Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2003

БУДЬ ЗДОРОВ, РАСТИ БОЛЬШОЙ

Публикация статьи произведена при поддержке компании С.А.И. Посетив официальный интернет магазин компании С.А.И., располагающийся по адресу http://www.saicom.ru/, Вы сможете, не покидая кресла за Вашим компьютером, купить детскую обувь оптом напрямую от производителя. Вся предлагаемая продукция изготовлена из высококачественных материалов и обеспечивает максимальный комфорт и безопасность для детских ног. Низкие цены и доставка приобретенных ботинок позволят совершить покупку с экономией Ваших денег и времени.

Взрослые!
Будьте внимательны!

Типология детского травматизма Вахтанга Немсадзе

Я не люблю смотреть фильмы ужасов: психологические резоны подобных просмотров всегда казались мне слегка надуманными. Но даже самый страшный из них не мог бы конкурировать с теми слайдами, которые я увидела на лекции по детскому травматизму в конференц-зале московской больницы им. Н.Ф. Филатова. Слайды статичные, демонстрируются они без леденящего душу музыкального фона. На них — обезображенные дети. После дорожных аварий: мама, сидя за рулем, очень торопилась и выехала на встречную полосу; после удара тока: кто-то из служащих ЖКС не закрыл трансформаторную будку; после «общения» с бытовыми приборами: бабушка попросила малыша заправить мясо в мясорубку по-простому, пальцами; после «игр» со сверстниками: одну девочку одноклассники, играя и резвясь, протащили по паркетному полу, но паркет был старый, и щепа одной половицы вошла в спину девочки, как кол. Хорошо, в мякоть и на некотором расстоянии от позвоночника.
Ужас заключается в том, что все эти дети живут (или жили) рядом с нами. Несколько дней назад, вчера, за пять минут до случившегося они были целы и невредимы. А сегодня некоторые из них даже локти кусать себе не могут: руки ампутированы.
И ты — вот он, ужас! — понимаешь, что за много тысячелетий существования человечества жизнь вовсе не стала безопаснее. Человек рискует жизнью и здоровьем, пользуясь транспортом, переходя дорогу, дотрагиваясь до электророзетки, заходя в лифт. Просто двигаясь по улице… Место мамонтов и саблезубых тигров заняли автомобили с нетрезвыми водителями за рулем, а место ядовитых змей — лекарства в баночках со стертыми этикетками. Только машины и лекарства, в отличие от тех же тигров, — порождения человеческого разума.
Опасности тем не менее делятся на две категории: те, в предотвращении которых мы не властны, и те, которые происходят по нашей вине. Этих последних могло бы не быть, стоило только быть чуть внимательнее, чуть осмотрительнее.
В том, что огромное количество детей сегодня получают травмы — не на войне, в мирной жизни, — в 70% случаев виноваты взрослые.
«Все детские травмы можно классифицировать, — считает главный хирург г. Москвы, доктор медицинских наук, профессор Вахтанг Немсадзе. — Мы с коллегами долго занимались этой проблемой и поняли: существует ограниченное количество ситуаций, опасных для жизни и здоровья детей. Таких ситуаций сто пятьдесят. Если они известны взрослым, взрослые могут прогнозировать поведение — и свое, и ребенка. Взрослые в состоянии просчитать последствия своих действий и избавить малыша от возможных неприятностей».
Вахтанг Панкратович — один из ведущих российских специалистов в области детского травматизма. Ему обязаны жизнью и здоровьем сотни детей, по тем или иным причинам попавшие в отделение травматологии Филатовской больницы.
Сегодня мы знакомим наших читателей с теми ситуациями, о которых Немсадзе рассказывал на лекции будущим педиатрам. Я записывала каждое слово, считая, что для педагогов эта информация будет не менее полезна, чем для врачей.
Мы очень советуем коллегам познакомить родителей с этим материалом. Возможно, кого-то это убережет от беды.

