Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2003

ВКЛАДКА

Галина КОРНИЛОВА

Рукоборцы-крепыши

Центр развития ребенка – детский сад № 156 г. Мурманска

1. Введение

Стремление детей быть похожими на силачей можно использовать с пользой для них самих, предложив им для начала развивать силу рук и заняться рукоборством, или армрестлингом. Этот вид спорта стал популярным сравнительно недавно. В 1961 году в США был проведен первый чемпионат мира по армрестлингу. Сегодня во многих странах есть его поклонники. Армрестлингом профессионально занимаются даже девушки! В России армспорт появился в 1989 году. Но наша спортсменка Ирина Турчинская уже 10 лет побеждает в чемпионатах мира. Возможно, армрестлинг вскоре будет включен в программу Олимпийских игр.

У этого вида спорта есть ряд преимуществ: он лишен агрессивности, достаточно безопасен и не предполагает использования больших площадей для тренировки, дорогих тренажеров и трудоемкого оборудования. Установите стол для армрестлинга и — пожалуйста, тренируйтесь! Инструктору по физической культуре нетрудно заразить мальчишек азартом соревнования. Именно в таком невинном рукоборстве можно показать и силу характера, и твердость духа, и физическую силу, и координацию. При этом можно вспомнить, что в Древней Руси богатыри предпочитали рукоборство поединку на мечах и копьях, так как это был наименее кровопролитный способ доказательства своей силы. Нетрудно представить себе картину рукоборства двух богатырей за столом у князя Владимира или ратников Александра Невского, автора легендарных слов: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет».

Предлагаемая программа кружка «Рукоборцы-крепыши» — это первый опыт приобщения детей к элементам интереснейшего вида борьбы. Эта программа сочетает в себе решение задач по укреплению физического и психического здоровья ребенка, формирование привычки к активному образу жизни, развитие у детей потребности в физическом совершенствовании.

2. Краткая характеристика программы

Программа адаптирована для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Курс рассчитан на 6 месяцев (с ноября по апрель). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

Возможны индивидуальные занятия с одним ребенком, 1—2 раза в неделю по 10—15 минут, а также самостоятельные упражнения и тренировочные упражнения для совместной тренировки с папой или друзьями.

Индивидуальный и дифференцированный подход является основным приемом работы с детьми.

3. Необходимые условия и оборудование для создания кружка

Для успешной работы подойдет как физкультурный зал любого размера, так и комната размером 4 x 5 метров. Идеальный вариант — тренажерный зал с кольцами, канатами и перекладиной.

Мини-тренировки желательно проводить на ковриках, возможно и на полу, в зависимости от состояния здоровья детей и температуры воздуха в зале.

Необходимы стол и два стула. Стол должен быть таким, чтобы ноги свободно помещались под ним, т.е. между его ножками не должно быть перегородок. Стол для рукоборства можно сделать из обычного стола, за которым обедают дети, снабдив его простейшими резиновыми подкладками под локти соперников. На столах у настоящих рестлингистов имеются также мягкие валики, на которые укладывается рука побежденного, хотя вполне возможно обойтись и без них. Ребят нужно научить не давить на руку соперника, если та уже коснулась стола тыльной стороной, — инструктор, исполняющий роль судьи, должен вовремя прекратить поединок.

Тренажеры для рук:

— эспандеры резиновые для рук,
— кистевые резиновые эспандеры,
— резиновые мягкие мячики диаметром 5—10 см,
— бутылки пластмассовые емкостью 0,5, 0,7 и 1 л, наполненные водой.

Шведская стенка, резиновые ленты, деревянные палки, скамейки, канаты.

Для домашних упражнений могут использоваться скакалка, мяч, две одинаковые по весу книги размером 22 x 15 см и толщиной не более 2,5 см.

4. Техника борьбы

Несмотря на доступность и демократичность рукоборства, техника его достаточно консервативна, так как ограничена малой площадью борьбы и правилами поединка. Овладение техникой происходит с учетом росто-весовых показателей ребенка и развития силы основных мышечных групп.

В технике армрестлинга различаются 4 фазы: старт, позиция, атака, реализация преимущества. Бороться можно сидя, стоя или лежа. Для борьбы стоя нужен специальный стол, который сделать непросто, поэтому этот способ борьбы не используется. Для борьбы лежа понадобится коврик, который расстилается между детьми. Правые руки локтями ставятся на него, левые руки держатся произвольно. Такой способ борьбы детям обычно не нравится, так как их левые руки остаются без дела, в сидячем же положении они помогают. В основном дети предпочитают поединок сидя.

