Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2003

КНИЖНЫЙ ШКАФ

Леворукость как возрастная проблема

Человек рождается с двумя правыми полушариями (левшой). Дифференциация их становится отчасти заметной к концу первого года жизни, когда ребенок произносит первые слова: одно из полушарий начинает «леветь». Но еще несколько лет речь активно опирается на структуру правого полушария (этим «сотрудничеством полушарий» объясняются выдающиеся способности ребенка запоминать длинные стихотворения).

Следствием активизации левого полушария является максимально выраженное упрямство 2—3-летнего ребенка. Это связано со временным оттеснением, заторможенностью правого полушария (медлительность, копание детей, отрицательное отношение ко всему, что не совпадает с желаниями «Я»). Следовательно, возраст два года — самый неподходящий для борьбы с упрямством детей. Во избежание конфликтов лучше предоставить детям больше возможности для эмоциональной и двигательной разрядки негативных чувств в играх. Так можно избежать искусственного торможения правого полушария.

В дальнейшие годы нарастание активности левого происходит вместе с появлением умения считать и писать. В шесть лет левое полушарие у мальчиков может быть активнее, чем у девочек. Девочки до тринадцати лет сохраняют пластичность мозга, эквивалентность его половин.

Заикание и невроз появляются у детей:

— чьи родители проявили чрезмерное давление при обучении дошкольника чтению и письму;
— стремились к «мгновенным» результатам хорошего письма, правил грамматики и чтения.

В результате перегрузки левого полушария заметны утомляемость, отвлекаемость, забывчивость; правого — раздражительность, беспокойство, сниженный фон настроения.

Андрей ПЕТРОВ,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики
Нижегородского государственного университета

 

Рейтинг@Mail.ru