Дорожная игротека
И знакомство с правилами дорожного
движения можно превратить в увлекательную игру,
которая, кроме элементарных знаний, предоставит
ребенку возможность пофантазировать. Такие игры,
в рамках тризовских методов работы с детьми,
разработала педагог детского сада № 17 «Золотая
рыбка» г. Элисты Н.БЮТЦИНОВА. С некоторыми из них
мы познакомим наших читателей.
Необычный дорожный знак
В этой игре детям предлагается
придумать необычный дорожный знак. Чтобы это
сделать, надо, естественно, иметь представление о
существующих дорожных знаках. Эти знания
проверяются на предшествующих занятиях.
В основе придумывания нового знака лежит
определенный тризовский алгоритм: нужно выбрать
какой-нибудь из предметов окружающего мира и
попробовать перенести его свойства на дорожный
знак. При этом возможны самые фантастические,
самые невероятные варианты.
Педагог предлагает детям задумать какой-нибудь
предмет. Один из детей говорит: «Я задумал кошку».
Педагог спрашивает: «Может ли необычный дорожный
знак чем-то напоминать кошку?» Ребенок пробует
«совместить» свойства кошки с функциями
дорожного знака. Другие дети ему помогают.
Например: «Необычный дорожный знак будет мягким
и пушистым. Но будет царапаться, как кошка. Если
кто-то из пешеходов попытается перейти улицу на
красный свет, дорожный знак замяукает и вцепится
в нарушителя — правда, оцарапает его несильно,
только для острастки. А вот машина, случайно
наехавшая на дорожный знак, не сломается, потому
что он мягкий».
Можно попробовать перенести на дорожный знак
свойства двух предметов — например, слона и
электрокастрюли.
Такой дорожный знак может обладать… огромными
ушами: в жару он будет махать ими и овевать
пешеходов и водителей прохладным ветерком. А вот
в холодную погоду он будет нагреваться, как
кастрюля: около него можно будет греться. Кроме
того, если водитель проехал много километров и
проголодался, он может нажать на знаке
специальную кнопочку. Слоново-кастрюльный знак
тут же отреагирует на этот сигнал тем, что
выпустит хобот с тарелкой, наполненной кашей. А
вот нарушителей дорожного движения он будет
безжалостно поливать из хобота холодной водой.
Чего только не случается на дорогах фантазии!
Новый жезл для регулировщика
Милицейский жезл — верный помощник
регулировщика. Он сродни волшебной палочке: его
взмаху подвластны все машины на улице.
Но представим себе, что нам дается задание
усовершенствовать жезл, сделать его еще более
«могущественным». Какими бы функциями мы его
наделили?
Дети предлагают «дополнительные» функции для
жезла, мотивируя свое предложение. Например, жезл
может совмещать в себе функции палочки
регулировщика и фотоаппарата (компьютера), чтобы
фиксировать (фотографировать) машины, нарушавшие
правила дорожного движения. В жезл может быть
встроен фонарик, чтобы водители могли видеть
регулировщика в темноте, или телефон, чтобы без
промедления связываться с постом ГАИ.
Количество приборов, которые могут назвать дети,
ограниченно, поэтому педагог может заранее
заготовить обозначающие их значки. Если же дети
предложили что-нибудь неожиданное, для такого
приспособления тут же делается условный
рисуночек.
Все значки выкладываются в столбик на доске (на
фланелеграфе, на полу и т.д.).
Затем детям предлагается придумать цвет, в
который может быть выкрашен фантастический жезл.
(Перед этим педагог уточняет, как выглядит
реальный жест регулировщика.) Все предложения по
окрашиванию милицейской палочки фиксируются с
помощью цветных квадратиков или тут же сделанных
значков. Квадратики выкладываются на плоскости
по горизонтали сверху (см. рисунок).
Затем дети должны предложить материал, из
которого будет сделан их жезл. Они, естественно,
будут перечислять известные им материалы,
поэтому их ответы предсказуемы: педагог и здесь
может заранее заготовить значки. Эти предложения
фиксируются карточками по горизонтали снизу.
Наконец, детям предлагается придумать форму
своему фантастическому жезлу, исходя из того, что
он может быть любым: узким цилиндрическим,
шарообразным, толстым цилиндрическим, в форме
кирпичика, в форме призмы, в форме пирамиды и т.п.
(Но слова «квадратный», «прямоугольный» и т.п. не
годятся, так как речь идет об объемном теле.) Эти
«данные» тоже фиксируются — по вертикали слева.
Получается табличка, представляющая собой все
возможные комбинации из перечисленных детьми
признаков.
Далее ребенок выбирает любую клеточку и,
опираясь на условные значки, описывает жезл
фантастической конструкции.
По материалам Н.БЮТЦИНОВОЙ
|