Стартовая позиция. Дети садятся лицом друг к другу, ноги стоят устойчиво (на ширине плеч или чуть расставлены), левой рукой берутся за левый угол стола, правую ставят локтем на резиновую подкладку каждый со своей стороны. Четырьмя пальцами правой руки обхватывают четыре пальца соперника так, чтобы большие пальцы легли на тыльную сторону ладони. Захват считается неправильным, если все пальцы противника захвачены пальцами соперника и наоборот. Для успешной борьбы участник поединка должен иметь четыре точки опоры: ступни, ягодицы, локти и ладони.

Фаза атаки. Используя силу мышц плеча, мышц туловища, мышц ног и свой вес, рукоборец переходит в атаку. Ее цель — постараться отклонить руку противника от угла 45 градусов и положить ее на стол.

Различаются три способа атаки.

«Атака через верх»: атакующий давит своей ладонью на ладонь соперника, как бы накрывая ее.

«Атака крюком»: атакующий тянет кисть противника к своей груди и вниз.

«Атака толчком»: борец толчком выгибает свою руку в запястье и клонит противника к стулу.

5. Задачи и содержание тренировочных упражнений

В процессе выполнения упражнений решаются взаимосвязанные задачи всестороннего физического развития и воспитания морально-волевых качеств. Решению этих задач способствуют физическая, тактическая, психическая и теоретическая подготовка.

Физическая подготовка — это развитие и совершенствование силы, выносливости, быстроты, ловкости и гибкости. На начальном этапе целесообразно развивать равномерно все эти качества. Затем совершенствуются силовые возможности ребенка, тогда как остальные лишь поддерживаются на достигнутом уровне.

Тактическая подготовка заключается в обучении различным способам борьбы, выборе своего способа атаки. Тактическая подготовка взрослого соревнующегося отличается от подготовки ребенка. Взрослый должен знать сильные и слабые места соперника, использовать различные способы борьбы, применять уловки и многое другое. Тактическая подготовка мальчика заключается в умении рассчитывать свои силы и учитывать настроение соперника.

Психологическая подготовка направлена на воспитание уверенности в своих силах, самоуважения, положительных эмоций, уважения противника.

Теоретическая подготовка детей заключается в знании истории армрестлинга и основных правил борьбы.

6. Этапы тренировочных упражнений

Предварительный этап

Главная его задача — формирование и развитие основных движений, формирование правильной осанки. Особое внимание уделяется развитию мышечной силы, укреплению мышц двигательного аппарата. С этой целью используются такие гимнастические снаряды, как «конь», «козел», канат, перекладина, кольца. Включаются элементы акробатических упражнений: кувырки, перевороты, стойки. Упражнения, воспитывающие силу, должны сопровождаться минимальными напряжениями, без натуги. В этот период начинаем воспитывать ловкость, используя скакалку, мяч, обруч. Для развития гибкости применяем всевозможные растяжки. Выносливость развиваем, используя равномерный метод тренировки.

Основной этап (силовая тренировка)

1. Упражнения с массой собственного тела:

— сгибание и разгибание рук в упоре на коленях; лежа на полу с опорой на кисти рук, на кулаки;
— отжимания от скамейки, стула и т.д.;
— подтягивания на перекладине, шведской стенке;
— подъем и спуск по лесенке без опоры на ступни;
— упражнения на кольцах, канате.

2. Упражнения с тренажером.
3. Упражнения с соперником (выполняются за столом).
4. Упражнения с отягощением (мешочки с песком, эспандеры, бутылки с водой, резиновые мячи). Металлические гири и гантели в детском саду использовать не рекомендуем. Оптимальный вес бутылки с водой или мешочка с песком должен быть не более 1,5 кг. Вес поднимается обеими руками в два приема: на грудь и вверх; опускается так же — на грудь и вниз. Количество повторов должно зависеть от веса и роста ребенка, а также от состояния его здоровья, в среднем — от 2 до 10 раз.

