Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2003

ДОКУМЕНТЫ

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 25 августа 2001 г. № 629

Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы)»

(выдержки)

Отчет Министерства образования РФ правительству России «О ходе реализации в 2001—2002 годах федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»

1. Содержание проблемы и обоснование
ее решения программными методами

 Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должно опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для смены политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось на Северном Кавказе, в всплесках ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Эти явления в крайних формах своего проявления находят выражение в терроризме, который, в свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе.

Анализ этих процессов свидетельствует о необходимости:

— существенного развития нормативно-правовой базы, общественных и государственных институтов, обеспечивающих становление принципа толерантности;
— разработки действенных мер и механизмов внедрения социальных норм толерантного поведения в социальную практику и противодействия экстремизму, взаимодействия со средствами массовой информации и их поддержка для переориентации с противодействия деструктивным процессам в форме контрпропаганды на активную работу по опережению и предупреждению кризисов;
— использования в полной мере возможностей отечественной системы образования при решении задач формирования установок толерантного поведения у молодежи, профилактики национализма и экстремизма, уменьшения риска социальных взрывов;
— совершенствования и развития методологических основ политики в области становления гражданского общества.

Разработка и реализация системы государственных мер по формированию толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе являются комплексной задачей, требующей скоординированного взаимодействия органов государственной власти, опоры на общественные объединения. Комплексный характер этой задачи обусловил необходимость создания специальной федеральной целевой программы для ее решения.

Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001—2005 годы (далее именуемая — Программа) продолжает и развивает складывавшиеся веками гуманистические традиции российского общества.

2. Цели и задачи Программы; сроки и этапы реализации Программы

 Целью программы является формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) разработка и реализация комплекса эффективных мер по формированию у граждан толерантного поведения по противодействию экстремизму и снижению социально-психологической напряженности в обществе;

2) разработка и внедрение методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации в стране, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе;

3) разработка и реализация системы мер, стимулирующих толерантное поведение, противодействия экстремизму во всех его проявлениях, в том числе:

— разработка системы учебных программ для всех ступеней и форм образования;
— разработка эффективных социокультурных технологий распространения норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии;
— разработка методической и нормативной базы в области профилактики экстремизма;
— реализация комплекса мер по налаживанию и повышению эффективности межэтнического и межконфессионального диалога.

Программа осуществляется с 2001 по 2005 год в три этапа.

Задачей первого этапа (2001 г.) является разработка методологических и научно-методических основ профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания. Кроме того, важной задачей первого этапа являются создание благоприятных предпосылок для реализации Программы, привлечение внимания к проблеме органов государственной власти, общественных объединений, работников системы образования.

Задачей второго этапа (2002—2003 годы) является создание и экспериментальное внедрение механизмов профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания; создание организационной базы широкомасштабного использования разработанных механизмов в ряде субъектов Российской Федерации.

Задачей третьего этапа (2004—2005 годы) является активное применение механизмов профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания.

3. Основные направления реализации Программы

Программа позволит обеспечить внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, возможность эффективного противодействия проявлениям экстремизма в обществе, гибкого опережающего реагирования на изменение социально-политической ситуации в России и создание основы для снижения социальной напряженности. В соответствии с этим основными направлениями реализации Программы являются:

1) научно-аналитическое:

— разработка научно-методических основ противодействия экстремизму и формирования толерантного сознания в гражданском обществе;
— разработка методов диагностики, экспертизы и мониторинга проявлений экстремизма в обществе и средствах массовой информации;
— разработка социально-психологических методов устранения экстремистских настроений в массовом сознании;

2) пропаганда и контрпропаганда:

— использование средств массовой информации для раскрытия антиобщественной природы
экстремизма в любых его формах;
— проведение социально-психологической экспертизы публикаций, теле- и радиопрограмм, провоцирующих разжигание национальной и религиозной розни;
— издание публицистических материалов, способствующих становлению толерантного сознания, снижению социальной напряженности в обществе;

3) образовательно-методическое:

— создание и применение в образовательных учреждениях всех уровней образовательных программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу;
— проведение в учреждениях специальных психологических тренингов по подготовке и переподготовке специалистов в сфере массовых коммуникаций, государственных служащих, а также работников органов правопорядка;

4) нормативное, методическое и организационное:

— разработка методических документов и создание условий для проведения социально-психологической экспертизы публикаций и передач в средствах массовой информации, разработка новых образовательных программ, в том числе с использованием интерактивных средств обучения и игр;
— разработка законодательства, обеспечивающего условия для формирования толерантного поведения, борьбы с проявлениями экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;
— разработка механизмов оказания помощи жертвам экстремизма, агрессии, беженцам и вынужденным переселенцам;
— разработка методик повышения эффективности межконфессионального диалога.

