Листья
Развивающие упражнения для детей от
четырех лет
Деревья сбросили наряд
И обнаженные стоят.
Но что за чудо? Как цветок,
На ветке маленький листок.
Эти упражнения включают и
непосредственный сенсорный контакт с предметами
окружающего мира, и задания-вопросы для развития
познавательных психических процессов: внимания,
памяти, логического мышления, воображения, а
также мелкой моторики руки.
Для занятий нужно засушить листья деревьев и
кустарников — осины, липы, ивы, березы, дуба,
клена, тополя, каштана. Листья собирают летом,
ранней и поздней осенью. Они должны быть
разнообразной окраски и различных размеров.
Занятия по теме «Листья» можно проводить как с
одним ребенком, так и с микро-группой детей, в
группах кратковременного пребывания и в группах
подготовки детей к школе.
Узнай листик
Детям
раздаются конверты с вложенными в них
засушенными листиками с разных деревьев. Педагог
(психолог) предлагает ребятам очень осторожно (от
неосторожного движения засушенные листочки
могут рассыпаться), кончиками пальцев вынуть
листья из конверта и выложить на стол. Детей
просят назвать и показать те листики, названия
которых они знают. Затем ведущий называет и
показывает листики, которые детям не известны.
Названия незнакомых листьев заучивают. Ведущий
показывает листик, дети находят такой же и
называют его. В конце занятия каждый ребенок
называет и показывает листики, лежащие на его
столе. Ведущий отмечает количество листьев,
которые запомнил каждый из детей.
На следующем занятии детям предлагают две группы
листьев: настоящие засушенные листочки и
вырезанные из бумаги в значительно большем
масштабе, чем настоящие. Детей просят найти
листья с «одного» дерева и назвать их.
Педагог и дети обсуждают, чем листики с разных
деревьев отличаются друг от друга. По каким
признакам листики легче запомнить? Например,
листики ивы узкие, а у листьев клена ажурный
контур. У листьев дуба тоже ажурный контур, но
линия контура более плавная, чем у листьев клена.
Рисуем листики
Дети должны выбрать из имеющихся
листьев и обвести простым карандашом на
альбомном листе тот лист, который называет
педагог: «Сереже — березовый листик, Свете —
дубовый, Кате — осиновый».
Затем детям предлагается внимательно
рассмотреть свой листочек. Какого он цвета? Как
расположены прожилки на листовой пластинке?
Какие особенности листика заметили дети?
Например, у листика, который держит педагог, на
зеленом фоне слева расположено желтое пятнышко.
Дети раскрашивают контуры листиков в своих
альбомах «с натуры».
Ритмическая игра «Осень»
Ведущий
обращается к детям: «Ребята! Сейчас мы с вами
выучим слова песенки «Осень». Потом мы эту
песенку споем, сопровождая слова определенными
движениями с осенними листочками из бумаги в
руках».
Дует-дует ветер,
Дует-надувает
(Плавные движения руками вверх-вниз),
Желтые листочки с дерева срывает
(Дети кружатся на месте),
И летят листочки,
Кружат по дорожке
(Продолжают кружиться),
Падают листочки
Прямо нам под ножки
(Дети медленно приседают, выпуская
листочки из рук).
Затем ребята собирают букеты из «опавших»
осенних листьев.
Шелест листьев
Ребят просят закрыть глаза,
прислушаться и ответить на вопрос: «Что это
звучало?». Ведущий производит различные шумы и
звуки: перелистывает книгу, мнет и рвет бумагу,
шелестит засушенными листьями. Детям предлагают
хлопнуть в ладоши, когда они услышат шелест
листьев.
Цвета осени
Педагог
обращает внимание детей на осенние листья
различной окраски, просит их назвать цвета
осенних листьев. На альбомном листе с помощью
основных красок или их смешения создают «осенний
ковер». Листья и травы различной окраски
приклеивают на подготовленный фон. Это «осенний
гербарий».
Из оставшихся листьев детям предлагается
выбрать листик, который понравился им больше
всего, положить его на чистый лист бумаги,
обвести, раскрасить и, используя метод рваной
бумаги, «освободить» от белого фона. Получится
листик, очень похожий на настоящий.
Исключение лишнего листика
Для
каждого ребенка готовится набор из листьев.
Задание: найти листик, который оказывается
лишним по отношению ко всем остальным.
Наборы могут состоять из следующих листьев:
1. Три зеленых листика и один лист
желтого цвета.
2. Три листика с одного дерева и один листик с
другого дерева.
3. Три листика с лиственных деревьев и одна
веточка с хвойного дерева.
4. Три листика с настоящих деревьев и один лист,
вырезанный из бумаги.
5. Три листика приблизительно одного размера, а
один листик с этого же дерева, но по размеру
сильно отличающийся от трех других.
Каждый ребенок выполняет задание со
своим набором листьев. Затем все подходят к
одному из детей и выслушивают его объяснение:
почему он исключил данный листик. Педагог
спрашивает учеников: «Все ли согласны с Петей
(Машей, Ваней)?» Если есть другие версии, то они
выслушиваются и при необходимости
корректируются.
Лиственные и хвойные деревья
Детям
раздаются набор засушенных листьев и маленькие
веточки ели, сосны и туи. Надо разделить
полученный материал на две группы. Выслушивается
объяснение каждого ребенка. Используя верный
вариант классификации, педагог вводит понятия
«лиственные деревья» и «хвойные деревья». Вместе
с детьми выясняют, что одни деревья «зимой и
летом одним цветом», у других листья появляются
весной, а с наступлением осени опадают.
Запахи и тактильные ощущения
Детям раздаются наборы из веточек ели,
сосны и туи.
Вместе с педагогом дети выясняют, чем отличаются
и чем похожи веточки этих хвойных деревьев:
измеряется длина хвоинок; детям предлагается
прикоснуться к иголочкам-хвоинкам и расположить
веточки в порядке уменьшения их «колючести».
Педагог помогает детям надломить каждую веточку
у основания и предлагает понюхать ее. Каждый
ребенок выбирает веточку, запах которой нравится
ему больше всего.
Рисуем веточки хвойных деревьев
Детям предлагается нарисовать веточки
хвойных деревьев, используя метод штриховки
различной длины.
Игра «Птичка»
Педагог
предлагает детям поиграть в игру. Для этого дети
должны встать и организовать круг. Каждому
участнику выдают карточку, на которой изображен
листик. Игровая задача — как можно быстрее
отправить главного воображаемого персонажа игры
— птичку — на другое дерево. Ведущий говорит:
«Прилетела птичка, села на... дуб». Ребенок, на
карточке которого нарисован дубовый листочек,
должен быстро проговорить: «На дубе не была,
улетела на ель». Тот, кто не успел быстро
отреагировать, вылетает или становится ведущим.
Листья и деревья
Педагог готовит рисунки тех деревьев,
листья которых использовали в описанных выше
упражнениях. Детям раздаются наборы листьев и
рисунки деревьев. Задание: найти деревья, на
которых растут те или иные листики. Трудность
заключается в том, чтобы опознать лиственные
деревья, изображенные в зимнее время. Если
ребенок не справляется с заданием, ему помогают
остальные ученики группы и ведущий.
(Необходимое количество таких рисунков для
работы группы можно получить, воспользовавшись
помощью педагогов изобразительного искусства
школы или художественной студии. По вашей
просьбе они дают задание своим ученикам
изобразить их любимое дерево. В результате у
ведущего группы оказываются рисунки различных
деревьев, изображенных в разное время года.)
Бор, дубрава, ельник, роща
На листе
бумаги большого размера «рассаживают» рисунки с
изображением дуба. Педагог сообщает детям
название леса, в котором растут одни дубы. Детей
спрашивают, какие деревья могут расти в ельнике.
На занятии демонстрируются картины, на которых
изображены сосновый бор, березовая роща, дубрава,
ельник.
Прогулка в парк или лес
Дети и педагог идут на прогулку в парк
или в лес. Дети должны узнать и назвать те
деревья, которые им встретятся в пути. Во время
прогулки необходимо выполнить еще одно задание:
сравнить, поглаживая рукой стволы деревьев,
шершавость их коры.
Осенний бал
Закончить тему «Листья» можно осенним
балом. Дети украшают свою одежду разноцветными
осенними листьями. Исполняют в костюмах песенку
«Осень» и фотографируются на память.
Татьяна ЕВГРАФОВА,
педагог-психолог
Материал
подготовлен с использованием книг О.Узоровой и
Е.Нефедова «1000 упражнений по подготовке к школе»
(«Издательство Астрель», 2002) и Е.Хилтунен
«Авторская программа воспитания и обучения в
российском Монтессори-детском саду и начальной
школе» (М.: Первое сентября, 2000).
Стихотворные тексты позаимствованы из
раскраски-подсказки «Времена года» под
редакцией Т.И. Кустовой и из книги Н.В. Клюевой и
Ю.В. Касаткиной «Учим детей общению».
|