Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2003

РАБОЧИЙ СТОЛ

Ирнна ЯРОСЛАВЦЕВА

«Кукла, я тебя знаю!»

Кукловедение для малышей

В основе разработок — программа Юрия Бабина «Практическая работа с куклой в детском коллективе» («Я вхожу в мир искусств» № 6, 2001). Программа адаптирована и переработана для детей дошкольного возраста и предполагает знакомство с театральными куклами и обучение начальному кукловождению.

Примерный план работы

Первая младшая группа

Содержание работы: знакомство с театром пальчиковых кукол.

Задача этапа: обучать детей элементарным действиям с куклой.

Организация занятий: дети сидят за столами, опираясь локтем на стол. Кукла надевается на указательный палец, остальные пальцы поджаты в кулак.

Упражнения и этюды: «Куколка оживает», «Кукла здоровается», «Кукла
пляшет».

Вторая младшая группа

Содержание работы: продолжение знакомства с театром пальчиковых кукол.

Задача: познакомить детей с видом театральных кукол «колечко на пальчике»; продолжать обучать элементарным действиям с куклой.

Организация занятий: дети сидят на стульях без опоры на стол.

Упражнения и этюды: «Кукла идет», «Кукла прыгает», «Кукла красуется».

Средняя группа

Содержание работы: продолжение знакомства с театром пальчиковых кукол.

Куклы вида «шарик на пальце».

Задача этапа: научить детей работать с куклами вида «шарик на пальце»; продолжать обучать элементарным действиям с куклой.

Техника обращения с куклой: шарик с отверстием надевается на указательный палец руки. Большой и средний пальцы становятся «руками» куклы, безымянный и мизинец подгибаются к ладони. Кисть руки слегка наклонена вперед.

Организация занятий: дети водят куклу стоя, используя модули различной высоты.

Упражнения и этюды: «Кукла бегает», «Кукла прячется», «Поклон», «Кукла аплодирует».
В процессе упражнений дети учатся через походку куклы передавать ее эмоциональное настроение (пройти «лениво», «торопливо», «радостно», «грустно») и характерные особенности персонажа (кукла идет как зайчик, как гусь, как медведь, как лягушка и т.п.); отрабатывают «взгляд» куклы («Кукла смотрит носом», «Кукла рассматривает картину»).
Упражнения выполняются детьми как индивидуально, так и в парах.

Старшая группа

Содержание работы: знакомство с перчаточной куклой.

Организация занятий: дети водят куклу стоя; во время кукловождения используются модули и ширмы.

Техника кукловождения: во время кукловождения важно следить за правильным выполнением движений, освоенных на предыдущем этапе, так как они являются основой для последующих. На этом этапе детям важно предоставить возможности для импровизации — самим придумывать оправданные и выразительные позы, движения.

Задача этапа: продолжать обучение элементарным действиям с куклой.

Упражнения и этюды с перчаточными куклами:

1) «наклоны туловища в разные стороны», «кукла смотрит в разные стороны», «забор»;
2) упражнения для тренировки походки: «ходьба на месте», «кукла марширует», кукла двигается выразительно — «с опаской», «уверенно», «радостно», грустно»; «как солдат», «как робот» и т.п.;
3) упражнения для отработки взгляда куклы: «кукла «следит» взглядом за птицей, жуком, бабочкой, качелями и пр.»;
4) упражнения для отработки навыков разговора куклы: «кукла рассказывает сказку, потешку», «кукла рассказывает стихотворение»;
5) упражнения для отработки бега и прыжков куклы: «кукла бежит и ловит кого-то», «кукла бежит разными способами в ритме песни», «кукла прыгает по кочкам», «кукла прыгает разными способами в ритме песни»;
6) упражнения для передачи образного движения: «кукла ползет», «кукла крадется», «кукла ложится, лежит, встает, уходит», «кукла садится отдохнуть», «кукла идет и оборачивается на отклик».

Дети выполняют упражнения и этюды в парах и в группах.

Подготовительная к школе группа

Содержание работы: продолжать знакомство детей с возможностями перчаточной куклы; совершенствовать элементарные навыки работы с куклой.

Упражнения и этюды:

1) освоение новых движений кукольной головой: круговые движения, «барабан»;

2) упражнения для тренировки кукольной «походки»: ходьба в разных направлениях, марширование кукол в паре, овладение последовательностью действий «шел — забыл — вернулся», «шел — споткнулся»;

Примечание: дети самостоятельно придумывают ситуации, в которые попадают куклы, и способы разрешения конфликтов.

3) упражнения для отработки взгляда куклы: «кукла — конферансье, ведущий концерт», «кукла ждет, высматривает кого-то», «кукла читает книгу»;

4) упражнения, в которых кукла разговаривает: ведут диалог, общую беседу;

Примечание: важно следить за тем, чтобы взгляд куклы был точно направлен на того, кому адресована речь; не допускать излишних движений головой, чтобы они не перешли в болтание куклой. Кукла, которая говорит, слегка двигается в такт речи. Кукла, которая слушает, неподвижна.

5) упражнения для отработки бега и прыжков куклы: «кукла прыгает, как ребенок, как зверек», «кукла прыгает через препятствие»;

6) упражнения для отработки других способов движения: «куклы садятся парой спиной к спине», «куклы ползут друг за другом», «куклы крадутся друг за другом, спиной друг к другу»;

7) этюды с воображаемыми предметами в одно или несколько действий: «куклы тащат тяжелый мешок», «куклы строят дом из кубиков», «куклы вытирают пыль», «куклы нюхают и срывают цветок», «куклы копают яму».

Примечание: важно учить ребенка передавать реалистичность воображаемых обстоятельств, использовать для сценических движений все пространство ширмы, ширину планшета, модуля.

Перед началом занятия педагог предлагает детям выбрать одну из театральных кукол, которую они будут «оживлять» на занятии.

Куклу внимательно рассматривают, обсуждают особенности ее внешнего вида и предполагаемый характер. В результате она наделяется определенным образом мышления и поведения.

Далее для куклы придумывают некоторую ситуацию, в которой она будет «жить»: место, время, «кукольную проблему».

Каждый ребенок, работая с куклой, ищет свои способы для управления ею, пробует использовать чужие понравившиеся находки кукловождения. Педагог принимает в этом поиске активное участие, незаметно направляя его в нужном направлении. Итогом поисковой деятельности будет заключительный показ способа движения для куклы. Затем найденный способ кукловождения отрабатывается, постоянно обогащаясь новыми деталями в результате творческих находок ребенка.

Занятия по программе «Кукловедение для малышей» можно проводить только при соблюдении определенных педагогических условий:

— обучать ребенка кукловождению можно только по его желанию;
— переходить к обучению новым способам кукловождения можно лишь тогда, когда дети полностью овладеют ранее полученными навыками;
— полученные умения и навыки по кукловождению в последующем совершенствуются и творчески дорабатываются самим ребенком;
— в занятия необходимо включать упражнения для снятия физической нагрузки на плечевой пояс.

Примерные сценарии вводных занятий по программе «Кукловедение для малышей»

Вводное занятие по «кукловедению» для детей 2—3 лет

Тема: «Здравствуй, Хрюша!».

Цель: дать малышам почувствовать атмосферу кукольного театра; побудить к активному общению с театральной куклой.

Материалы и оборудование: колокольчик, кукла Хрюша, настольный кукольный театр «Репка», аудиозапись музыкальной сказки «Репка».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Часть первая — организационная (2 мин.)

Воспитатель звонит в колокольчик, собирает вокруг себя детей.
Дети вместе с воспитателем ходят по группе и рассматривают «игрушки, которые там живут».

Педагог:

Детский сад, детский сад!
Ты всегда ребятам рад!
Ждут нас книжки и игрушки,
И шары, и погремушки.
В детский сад идти с утра
Очень рада детвора!

Рассматривая с детьми игрушки и читая им стихотворение, педагог пытается вызвать у детей интерес к происходящему.

Часть вторая — основная (5 мин.)

Неожиданно появляется кукла Хрюша. Хрюша плачет.

Педагог:

Что за вой, что за рев?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка,
Это Хрюша-ревушка!

(Переделка текста Агнии Барто)

Хрюша:

Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду!
Я хочу обратно,
Дома мне приятно!

Воспитатель успокаивает и жалеет куклу. Дети ему помогают. Хрюша «знакомится» с каждым ребенком, называет его по имени.

Воспитатель:

На тебе от сырости
Плесень может вырасти!
Лучше, Хрюша, не реви,
Сказку с нами посмотри!

Дети рассаживаются на стульчики, воспитатель показывает настольный кукольный мини-спектакль «Репка», стараясь создать выразительные образы персонажей сказки.

Часть третья — заключительная (3 мин.)

Хрюша говорит, что ему очень понравилась сказка и он теперь хочет поиграть с ребятами. Педагог предлагает малышам поиграть с куклой. Дети стоят свободно и повторяют движения за воспитателем.

Педагог:

А у Хрюши нос курносый,
Вот такой, вот такой!
А у Хрюши хвост вертлявый,
Вот такой, вот такой!
А у Хрюши ножки
Вот такие, вот такие!
А у Хрюши живот
Вот, вот, вот.
Ходит Хрюша наш бочком,
Вот так, вот так!
И при этом говорит
Вот так, вот так:
«Хрю-хрю-хрю!»

Важно помочь детям найти средства выражения образа в движениях, в жестах, в мимике и интонациях.
Хрюша прощается с ребятами и воспитательницей, обещая обязательно еще раз прийти в такой замечательный детский сад. Педагог обращает внимание детей на то, что, прощаясь с Хрюшей, нужно сказать «До свидания».

Вводное занятие по «кукловедению» для детей 3—4 лет

Тема: «Знакомство с куриным семейством».

Цель: активизировать познавательный интерес к кукольному театру.

Обучающая задача: научить детей элементарным приемам работы с куклами «колечко на пальце».

Материалы и оборудование: куклы «колечко на пальце», «петушок» и «курочка», «кошка», гнездышко с цыплятами (куклами «колечко на пальце»), аудиозапись с веселой музыкой.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Часть первая — организационная (3 мин.)

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает детям послушать и назвать звуки, «которые живут» в театральной комнате: тикают часы, гудит лампа, кто-то сопит и т.п. Неожиданно раздается храп. Дети вместе с воспитателем ищут храпящего. Оказывается, это петушок. Он спит и похрапывает во сне. Дети будят Петушка и просят его спеть утреннюю песенку.

Дети:

Петушок, вставай, вставай!
Свою песню запевай!

Петушок:

Раньше всех я встаю.
Только как же я пою?

Дети: «Ку-ка-ре-ку!»

Петушок:

«Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!»
Вот как утром я пою!

Дети садятся на стульчики. Во время упражнения в театральной комнате должна быть абсолютная тишина, иначе атмосфера таинственности будет разрушена.

Часть вторая — основная (9 мин.)

Петушок: Здравствуйте, детишки! А почему вы не все поздоровались? Может, у вас язычков нет?

Дети вместе с воспитателем (показывают и прячут язычки): Ам! Никому не дам!

Петушок: Язычки у вас есть. Но, может, у вас горлышко болит? Что-то вы ротики не раскрываете?

Дети вместе с воспитателем (широко раскрывая рты): А-а-а!

Петушок: Нет, горлышко ни у кого не болит. Может, детки еще не совсем проснулись?

Ну-ка, глазки, просыпайтесь!
Губки, зубки, улыбайтесь!

Дети открывают глаза вместе с воспитателем и улыбаются.

Воспитатель:

Тут и пальчики проснулись,
Шевельнулись, потянулись
И сказали: «Здравствуйте!»

Дети соединяют пальчики левой и правой руки (указательный к указательному, средний — к среднему и т.д.), последовательно отрывают друг от друга каждую пару пальцев: пальцы «здороваются» друг с другом.
Во время упражнения дети должны убедиться в подвижности артикуляционного аппарата и широких возможностях пальцев рук.

