие возможности есть. Физиотерапевтический кабинет оснащен и УВЧ, и кварцевым аппаратом, и ингаляторами. Создавался кабинет не в один день. Медицинские работники садика часами просиживали над каталогами, консультировались с дошкольным отделом районной поликлиники, обзванивали иногородние фирмы и заказывали оборудование, где только можно. Сегодня кабинет является гордостью садика и полностью оправдывает возложенные на него функции.
Физиотерапевтические и другие лечебные процедуры проводит медицинская сестра детского сада.
Кроме двух медсестер, работающих в «дневном стационаре», в штате детского сада есть педиатр, который каждый понедельник осматривает детей. По его предписаниям ребенок тоже может быть переведен в группу ЧБД.
Однако число мест в группе ограничено. Ее могут посещать не больше двенадцати ребятишек. Детей с температурой в группу не переводят. Таким малышам необходимы домашнее лечение и постельный режим.
Обычно дети с ослабленным здоровьем находятся в дневном стационаре в течение двух недель. Чаще всего это малыши двух-трех лет, которые только начали ходить в детский сад и тяжело переживают адаптацию к новым условиям. Режим в группе ЧБД щадящий. Обстановка создана с учетом потребностей «приболевшего контингента». В любой момент ребеночек может прилечь на диван. Это важно, потому что двигательная активность малышей снижена и они быстро утомляются.

Однако детей в дневном стационаре не только лечат, но и занимаются с ними. Конечно, реализовать образовательную программу в полном объеме здесь невозможно. Но детям читают, с ними рисуют и играют в театр. Когда здоровье малыша нормализуется и он перейдет в обычную группу детского сада, воспитатели будут заниматься с ним в индивидуальном режиме — для того чтобы он догнал своих сверстников в положенных ему по возрасту знаниях и умениях.
Родители некоторых детей, уже ставших школьниками, а когда-то посещавших дневной стационар «Теремка», до сих пор обращаются за помощью в детский сад. Иногда ребенку нужен курс физиопроцедур, а иногда возникает потребность в дорогих лекарствах, которые купить не каждому родителю под силу. Сотрудники детского сада своим бывшим «чебедешничкам» не отказывают. В рамках программы преемственности — пусть и не прописанной на бумаге, зато реально действующей.

По рассказу Ирины КОЧЕТОВОЙ,
заведующей детским садом
«Теремок», г. Новый Уренгой

Овсей ДРИЗ

БУДТЕ ЗДОРОВЫ!

Жаркий полдень.
Все уснули.
Дремлет бабушка
На стуле.
Дремлет кошка
На пороге.
Лежа в зарослях
Зеленых,
Спят корова
И теленок.
Дремлют гуси,
Дремлют козы,
Дремлют листья
На березе.
Смотрит Лева
Из окна,
Ти-ши-на.
Тишина кругом,
Дремота.
Вдруг чихнул
Негромко кто-то.
Кто чихнул,
Не понял Лева.
Может, бабушка спросонок?
Кошка?
Курица?
Корова?
Не корова — так теленок?
Или гуси?
Или козы?
Или веточка березы,
Задремавшей у окна?
Ти-ши-на.
И сказал трехлетний Лева:
— Кошка Мурка,
Будь здорова!
Будьте, козы,
Все здоровы!
И телята,
И коровы!
Простужаться
Вам не надо,
Гуси,
Куры
И цыплята,
Мошки,
Бабочки,
Стрекозы
И веселые березы,
Что у нашего окна… —
Ти-ши-на.
Помолчал немного
И прибавил Лева:
— Дорогая бабушка,
Будь всегда здорова!

(Перевод с идиша Г. Сапгира)

 

Рейтинг@Mail.ru