Детская коляска как источник травматизма

Мы обычно воспринимаем детскую коляску как надежный, защищающий ребенка передвижной домик. Отчасти это так. Но случается, что именно коляска становится причиной травмы или даже гибели ребенка. За последние десять лет 750 московских малышей получили черепно-мозговые травмы различной тяжести в результате несчастных случаев с колясками.
Чего нельзя делать ни в коем случае?

1. Нельзя спускаться по лестнице с коляской, в которой сидит ребенок.
Если мама (или другой взрослый) случайно поскользнется, она скорее всего инстинктивно выпустит ручку коляски. Коляска покатится по ступенькам и либо перевернется, либо ударится в стену.

2. Нельзя входить в лифт спиной, везя за собой коляску. Автоматика порой ненадежна. Двери в шахту могут открыться до того, как лифт подъехал к этажу. По статистике такие случаи — не редкость.

3. Нельзя оставлять коляску близко к дому. В зимне-весеннее время с крыши могут упасть сосульки. Но еще больше, чем сосулек, нужно опасаться безголовых людей, выкидывающих из окон все, что попадется под руку.

4. Выставляя коляску с ребенком на балкон, нужно быть уверенным в том, что
— ребенок не сможет из нее выбраться, если проснется;
— балкон надежно защищен козырьком от падающих сверху предметов, в том числе от сигарет. Случается, непотушенная сигарета падает в коляску, детское одеяльце начинает тлеть, а потом загорается. Это одна из распространенных причин ожогов у младенцев.

5. Наконец, нельзя оставлять ребенка в коляске на улице без присмотра. Его попросту могут утащить.

Ожоги как вид травматизма

Обычно мы предупреждаем детей и взрослых о недопустимости игры со спичками. Однако очень часто дети обжигаются горячими жидкостями. Можно выделить как минимум три ситуации, в которых это происходит.

1. Мама садится пить чай, ставит чашку с горячим чаем на край стола и берет на колени маленького ребенка. Вероятность того, что малыш опрокинет на себя горячее, очень высока. Как избежать этой ситуации, ясно: не брать ребенка на руки, не ставить чашку так, чтобы ребенок мог до нее дотянуться, или не наливать в нее горячее.

2. Хозяйка несет в руках емкость с горячей жидкостью. На нее наскакивает играющий ребенок. От столкновения жидкость выплескивается и обжигает ребенка. Как можно этого избежать? Нужно иметь в виду саму возможность такого столкновения. Если она существует, нельзя передвигаться с сосудом, наполненным жидкостью до краев, с сосудом, не закрытым плотной крышкой.

3. Дети могут получить ожоги горячей жидкостью во время праздничного чаепития. Посуда — тоже произведение рук человеческих и поэтому подвергнута разрушению. Бывают случаи, когда у чайника отваливается носик в тот момент, когда хозяйка разливает детям чай. Дети при этом сидят за столом. Ожог одного или нескольких детей в этом случае неизбежен. Поэтому не следует разливать чай прямо за столом, вокруг которого находятся дети. Кроме того, дети никогда не пьют крутой кипяток. Можно дать чайнику немного остыть.

4. Часто дети обжигаются во время уборки помещения — падают в таз или опрокидывают ведро с водой. Если нет возможности удалить малышей из комнаты во время уборки, не нужно пользоваться очень горячей водой.

 Качели как источник травматизма

Качели часто становятся источником травматизма. Об этом взрослые должны предупреждать детей.
Чаще всего это случается во время прыжков с качелей.

1. Ребенок прыгнул с качелей и не удержался на ногах, упал. Естественное желание — тут же встать на ноги. В результате качели ударяют его по затылку. Нужно довести до сознания ребенка: при падении с качелей нельзя тут же вставать. Нужно отползти, прижимаясь к земле, — отползти на такое расстояние, чтобы качели были видны. Только после этого подниматься на ноги. Бог с ней, с испачканной одеждой. Она не стоит здоровья.