Петушок:

А теперь, ребятки,
Быстро на зарядку!
Каждый день петушок
Делает зарядку.
Очень нравится ему
Все делать по порядку:
Весело шагать (ходьба на месте),
Крылья поднимать (руки вверх-вниз),
Приседать и вставать (приседания 4—6 раз),
Прыгать и скакать (прыжки),
Весело кричать:
«Ку-ка-ре-ку!»

Дети повторяют движения за воспитателем, игра повторяется два-три раза. Петушок хвалит детей за хорошее исполнение упражнений во время зарядки. Затем он прощается с ребятами.

Петушок:

До свидания, ребятки.
К вам сейчас придет хохлатка —
Моя курочка придет
И цыпляток приведет.

Педагог предлагает детям позвать курочку с цыплятами.

Дети (вместе с педагогом): Цып-цып-цып!

Появляется курочка с гнездышком, в котором находятся цыплятки — куклы вида «колечко на пальце». Дети садятся на стульчики.

Курочка:

Здравствуйте, ребятки!
Вот мои цыплятки.
До чего же хороши
Мои цыплятки-малыши!

Курочка предлагает детям подружиться с цыплятами. Дети надевают на пальчики «кукол-цыплят».

Курочка:

Выходите, малыши,
Собирайте крошки,
И жучков, и червячков
Прямо на дорожке.

Дети сгибают и разгибают указательный палец, на который надето колечко: изображают, как цыплята клюют зернышки. Затем цыплята пляшут и пищат: палец прямой, кисть руки поворачивается в разные стороны.

Часть третья — заключительная (3 мин.)

Дети свободно располагаются по комнате и повторяют упражнение.
«Цыплята клюют»: палец прямой, кисть руки поворачивается в разные стороны при ходьбе. Вдруг появляется кошка, дети «прячут цыплят», закрыв ладошкой.

Педагог:

На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет!

Игра повторяется два-три раза. Во время игры важно, чтобы дети «прятали» цыплят от кошки лишь при ее появлении. Затем кошка уходит, а курочка с цыплятами прощается с ребятами и обещает обязательно снова прийти в гости.

Вводное занятие по «кукловедению» для детей 4—5 лет

Тема: «Кто-кто в теремочке живет?».

Цель: совершенствовать навыки кукловождения — учиться передавать выразительную походку куклы.

Обучающие задачи: учить передавать особенности походки разных животных.

Материалы и оборудование: пальчиковые куклы «лесные зверята», мягкая игрушка медведь, кукольный домик-теремок, аудиокассета с записью веселой русской мелодии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Часть первая — организационная (3 мин.)

Дети стоят вокруг воспитателя, который предлагает каждому ребенку «поймать конфету», хлопнув одновременно с ним в ладоши. Дети «едят» воображаемую конфету и рассказывают, какова она на вкус (вкусная, сладкая, малиновая). Важно обратить внимание детей на то, что хлопнуть в ладоши нужно одновременно с воспитателем.
Затем воспитатель и дети «слушают» свои ладошки: ладони выпрямлены, руки согнуты в локтях, дети приставляют левое и правое ухо попеременно то к одной, то к другой ладони. Упражнение повторяется два-три раза.

Дети вместе с педагогом:

А ладошки говорят:
«Пальцы в лес идти хотят!»

Вторая часть — основная (14 мин.)

Дети садятся за столы. Педагог проговаривает текст, дети повторяют за ним движения пальцами на поверхности стола. Дети должны почувствовать, как движения пальцев рук могут сочетаться с интонационно выразительной речью.

Педагог:

Пальчики отправляются гулять в лес и идут по дорожке: «топ, топ, топ!».
Через кочки перепрыгивают: «прыг-скок!».
Побежали быстро от дождя укрыться: «топ, топ, топ!».
Теремок увидели, постучались: «тук-тук!».
Никто пальчикам не отвечает.

На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.

(Пальцы и ладони соединены в замок, «замок крутится» в разные стороны.)

В теремочке звери
Разные живут.
В теремочек звери
В гости нас к зовут.