7. Формы и методы силовой тренировки

В дошкольном армрестлинге не используются сложные формы тренировок. Малышей достаточно познакомить с такими понятиями, как «повторение» и «подход». Повторение — это разовое выполнение упражнения. Допустим, отжимание от пола из положения «лежа». Инструктор называет упражнение или показывает его, ребенок выполняет один раз. Несколько повторений — это подход. Например: «Сделай с одного подхода упражнение “отжимание от стола” 10 раз». Или: «Сделай с двух подходов упражнение “отжимание от стола”» (т.е. по 5 упражнений 2 раза с отдыхом).
Занятия проводятся в привычных для детского сада формах: круговая тренировка, фронтальные и индивидуальные занятия, самостоятельная деятельность детей дома, игры. Разнообразие и последовательность упражнений — важный фактор при проведении занятия. Выбор упражнений зависит от цели. Если вы хотите воспитать борцов для показательных выступлений — отдаете предпочтение одним силовым упражнениям; если в группе есть дети с излишним весом, значит, упражнения должны быть не статичными, а более подвижными. Упражнения будут более разнообразными — 15—20 упражнений, но подход будет один.

8. Структура занятий

1. Общая или специальная разминка без предметов.
2. Силовые упражнения на мышцы рук и плечевого пояса.

а) Упражнения с предметами, парные упражнения, расслабления.
б) Базовые упражнения: перекладина, шведская стенка, кольца, канат, скамья; упражнения на расслабление, игры на внимание и координацию движений, расслабление, массаж.
в) Упражнения на овладение техникой борьбы за столом. Мини-соревнования.

3. Самостоятельная деятельность детей. Малоподвижная игра.

Части занятия могут варьироваться, но неизменными остаются разминка и растягивания в конце каждой части.

9. Нагрузки и утомление

Нагрузка зависит от состояния здоровья ребенка вообще и здоровья «сегодня». Если у мальчика есть проблемы с мочевым пузырем или легкими, то некоторые виды упражнений ему противопоказаны. Если он пришел на занятие простуженным, то нагрузку получает минимальную или принимает участие лишь в играх.

Под утомлением понимается временное снижение работоспособности под воздействием нагрузок. Внешние проявления утомления: покраснение лица, появление пота, учащенное дыхание. При наличии таких симптомов нужно немедленно сделать паузу и упражнение на расслабление.

10. Проблемы отбора детей в кружок

Антропометрические показатели не могут быть критерием отбора для данных занятий и служить факторами контроля, так как размеры тела и объем мышц не имеют преимущественного значения для набора в кружок рукоборства. Ко взрослым применяются следующие тесты для отбора и промежуточного контроля:

— быстрота реакции на звуковой сигнал,
— сила кисти рук (измеряется динамометром),
— тяговая сила кисти (измеряется динамометром).

В детском саду для того, чтобы стать членом кружка по армрестлингу, нужно прежде всего иметь желание, а затем уже умения: отжаться хотя бы два раза от пола, держаться на перекладине в течение 10 секунд.

Чаще всего в кружок приглашаются дети, которые на обычных занятиях отличаются силой рук, а также те ребята, которым надо сбросить лишний вес или хотя бы удержать его в статике. Чаще всего полные дети часто болеют и ходят в кружок, чтобы укрепить свое здоровье. Но без желания и упорства пребывание детей в кружке бесполезно.

11. Профилактика и правила предупреждения травм и повреждений

У школьников частыми являются растяжения, уплотнения мышц, боли в коленях и пояснице, мозоли на ладонях и локтях.

Если ребенок жалуется на сильную боль в мышцах, он не допускается на следующее занятие и прекращает тренировку до снятия болевых ощущений. Если боль проходит до следующего занятия, он продолжает тренировки, однако с меньшей нагрузкой.

Инструктору важно соблюдать следующие правила:

1. В начале каждой тренировки — разминка.
2. Не отвлекаться при выполнении детьми упражнений.
3. Внимательно относиться к технике выполнения упражнений.
4. Держать спину детей при выполнении силовых упражнений.
5. Нагрузку увеличивать постепенно.
6. Исключать из тренировки упражнения, которые несут болевые ощущения.
7. Не забывать упражнения на расслабление и на восстановление дыхания.
8. Нельзя заниматься на полный желудок.
9. Соблюдать правила личной гигиены.
10. Следить за исправным состоянием тренажеров и дисциплиной детей.

12. Правила поведения для малышей (по А.Невскому)

1. Не задерживай дыхания, выполняя упражнения. Дыши свободно!
2. Не пытайся тренировать больные мышцы. Делай упражнения для других мышц.
3. Научись сосредотачиваться на каждом упражнении (душой и той частью тела, которую тренируешь).
4. Не жди скорого увеличения мускулов, главное — не размер мышц, а их сила и выносливость.
5. Не нагружай мышцы до боли. Увеличивай число повторений постепенно. Занимайся регулярно. Мой девиз: «Чаще и понемногу!».

Диагностический подход

Диагностические исследования проводятся с целью выявления первоначального и итогового уровней физического развития детей. Контрольные тесты проводятся два раза в год.

13. Диагностический подход

Карта диагностики уровня физического развития ребенка

14. Перспективное планирование

Перспективное планирование включает в себя последовательность и постепенное развитие и укрепление мышц грудной клетки, спины, руки, плеча, живота и ног с помощью специальной разминки в первой части занятия, а также во второй части — «базовые упражнения». Это упражнения с предметами, упражнения на снарядах и овладение техникой борьбы. В четвертой части занятия дети расслабляются и отдыхают, занимаясь малоподвижными спортивными играми, играми на внимание, на координацию движений, артистизм и т.п. или самостоятельной деятельностью.
Под номером 1 в перспективном плане указан номер спецразминки. Под № 2 названы предметы и снаряды, которыми дети овладевают постепенно, идя от уже знакомых предметов и снарядов к неизвестным.


15. Конспекты силовых разминок
Специальная разминка (по А.Невскому)

Упражнения делай столько, сколько сможешь, добавляй в следующий раз на одно больше.

Делай два или три подхода к одному упражнению.

СР № 1 для мышц грудной клетки

а) Отжимание от пола с опорой на ладони.

И.п. — лечь на живот, вытянув пальцы ног, руки положить под плечи. Оторвать от пола живот и бедра так, чтобы пола касалась только грудь. Подниматься, не опуская спину, пока руки не выпрямятся. Вернуться в и.п.

б) И.п. — «кошка» (встать на четвереньки, опора на прямые руки и колени). Держа спину ровно, коснитесь подбородком пола.

в) Выжимание от предмета. Найти стол, тумбочку, стул — любой предмет в половину вашего роста. Встаньте перед ним, отодвинув ноги на 70—90 см, слегка раздвиньте их, кисти рук положите на опору на ширине плеч. Медленно опускайтесь, держа спину прямой, коснитесь подбородком опоры. И.п.

г) Разводка через стороны.

И.п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях. В руках — по мешочку или кегле. Руки вытянуты вверх над головой. Руки разводим в стороны до пола медленно, затем возвращаемся в и.п.

д) Взмахи через голову.

И.п. — та же, что и в предыдущем упражнении. Руки опускаем прямыми за голову так далеко, как сможете, затем — и.п.

СР № 2 для мышц спины

а) Упражнение «Лодочка».

И.п. — лежа на животе, руки взяты в замок впереди, ноги вместе. Прогнуться в спине, руки и ноги вверх.

б) Упражнение «Змея».

И.п. — лежа на животе, руки под плечами. Поднять голову, туловище, руки поднять к голове ладонями от себя, сказать «ш-ш-ш».

в) Упражнение «Замок».

И.п. — лежа на животе. Выпрямить руки, запрокинув голову назад, ноги согнуть к голове.

г) И.п. — лежа на спине, руки прямые за головой. Руки через голову вперед — сесть на ягодицы, опираясь на руки.

СР № 3 для мышц рук

а) Подтягивание на перекладине или шведской стенке (подбородок должен коснуться перекладины).

б) И.п. — лежа на полу на животе перед шведской стенкой, руки держатся за нижнюю перекладину. Подтянуться к ней, коснуться головой.

в) Вращение ладоней, взятых в «замок».

г) Поставить ладонь к ладони и с усилием давить на них.

д) И.п. — лечь на пол, поставить перед собой палку так, чтобы она почти касалась лица. Перебирая пальцами, подтянуться по палке вверх, поднимая туловище и голову, опуститься вниз.

СР № 4 для мышц плеча

а) Упражнение «Бокс».

И.п. — ноги чуть расставлены, руки согнуты, легкий наклон вперед, поочередно выпрямлять руки с силой, резко.

б) Упражнение «Плечевая качалка».

И.п. — ноги так же, руки согнуты перед грудью. Поднимаем по очереди локти вверх-вниз.

в) Упражнение «Стол».

И.п. — сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги согнуты в коленях. Поднять ягодицы вверх, выпрямить спину, живот наверх.

г) И.п. — стоя, руки у плеч. Вращение согнутыми руками вперед-назад.

д) И.п. — стоя, руки внизу. То же прямыми руками, пальцы сжаты в кулак.