2. Если ребенок не умеет правильно группироваться во время прыжка и мягко приземляться, он может получить травму лодыжек. Прыжков вообще лучше избегать.

Часто качели сами по себе — в результате неудачной конструкции или поломок — располагают к травме. К примеру, качели, двигающиеся в двух плоскостях: они приводятся в движение за счет платформы, качающейся в противоположном сиденью направлении. Если ребенок поставит ноги слишком глубоко под скамейку, платформа может их придавить и сломать. Прежде чем сажать ребенка на такие качели, нужно объяснить их опасности. Источником травматизма являются качели с любыми неисправностями — старые, ржавые, с плохо прикрепленным сиденьем, с отваливающимися палками. Нельзя поддаваться соблазну качаться на таких качелях.

Дорожно-транспортный травматизм

Травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий, занимают самое солидное место в общем списке.
За девять лет войны в Афганистане по официальной статистике погибло 14 тыс. военнослужащих. Количество жертв автомобильных аварий только за последний год составило 30 тыс. человек. Из этих 30 тыс. — 7 тыс. детей, получивших черепно-мозговые травмы различной тяжести. Такие травмы обычно имеют отдаленные последствия и если не обязательно приводят к снижению интеллекта, то практически всегда затрудняют возможность нормально учиться и выдерживать обычные для возраста психофизические нагрузки.
Практически все педагоги знают, что детей нужно знакомить с правилами дорожного движения. Но делают это «по старинке», не учитывая изменившегося характера улицы.
Да, действительно: зеленый человечек на светофоре означает, что пешеходы могут переходить улицу. Но сегодня он вряд ли может гарантировать нам полную безопасность. Огромное количество водителей пытаются проскочить через переход «в хвосте» потока и продолжают ехать даже тогда, когда на обращенном к ним светофоре загорелся запретительный сигнал. А отдельные лихачи вообще не обращают внимания на светофор. При смене сигнала машины срываются с места не на зеленый, а на желтый свет, не оставляя пешеходам возможности спокойно добраться до тротуара. В ситуации «автомобильного беспредела» мало научить ребенка «слушаться» сигналов светофора: нужно научить его видеть и слышать улицу.
Каждая улица — большая или маленькая — по-своему опасна. Не говоря уже о перекрестках.
Вот несколько правил для взрослых, которым они должны научить детей:

1. Переходя улицу, будьте внимательны. Не доверяйте исключительно сигналу светофора, смотрите по сторонам.

2. Не начинайте переходить широкую улицу с движением в несколько рядов, когда зеленый свет горит уже достаточно долго. Вы не успеете ее преодолеть, но увидеть вас смогут только две, в лучшем случае три водителя из крайних к вам рядов.

3. Переходя улицу большой компанией, не ориентируйтесь на лидера, идущего первым: мол, если он посмотрел по сторонам, этого достаточно. На дороге каждый отвечает за себя, каждый сам оценивает ее опасности.

4. Самая опасная машина — стоящая. Во-первых, она может неожиданно тронуться. Во-вторых, что самое опасное, загораживает обзор. Из-за нее не видно движущихся машин. Ребенку свойственно думать, что опасности нет, если ее не видно. Найдите способ с безопасного расстояния показать ему, как из-за стоящей машины вылетают другие. Переходить улицу нужно там, где нет подобных препятствий.

5. Старое правило «Обходи автобус сзади!» не работает на сегодняшних широких улицах. Автобус вообще нельзя обходить. Он опасен так же, как любая стоящая машина, — загораживает обзор и для пешеходов, и для водителей. Нужно дождаться, чтобы автобус уехал, и только после этого начинать движение через улицу.

6. Переходя улицу с коляской, нельзя спускать ее с тротуара заранее — только в тот момент, когда вы действительно начинаете движение.

