Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2003

Открытое письмо мэру г. Новый Уренгой В.Н. Казарину

Уважаемый Виктор Николаевич!

В мае нынешнего года мне и моей коллеге Галине Соловьевой удалось побывать в Вашем северном городе и познакомиться с местными детскими садами и с людьми, управляющими уренгойским дошкольным образованием. «Почему именно Новый Уренгой оказался в поле внимания газеты?» — строго спрашивали меня уренгойские тележурналисты, считая, видимо, что здесь кроется либо большой секрет, либо подвох.

В возможности рассматривать подвох в качестве причины им было отказано. Что касается секрета, он прост. Уренгой от Москвы очень далеко — для москвичей этот город находится даже не на краю земли («Поедем на Землю», — говорят уренгойцы, отправляясь в центральную часть России), а на краю неба, учитывая единственный способ сообщения. Кому же не хочется оказаться в таком месте?

Могут сказать, что за полярным кругом существует не один город. Но земля слухами полнится. И, прежде чем отправиться в гости, мы наслушались рассказов и сказок об уренгойских садиках от человека, являющегося, с одной стороны, частым гостем в Вашем городе, а с другой — авторитетной и популярной фигурой в российском дошкольном образовании. Это Вера Григорьевна Алямовская. Она и стала главным побудителем нашей рабочей командировки.

То, что мы увидели, не обмануло наших ожиданий.

Признаться, меня всегда поражало, что педагоги дошкольного образования даже в самых трудных климатических условиях не теряют энтузиазма, выдумки и инициативы. Но в тех детских садах, в которых мы успели побывать, люди работают не просто с азартом. Они работают вдумчиво, отталкиваясь от своего понимания ребенка, от его потребностей и нужд. Это не значит, что у них не бывает сбоев и ошибок. Но ошибок в педагогической деятельности избежать нельзя. (Для этого надо было бы перестать быть живым человеком.) Гораздо важнее относиться к ним творчески — так, чтобы они становились двигателем развития педагога и детей.

Однако ни творческая деятельность, ни даже относительно стабильное существование дошкольного образовательного сектора (чего добиться сегодня очень непросто) были бы невозможны без грамотной, продуманной и умной политики управления дошкольным образованием. Политики, всеми возможными средствами стимулирующей инициативу заведующих, родителей и педагогов, поддерживающей их проекты и начинания.

Как мы узнали из беседы с Людмилой Кузьменко, заместителем начальника городского Управления образования, каждая заведующая может прийти сюда со своим новым проектом или даже просто идеей, нуждающейся в разработке, и попросить о поддержке и финансовой помощи. Никому не отказывают. Даже если считают, что идея может себя не оправдать. Попробовать обязательно дают. Все споры здесь разрешаются практической жизнью, и никто не присваивает себе права на истину. Это ценнейший принцип кадровой политики, позволяющий выращивать инициативных и ответственных руководителей, которые, в свою очередь, реализуют такой подход в отношении воспитателей. А те транслируют его на детей.

К сожалению, становишься чувствительным к таким фактам, которые должны были бы быть не удивляющим достоинством, а нормой педагогической деятельности и управления педагогическим процессом. Но много ли руководителей на различных
управленческих ступенях в огромной нашей стране могут похвастаться подобными качествами?

И то, что местные журналисты такие значимые для меня детали не фиксируют, радует — значит, это в порядке вещей.

Я глубоко уверена: в жизни детского сада — в его достижениях и неудачах, в самочувствии детей и педагогов, — как в капле воды, отражаются насущные проблемы целого города и политика городских властей. Я позволила себе заключить: позиция Управления образования соответствует общей позиции людей, несущих ответственность за жизнь города в целом.

Новый Уренгой — редкий город в России, выстраивающий финансовую политику в отношении образования не по остаточному принципу, а по принципу «все, что нужно», так как принципа избыточности для образовательных учреждений не существует.

Не укрылось от нас и то, что городская общественность проявляет живой интерес и внимание к тому, что происходит в детских садах. Сюжеты о жизни малышей в дошкольных учреждениях — не редкость для местного телевидения и, судя по всему, являются достаточно рейтинговыми. А это, в свою очередь, серьезный показатель развитости общественно-политического самосознания и общей культуры населения. Если людей не интересует, что происходит с маленьким ребенком, кто, где и как его воспитывает, то можно с уверенностью заключить, что обстановка в городе нехорошая, образовательный ценз населения крайне низкий и оно недоедает.

Возможно, я делаю слишком глобальные выводы из общения с двадцатью заведующими и из своих впечатлений от посещения пяти детских садов — тех, что мне и моей коллеге удалось посетить за два дня командировки. Но я очень надеюсь, что уловила действительное состояние вещей.

Поэтому, уважаемый Виктор Николаевич, позвольте выразить Вам благодарность за то, что Вы делаете для нормального функционирования и развития дошкольного образования в Новом Уренгое, и выразить надежду, что лучшие дни детских садов и их педагогов еще впереди.

С уважением, главный редактор газеты «Дошкольное образование»
Издательского дома «Первое сентября»
Марина АРОМШТАМ


Уважаемые коллеги!
Некоторое время назад мы получили письмо, в котором автор спрашивал: «Правда ли, что члены редакции выезжают в регионы за свой счет и пишут потом целую полосу о том, что увидели?»
Если вы считаете, что опыт детских садов вашего города или области интересен, полезен для других педагогов и достоин того, чтобы оказаться на страницах нашей газеты, приглашайте нас к себе в гости. Дорогу нам действительно оплачивает наш Издательский дом. Но это, конечно, не означает, что наш приезд автоматически отзывается «целой полосой» на страницах «Дошкольного образования». Случается, что полос не одна, а две, три и даже больше. А бывает, что наши впечатления укладываются лишь в маленькие заметочки, да и то не всегда. Так что, если ориентироваться на хвалебную полосу, риск, безусловно, есть. И он не уменьшается за счет количества угощения. Но так как одна из главных задач газеты — поднимать престиж интересных заведующих и воспитателей, делать достоянием общественности результаты их педагогического поиска, то мы всегда рады новым встречам. Так же, как и вашим письмам.
Ждем приглашений. Редакция

 

Рейтинг@Mail.ru