Воспитатель достает из теремка пальчиковых кукол, которых дети надевают на указательные пальчики. Дети свободно размещаются по комнате.
Проводятся упражнения с пальчиковыми куклами.
Упражнение «Зверята здороваются»: указательный палец руки сгибается и разгибается.
Упражение «Зверята ходят»: надо двигать кистью руки, изображая движения лисички, зайца, медведя, мышки, ежика. Важно следить за равномерным поворотом кисти вправо-влево.
Воспитатель хвалит «ребят-зверят — настоящих артистов» и сообщает, что в теремке спит Мишка-соня, которого нужно разбудить.

Педагог вместе с детьми:

Мишка-соня, вставай!
Нас, зверяток, догоняй!

Перед тем как будить Мишку, педагог обращает внимание детей на то, что взгляд их куклы должен быть направлен на того, кому адресована речь, — в данном случае на Мишку. Кукла должна слегка двигаться в такт речи.
Медведь просыпается, выбегает из теремка, старается поймать зверят и рычит. Дети прячут кукол за спину. Игра повторяется два-три раза под веселую народную мелодию.
В конце игры медведь и куклы на пальцах у детей «танцуют».

Дети вместе с педагогом:

Ах, Мишка-медведь,
Что ты вздумал реветь?
Лучше, Мишка, попляши.
Всех ребяток рассмеши!

Часть третья — заключительная (3 мин.)

Педагог: Пора нашим зверятам возвращаться в теремок.

Дети прощаются с куклами. Педагог и дети благодарят друг друга за хорошее занятие громкими аплодисментами.

Вводное занятие по «кукловедению» для детей в возрасте 5—6 лет

Тема: «У нас в гостях Фея Кукольного Театра».

Цель: познакомить детей с театральной перчаточной куклой и начальными навыками кукловождения перчаточной куклы.

Обучающая задача: учить детей разными способами передавать особенности походки куклы и взаимодействие кукол между собой.
На занятии, кроме упражнений, выполняемых каждым ребенком в отдельности, запланирована работа в парах.

Материалы и оборудование: ширма для кукольного театра, костюм Феи Кукольного Театра для педагога, платок, перчатки, «головки»-шарики, «волшебная» палочка, музыкальная шкатулка с «волшебными» колечками, атрибуты кукольной одежды, кукла-марионетка, зонт-карусель.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Часть первая — организационная (2 мин.)

Дети рассаживаются на стульчики. Педагог предлагает им подарить другу другу улыбку; рассказывает о том, что кукольный театр — это удивительный мир, где куклы и вещи «оживают» от прикосновения к ним рук артистов-кукольников. Педагог «оживляет» платок, превращая его в зайчика, и предлагает детям отправиться на поиски Феи Кукольного Театра, которая поможет им попасть в таинственный мир кукольного театра.
Важно создать у детей такой эмоциональный настрой, чтобы они поверили в сценический вымысел.

Часть вторая — музыкально-пластическая импровизация (2 мин.)

Дети, взявшись за руки, отправляются искать Фею Кукольного Театра. Преодолевая «препятствия» на своем пути, проходят:

— по узкой тропинке,
— по сухой колкой траве,
— по лужам,
— по сухим осенним листьям,
— по льду,
— по сугробам,
— греются у костра.

Звучат волшебные звуки.
Во время упражнения важно учить детей согласовывать свои действия с действиями других.

Педагог: Вы слышите? Кажется, место, куда мы попали, — необыкновенное: где-то поблизости живет Фея Кукольного Театра.

Часть третья. Упражнения для развития гибкости рук (3 мин.)

Педагог «находит» костюм Феи и «превращается» в нее. Фея говорит, что знает, как долго ее искали ребята, как они любят кукольный театр и как хотят, чтобы она помогла им стать артистами-кукольниками, у которых «волшебные» руки. Фея просит ребят передать движениями рук веселое и грустное настроение. Дети вместе с Феей исполняют под музыку танец рук — танец грустного настроения и танец веселого настроения.

В танцы включены упражнения:

— для развития пальцев («щекотка», «клей», «прятки»);
— для развития кистей рук («волна», «Буратино»);
— для рук («ножницы», «руки-тряпочки»).