СР № 5 для ног

а) Выпады на колено вперед.

И.п. — стоя, ноги вместе, руки в стороны. Правую ногу вперед, опереться на колено рукой, вернуться в и.п. Затем то же левой ногой.

б) Приседания с прямой спиной.

И.п. — пятки вместе, носки врозь. Приседаем, спина прямая, руки вперед, колени в стороны, перекат на носки ног.

в) Выпады с опорой на колени в сторону.

И.п. — ноги шире плеч. Опираясь на правое колено руками, переносим вес тела на правое колено, левая нога прямая, правая согнута. Затем наоборот.

г) Сидение у стены на корточках.

Встать к стене, прижавшись спиной и расставив ноги на ширину плеч. Сползти по стене спиной вниз, отодвигая ступни (руки обхватывают плечи), пока бедра и голень не образуют прямой угол. Удержаться 5 секунд.

д) Подъем икр.

Встать на доску (книгу) так, чтобы пятки торчали так далеко, как возможно. Поднимайтесь на носочках вверх, балансируя, опускайте пятки вниз (5 секунд).

СР № 6 для мышц живота

а) Скручивание стоя.

Стоять, слегка расставив ноги, руки в стороны, повороты влево-вправо, захлестывая руки назад.

б) Подъем корпуса.

И.п. — лежа на спине, ноги вместе, руки за головой или скрещены на груди. Поднимайте туловище — сядьте, не помогая руками.

в) Упражнение «Колобок».

И.п. — сидя на ягодицах, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади. Обхватить колени, прижать к голове, вернуться в и.п.

г) Упражнение «Клубок».

И.п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки на поясе. Поднять голову, корпус, локти, подтянуть к коленям, вернуться в и.п.

д) Подъем коленей.

И.п. — лежа на спине, руки под поясницей. Поднять согнутые колени, подержать, опустить.

е) Скручивание сидя.

СР № 7 — парные упражнения (дети стоят лицом друг к другу, взявшись за руки)

а) Упражнение «Пилка дров».

Движения вперед-назад.

б) Те же движения, но с сопротивлением.

И.п. — ладони к ладоням, ноги расставлены устойчиво.

в) Упражнение «Пилка дров», но движения руками происходят внизу.

г) Взяться за плечи друг друга, наклоны вперед.

д) Упражнение «Мяч».

Один ребенок подпрыгивает на носочках, сгруппировавшись в комочек, другой слегка толкает его пальцами сверху, как бы отбивая мяч.

е) Упражнение «Тележка».

Один ребенок берет за ноги другого и «ведет» его, а тот идет на руках. Затем меняются.

ж) Упражнение «Ванька-встанька».

Сесть лицом друг к другу, упершись ступнями, взявшись за руки. По очереди отнимать друг друга от пола.

СР № 8 — упражнения в шеренгах лицом друг к другу

Повторить упражнения а)—д) — так же, как в парных упражнениях, плюс

— приседания: спина прямая, ладонь к ладони;
— перепрыгивание на свою сторону.

СР № 9 — танцевальная разминка «Три медведя»

Жили-были три медведя, три медведя во бору,
Выходили на разминку три медведя поутру.

1. Шел маленький мишка, мишка-топтыжка (семенящий шаг на носочках).
2. Шла в розовой панамочке купать топтыжку мамочка (мягкий шаг с перекатом с пятки на носок).
3. И важно, молодец, шел сзади всех отец (шаг на наружной стороне стопы).
4. Дружно прыгнула семья, плавать учится семья (движения брасса, кроля).
5. Вышли мишки из воды, отряхаются они (взмахи кистями рук, головой).
6. Веселится вся семья — стала бодрою она (прыжки, танцевальные движения).

 

 

Валентин БЕРЕСТОВ

КУЧА МАЛА

Вдруг на кого-то причуда нашла:
— Куча мала!
Выскочил весело из-за угла.
Куча мала!
Валят и валятся! Ну и дела!
Куча мала!
Ни у кого ни обиды, ни зла!
Куча мала!
Всех примирила, от драки спасла
Куча мала.

Григорий КРУЖКОВ

ВОЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ МАЛЬЧИШЕК

Когда воевать
Вам придется
Друг с дружкой —
Кидаться снежками,
Сражаться подушкой, —
На случай
Припомните мудрую речь:
Лупите
Не в полную силу:
Противника надо
Предельно беречь —
Чтоб, значит,
Надолго хватило.

 

Рейтинг@Mail.ru