Когда тайное
становится явным,
или
«Анатомический» фартук для малышей
Ломоносов
Представьте себе, что в руках у вас
двусторонний фартучек-накидка, подобный тем,
которые в шестидесятые годы было принято
надевать на малышей 2—3 лет — чтобы не пачкались.
Вещь не модная, но обладающая некоторыми
необычными качествами. Как старая лампа
Аладдина. Или калоши счастья из сказки Андерсена.
Чтобы заставить фартучек проявить
свои волшебные свойства, нужно сказать:
«Фартучек, фартучек! Раз—два—три! Покажи, что у
мальчиков (девочек) есть внутри!» И тут фартучек
по приказу волшебных слов «обрастает»…
«внутренними органами».
Конечно, не настоящими (речь идет не о
сюжете для фильма ужасов), а тканевыми,
напоминающими подушечки, — сродни шелковому
сердцу Железного Дровосека и «острым» мозгам
Страшилы.
Модели внутренних органов на фартучке
появляются там, где они, согласно анатомическим
данным, действительно присутствуют в теле
человека: спереди — легкие, сердце, желудок,
печень, селезенка, кишечник. Сзади — опять
легкие, почки. Со стороны спины еще и намечается
линия позвоночника, чтобы показать, как почки и
легкие расположены относительно «главной оси»
человека. Все подушечки примерно соответствуют
реальному размеру внутренних органов детей
дошкольного возраста (а возраст ребенка учтен в
размерах фартучка). Органы-подушечки крепятся к
фартучку на липучках (обучающая и
конструкторская сила липучек в педагогике была
явлена не раз!).
Придумали этот фартук работники Музея
науки в городе Глазго. А рассказала нам о нем
Ирина Лукьянова, корреспондент нового
научно-популярного журнала «Ломоносов».
Нам эта идея показалась интересной и
продуктивной: ведь сделать такой фартучек совсем
не сложно. А он украсил бы и «Комнату открытий», и
занятие по теме «Как я устроен?», и любые
разговоры «о правильном питании».
Фартучек не просто дает ребенку
представление о внутренних органах и об их
взаимном расположении: анатомическая информация
в подобной форме приобретает
«личностно-ориентированную» направленность:
малыш, надевая фартук-накидку, получает
представление о том, что и где находится внутри
именно у него.
С фартучком можно придумать самые
разнообразные и захватывающие дидактические
игры: «Чего не хватает?», «Что изменилось?»,
«Найди ошибку!» (это если почки, например,
крепятся на место легких).
А при наличии двух или трех подобных
фартуков возможны индивидуальные и командные
состязания на правильное заполнение фартука, на
коллективный поиск ошибок.
Зная наших читателей, мы заранее
предвидим, как творчески они сумеют отнестись к
данной идее. И поэтому газета с нетерпением ждет
фотографий с изображением анатомических
фартучков, описаний занятий и игр, в которых
фартучки примут участие.
Наиболее удачные разработки мы
обязательно опубликуем и даже постараемся
связаться с Музеем науки в Глазго. Почему бы и
нет?..
Марина АРОМШТАМ
|