Ты мой друг, и я твой друг
На доске черного цвета
размером с большую шахматную просверливают
отверстия так, как показано на рисунке. В эти
отверстия должны входить маленькие колышки. На
штырьки натягивают цветные резинки, создающие
некий узор. Цветное на черном красиво.
Но узор — всего лишь побочное следствие действий
на доске.
Это незатейливое приспособление служит
математическим задачам — наглядно
демонстрирует принцип установления
соответствий.
Между двумя колышками можно натянуть одну
резинку. Между тремя — три. А между четырьмя?
Целых шесть.
Малыши обычно начинают с двух колышков на доске.
А максимальное количество их — пять-шесть.
Чтобы детям было интересно, колышки можно
сделать с «головками», чтобы они ассоциировались
у детей с человечками. Задание же формулируется
так: «Помоги человечкам подружиться: соедини их
“узами дружбы”».
Перед тем как дети начнут работать с доской,
можно поиграть с ними так, чтобы они сами
выполняли роль человечков на доске. Ведущий
соединяет детей между собой мягкими бельевыми
резинками (резинки для разнообразия можно
покрасить), а дети пытаются догадаться, сколько
резинок им понадобится. Такие «предсказания» —
высший математический пилотаж.
Придумал эту игру замечательный
выдумщик и создатель «Волшебного
математического путешествующего цирка»
английский ученый Пол Стефенсон. Весной прошлого
года цирк Стефенсона приезжал в Москву и в
течение двух дней «давал гастроли» в
Биологическом музее им. К.А. Тимирязева. Там
нашему корреспонденту и случилось поиграть с
черной доской, а заодно получить от Пола
разрешение познакомить с игрой наших читателей.
|