Игры на бархатной
бумаге
Для игр-занятий потребуются листы бархатной
бумаги (чем больше различных тонов, тем лучше,
чтобы было из чего выбирать), ножницы (которые
должны быть достаточно острыми, потому что
вырезать из ткани намного труднее, чем из бумаги),
лоскутки, нитки всевозможных расцветок и фактуры
и любые предметы и материалы, которые
«прилипают» к бархатной бумаге: вата, перышки,
пух, кусочки шерсти и т.п. Еще понадобится жесткая
щетинная кисточка, ворс которой нужно будет
слегка укоротить и подравнять, чтобы удалять,
менять местами или же прикреплять к фону мелкие
детали из ниток, шерсти или ваты, добиваясь
наиболее удачного композиционного решения. Для
удобства сложите все приготовленные материалы в
подходящую коробку.
Рисование нитками
Изображение-картинку можно выложить
на бархатном фоне из ниток. Нитки могут быть
самые разные: от тонких, шелковых до мохнатых,
шерстяных. Изображения могут быть контурными, а
могут быть «закрашены» нитками.
«Закрашивание нитками» — довольно сложное
действие, поэтому начинать лучше с выполнения
простых изображений, постепенно усложняя
содержание.
Заколдованные картинки
Вырежьте какие-нибудь фигурки из
тканей различной фактуры и прикрепите их к
бархатному фону. Предложите ребенку
«расколдовать» абстрактные фигурки: дополнить
их своими вырезанными из тканей формами или
нитками так, чтобы получилась интересная
картинка.
Прозрачные картинки
Спросите у ребенка, что бывает цветным
и прозрачным одновременно (небо, стекло, компот,
свет лампы, салют). Как такие предметы и явления
изобразить на бархатной бумаге? Не торопитесь
подсказывать решение: пусть ребенок подумает
сам.
Синтетические или шерстяные нитки можно
распустить на тончайшие волокна и этой
образовавшейся «ватой», ворсом «закрасить»
изображение. Можно использовать вату,
предварительно окрашенную разбавленной цветной
тушью или акварелями и затем высушенную.
Объемные картинки
Снежный ком, сугроб, котенок, медведь,
туча… что еще? Как изобразить такие предметы и
явления? Сравните объемное изображение с
«прозрачным». Поощряйте фантазию, чувство юмора,
умение самостоятельно создавать замысел и
выбирать средства выразительности для его
воплощения.
Модели одежды
Одна из главных функций тканей —
служить материалом для пошива всевозможной
одежды. Приготовьте как можно больше
разнообразных лоскутков. Придумайте, какие
предметы одежды можно было бы из них изготовить.
Сначала нарисуйте модели на бумаге, потом
переведите их на обрезки подходящей для этой
одежды ткани и вырежьте. Подберите фон бархатной
бумаги, на котором ваши модели выглядели бы
наиболее эффектно. Придумайте и выполните модели
оригинальной, необычной одежды: для сказочных
героев, инопланетян и т.п.
Мелкие детали — пуговицы, карманы, швы и т.п. —
можно нарисовать шариковой ручкой или
фломастером.
Нитки из лоскутков
Ткани сделаны из ниток. Поэтому
лоскутки можно превратить в нитки, если
осторожно, ниточку за ниточкой, вынимать их из
кусочков тканей. Сравните нитки из самых разных
лоскутков: тонкие, мохнатые, закрученные,
буклированные, «кудрявые» ниточки из трикотажа и
другие. Придумайте и выполните картинки,
пользуясь разнообразием «ниток из лоскутков»,
например:
«Щенок», «Златовласка», «Ковер-самолет».
Эксперименты с лоскутками и нитками
1. Что получится, если контур предмета,
выложенного на бархатном фоне, посыпать мелко
нарезанными нитками? Попробуйте.
2. А если, нарезав мелко нитки двух и
более цветов, смешивать их в разных пропорциях и
«закрашивать» этим материалом выложенные на
бархатной бумаге контуры изображений предметов?
Поэкспериментируйте, создавая всевозможные
изображения и меняя фон.
Придумайте свои эксперименты.
Коллаж из рисунков на тканях
Обратите внимание ребенка на то, что
ткани бывают набивные, с рисунком. Рассмотрите
такие лоскутки и рисунки на них. Попробуйте
вырезать понравившиеся фрагменты, составьте из
них композицию на бархатной бумаге. Дополните
оформление нитками, ворсом, перышками или другим
материалом на свой вкус, если считаете
необходимым. Придумайте название получившемуся
коллажу.
Смешная картинка, или Чепуха
Придумайте и выполните смешную
картинку, в которой было бы использовано как
можно больше разнообразного изобразительного
материала: всевозможные лоскутки и нитки, вата,
ворсинки, перышки. Изобразите «чепуху» — то, чего
на свете не бывает.
Поощряйте добрый юмор, игру воображения, желание
рассказывать о своей работе и умение доказать,
что такого действительно не бывает в обычной
жизни.
Н.И. ЩЕРБИНА,
педагог-психолог ДОУ № 35,
г. Белгород
Аппликации работы Марии Овчинниковой
|