Упражнения на напряжение рук должны чередоваться с упражнениями на расслабление пальцев и кистей рук.
Разминка выполняется поочередно обеими руками.

Часть четвертая. Знакомство с техникой кукловождения (10 мин.)

Фея хвалит детей за прекрасное исполнение танца и предлагает превратить руки детей в артистов-кукол. Каждый ребенок получает от Феи по две перчатки и по одной кукольной головке — надевает перчатки и надевает головку куклы на указательный палец правой руки. Дети «оживляют» кукол, говорят им добрые слова. Куклы «здороваются» друг с другом и желают всем доброго здоровья. Фея приглашает кукол на утреннюю зарядку.

  • Первое упражнение: кукла наклоняется вперед — прямо — назад.

  • Второе упражнение: кукла разводит руки (большой и средний пальцы) в стороны и вперед.

  • Третье упражнение: кукла наклоняет туловище вперед — прямо. Работает кисть руки.

  • Четвертое упражнение: кукла приседает. Рука, согнутая в локте, слегка пружинит вверх-вниз.

  • Пятое упражнение: кукла поворачивается всем туловищем. Кисть руки поворачивается вправо-влево.

Кукольная зарядка выполняется сначала правой, а потом левой рукой.
Фея предлагает ребятам научить кукол ходить. Куклы «ходят». Затем дети осваивают передачу движений куклы в медленном и быстром темпе, в радостном и грустном настроении. После «прогулки» Фея предлагает каждому ребенку взять из «волшебной» шкатулки цветное колечко. Каждая куколка с его помощью находит себе пару: у партнера кольцо такого же цвета.
Фея показывает детям свою парочку друзей (кукольные головки-шарики на обеих руках педагога). Эти куклы дружат уже очень давно, могут понять настроение друг друга по походке и даже повторить эту походку.
Дети работают в парах: пробуют отгадать настроение куклы партнера по кукольной походке. В задачу каждого кукловода входит также повторить движения куклы партнера.

Часть пятая. Создание образа куклы по образцу (2 мин.)

Фея Кукольного Театра хвалит ребят-кукольников за их актерское мастерство, отмечает, что и их руки стали «волшебными», и предлагает превратить кукол в сказочных героев. Каждому ребенку предоставляется поднос с элементами кукольной одежды и предлагается одеть и украсить куклу по своему желанию.
В этой части занятия важно предоставить детям возможность самостоятельно подбирать кукольные аксессуары для создания нового образа куклы.

Часть шестая. Кукольная музыкально-танцевальная импровизация (2 мин.)

Раздается бой часов... Настало время для кукольного бала. Фея предупреждает кукол: где-то рядом прячется Баба Яга, которой бал и танцы совсем не нравятся. А спастись от нее можно лишь «замерев на месте», причем обязательно в красивой позе. Куклы импровизируют танцевальные движения под музыку и замирают, когда появляется Баба Яга (кукла-марионетка). Игра повторяется два раза.
Во время игры дети должны почувствовать радость от музыкальной импровизации с куклой.

Часть седьмая. Сюрприз (2 мин.)

Фея прощается с детьми и с куклами, а на прощание предлагает «прокатиться» на веселой карусели. Карусель изображается с помощью цветного зонтика, к которому привязаны ленточки. Дети, не снимая перчаток и кукольных головок, берутся за ленточки и бегут по кругу под музыку: куклы «катаются»!

Часть восьмая — заключительная. Подведение итогов (2 мин.)

Волшебница исчезает — снимает с себя наряд Феи Кукольного Театра. Педагог говорит, что куклы, которые остались на руках у детей, — подарок Феи. Фея попросила передать детям, что кукол надо любить и беречь. Педагог и дети благодарят друг друга за то, что они вместе так интересно провели время в кукольном театре. В знак благодарности раздаются «кукольные» аплодисменты.
В этой части занятия для педагога важно создать у детей установку на бережное и заботливое отношение к кукле.

 

 

Рейтинг@Mail.ru