Увеличивается количество детей, становящихся жертвами дорожных аварий в статусе пассажиров. На каждую машину, в салоне которой сидит ребенок, не повесишь табличку «Осторожно! Дети!». Предельно осторожным должен быть человек за рулем. Он не имеет права торопиться, мчаться на большой скорости (согласно правилам, скорость транспорта с детьми не может превышать 60 км) и тем более выезжать на встречную полосу.
Водителям полезно знать, что самым безопасным местом в автосалоне считается место сзади справа. Там и должен сидеть ребенок. По данным французской статистики, количество смертных случаев в автомобильных катастрофах сокращается в четыре раза в том случае, если пассажиры были пристегнуты ремнями.

Травмы в результате неосознанного садизма

Дети обычно получают подобные травмы в игре, когда их «друзья» настолько возбуждаются, что перестают контролировать свои действия. Сюда относятся различного рода ушибы, в том числе и сотрясения мозга. «Играли», и кто-то кого-то стукнул тяжелым портфелем по голове. «Играли», и кто-то в кого-то запустил огромным кубиком. «Боролись», и кто-то кого-то толкнул.
Особенно часто подобные ситуации возникают по вине агрессивного ребенка. Агрессивность не входит в список медицинских диагнозов, позволяющих отказаться от зачисления ребенка в детский сад. Гуманистическая педагогика требует от педагога тактичности, внимательности, особого подхода к такому малышу. Но агрессивный ребенок тем и тяжел для педагога, что является потенциальным источником травматизма в группе. Так как ответственности за свои действия и за их последствия маленький ребенок не несет, она естественным образом перекладывается на плечи педагога. Агрессивный ребенок — не «двадцатый» по списку. Он особый в своем роде. Он оттягивает на себя все душевные и физические силы воспитателя и сильно затрудняет нормальную работу в группе. Эта ситуация никак не учитывается в трудовом законодательстве, никак не отражается на оплате труда педагога. Возможно, такие случаи должны рассматриваться педагогическим советом особо, и коллектив должен вырабатывать особую стратегию по режиму дня такого воспитанника, увеличивать время его индивидуальных занятий и денежную компенсацию воспитателю, в группе которого тот находится.
Но травму в результате неосознанного садизма может нанести и не агрессивный, а просто возбудимый ребенок. Это обычно случайность. Возбуждение снижает способность контролировать свои действия. Поэтому, зная за некоторыми детьми такие особенности, взрослому надо вовремя их остановить, «остудить», переключить на спокойную деятельность.
Есть, правда, и такие ситуации, которые кажутся экзотическими и требуют особого психологического описания.
В.Немсадзе рассказал, например, такой случай.
Шестимесячный малыш все время плакал и отвлекал мать от дел. В сердцах она сказала: «Еще раз заплачешь, и я тебя в окошко выкину!» Пригрозила, покачала кроватку и побежала на кухню. Но эту фразу слышала ее пятилетняя дочь. Когда мать через полчаса вошла в комнату, выяснилось, что старательная дочка мамину угрозу выполнила: выбросила малыша в окошко.
Малыш, доставленный в клинику, не получил ни одной царапины — случай чудесный для хирургов и счастливый для незадачливой мамы. А для других родителей поучительный: вот когда слово действительно убить может!
Сознательное или бессознательное желание старших детей избавиться от младших «конкурентов» — распространенное явление, неоднократно описанное в психологии. Должен взрослый это учитывать? Конечно. Это обязательное условие родительской психологической грамотности.

Описанные виды травматических ситуаций — лишь малая толика списка В.Немсадзе. Но и они — пища для размышлений.
Неприятно осознавать, что в общем-то неплохой, но безответственный взрослый может спровоцировать несчастный случай или по собственной глупости стать убийцей своего ребенка.
Поэтому я повторю ту фразу, что на протяжении двух лекционных часов твердил Вахтанг Панкратович: «Будьте внимательны! Будьте внимательны!»

Под впечатлением лекции В.П. НЕМСАДЗЕ,
о детском травматизме записала Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru