Куклы-математики
На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич…
А еще королева, принцесса, фея и другие
сказочные персонажи, ведению которых вы доверите
числа.
Авторы программы «Радуга» предлагают
знакомить детей четырех-пяти лет с числами и
цифрами, используя «Математический театр в
коробке». Идея театра принадлежит одному из
авторов программы Елене Соловьевой.
Математический кукольный театр напоминает
рождественский вертеп. В нем на картонной сцене
играют плоские куклы, сделанные также из картона
или из фанеры. Водят кукол за палочки,
прикрепленные к задней части головы, через
прорези в крыше коробки.
Каждый персонаж олицетворяет собой
число, которое крупно изображено на трости куклы.
Детали одежды тоже подтверждают «причастность»
куклы к математике: они позволяют детям
упражняться в счете и даже решать математические
задачки.
Здравствуй, Королева Восемь!
Фрагмент занятия
Королева
числа Восемь: Посмотрите, как я одета! И звезды
на моей одежде, и блестки венца подтверждают,
какое число доверено мне во владение!
Педагог: Ребята, давайте убедимся в
этом. Сосчитайте блестки и звездочки!
Дети считают и обнаруживают: звезд
всего семь.
Королева: Семь? Не может быть! Я
чувствую, как лишаюсь власти!
Педагог: Что делать? Давайте
позовем Звездочета!
Дети (зовут Звездочета):
Звездочет, звездочет
Звезды на небе сочтет.
Появляется Звездочет.
Звездочет: Что случилось в
Королевстве чисел?
Педагог: Королева числа Восемь не
досчиталась звезд на своем венце.
Звездочет: Сколько звезд у
Королевы?
Дети: Семь.
Звездочет: А было?
Королева: Восемь, восемь!
Звездочет: На сколько звездочек
стало меньше?
Дети: На одну.
Звездочет: Почему вы так решили?
Дети: Число семь меньше числа
восемь на один. А число восемь больше числа семь
на один.
Звездочет: Я думаю, что смогу
помочь Королеве. (Смотрит на небо в трубу.)
Кажется, звезды собираются падать. Смотрите!
(Сверху падают две звезды — большая и
маленькая. Звездочет их ловит.) Это вам,
Королева! (Отдает ей маленькую звездочку.)
Королева: А другая?
Звездочет: Какая другая?
Педагог: Ну, ведь было две звезды.
Одна досталась Королеве. Осталось… Ребята,
сколько звезд осталось у Звездочета?
Дети: Одна!
Звездочет: Молодцы! Правильно
посчитали. Я дарю вам эту звезду, чтобы вы
украсили ею верхушку новогодней елки.
(По сценарию Марины АЛЕКСАНДРОВСКОЙ)
Найдите градусник жирафу!
Педагоги
детского сада № 2 «Теремок» из г. Новоорска с
успехом привлекают персонажей кукольного театра
для участия в занятиях по математике. Идея
обучающих кукольных диалогов, споров и
недоразумений уже в течение многих лет
материализуется в кукольных интермедиях Хрюши,
Степашки и их друзей в телевизионной передаче
«Спокойной ночи, малыши!».
Вот фрагмент такого обучающего диалога, который
можно использовать как на занятии, так и во время
детского досуга.
Хрюша: Ой, Степашка! Мы забыли про
Доктора Айболита. Он хотел о чем-то
посоветоваться с ребятами.
Степашка: Так давайте его позовем!
Все: Доктор Айболи-и-т!
Айболит: Здравствуйте, ребята. Как
хорошо, что я могу с вами посоветоваться. Вчера в
Африке случилась неприятность: жираф и бегемот
заболели. Нужно срочно к ним ехать. У меня есть
для них специальные градусники. Но обезьянка
Чи-чи нечаянно опрокинула чемоданчик, градусники
выпали из коробочек, все этикетки перепутались. И
я — вот беда! — не могу вспомнить, какой
градусник нужно ставить бегемоту, а какой —
жирафу.
Хрюша и Степашка показывают ребятам
два градусника: один — тонкий и длинный, другой —
округлой формы, гораздо ниже первого по высоте.
Градусники могут отличаться и по окраске: один
может быть раскрашен под «шкуру» жирафа, другой
— в «цвет бегемота». Педагог предлагает детям
определить, для какого животного подходит какой
градусник. Дети дают характеристику градусникам
по цвету, по форме, по размерам и мотивируют свой
выбор градусников для жирафа и для бегемота.
Айболит: Вот спасибо, ребятки! Теперь я
обязательно вылечу своих зверюшек! До свидания!
Побегу скорее на корабль!
А это — выкройки для других персонажей,
которым можно доверить владение какими-нибудь
иными числами. Для каждой куклы надо изготовить
по две детали.
Публикация статьи произведена при поддержке студии «Videoglobal». Посетив сайт студии, расположенный по адресу videoglobal.ru/reklamnii-videorolik.html, Вы узнаете всю необходимую информацию об услугах в сфере видеопроизводства. Хотели бы снять рекламный видеоролик, снять корпоративный фильм, посвященный Вашей компании , или создать свою собственную уникальную видеовизитку? Студия «Videoglobal» поможет Вам заявить о себе в интересной и оригинальной форме.
По материалам педагогов д/с № 47
«Теремок» г. Канска |