Программа предполагает широкое участие в ее реализации общественных объединений и иных организаций, разделяющих принципы гражданского общества, и прежде всего принцип толерантности.
Кроме того, с учетом всеобъемлющего характера проблемы и наличия у мирового сообщества значительного опыта в ее решении, в Программе выделены в отдельную группу мероприятия по международному сотрудничеству, включая полномасштабное участие России в соответствующих международных программах и инициативах.

4. Система программных мероприятий

Программа состоит из 5 разделов.

Раздел «Личность» предусматривает разработку и внедрение в систему образования всех ступеней программ и учебных материалов, направленных на воспитание подрастающего поколения в духе толерантности, развитие страхования как социального института, способствующего созданию мотивации безопасности поведения, выработку норм социального поведения, характерных для гражданского общества.

Раздел «Семья» предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в воспитании у подрастающего поколения толерантности и в снижении социальной напряженности в обществе.

Раздел «Общество» предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по пропаганде миролюбия, повышению устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, противодействию экстремизму с опорой на средства массовой информации, общественные объединения и организации.

Раздел «Государство» предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий, обеспечивающих эффективность государственной политики по снижению социально-психологической напряженности в обществе, внедрение в социальную практику норм и стандартов толерантного поведения.

Раздел «Организационное и информационное обеспечение» предусматривает разработку и проведение комплекса организационных мероприятий по повышению эффективности реализации Программы, включая международное сотрудничество.

5. Ресурсное обеспечение программы

Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.

Общий размер финансирования Программы составляет 397,65 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета — 131,95 млн. рублей, из них НИОКР — 131,95 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 138,95 млн. рублей, из них НИОКР — 48,35 млн. рублей и прочие нужды — 90,6 млн. рублей, и за счет внебюджетных источников — 126,75 млн. рублей, из них НИОКР — 30,05 млн. рублей и прочие нужды — 96,7 млн. рублей.

Размеры финансирования Программы за счет средств федерального бюджета определяются при формировании бюджетной заявки на соответствующий год в соответствии с возможностями федерального бюджета.

Первый этап реализации Программы (2001 год) включает в себя главным образом проведение научно-исследовательских работ и формирование в массовом сознании, в том числе с помощью средств массовой информации, позитивного отношения к толерантности как социальной норме. Мероприятия Программы на этом этапе финансируются за счет федерального бюджета. Участие субъектов Российской Федерации начинается уже на втором этапе (2002—2003 годы), но в основном приходится на третий этап — этап масштабного внедрения результатов работ предыдущих этапов. Финансирование Программы субъектами Российской Федерации будет осуществляться на основе соглашений между государственным заказчиком Программы и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

За счет внебюджетных средств предполагается финансировать научно-исследовательские работы, осуществлять софинансирование отдельных мероприятий Программы, проводить экспериментальное внедрение образовательных программ и учебных материалов, формировать базы данных и т.п.

Отчет Министерства образования РФ правительству России «О ходе реализации в 2001—2002 годах федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»

25 августа 2001 года Правительством РФ была принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 годы)». Принятие этой программы было продиктовано целым рядом обстоятельств, касающихся проявлений толерантности и нетерпимости в условиях роста социального разнообразия в России.

Первое из этих обстоятельств заключается в том, что ситуация строительства гражданского общества обусловила на индивидуальном и социальном уровне рост осознания как отдельными людьми, так и социальными группами своего места в окружающем мире, прежде всего в системе социально-экономических, этнических, культурных и межконфессиональных отношений. Этот процесс может сопровождаться усилением проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов: ксенофобии как реакции на встречу с чужим человеком и культурой, этнофобии, мигрантофобии, кавказофобии, антисемитизма, — приводящих к ущемлению прав человека, национализму, дискриминации и связанной с ними нетерпимости. Тем самым в условиях роста, социального разнообразия российского общества существует опасная тенденция нарастания межэтнической, межконфессиональной, социально-экономической, межпоколенческой и политической нетерпимости. Указанные формы нетерпимости нередко становятся средством экстремистских движений, разжигающих ненависть, национальную рознь и социальные конфликты в обществе. В этих условиях государственная программа формирования социальных норм толерантности, веротерпимости, миролюбия выступает как противодействие эскалации культуры социальной агрессии, национальных конфликтов, экстремизма, терроризма и фанатизма.

Второе обстоятельство состоит в том, что на государственном уровне социально-экономическое развитие страны во многом зависит от успешного формирования культуры переговоров, искусства поиска компромиссов, продуктивной конкуренции между различными финансово-промышленными группами, сферами малого и среднего бизнеса в условиях модернизации экономики России. В сфере экономики с особой отчетливостью проявляется прагматическая функция толерантности как социальной нормы, определяющей баланс интересов конкурирующих сторон. Так, например, в процессе переговоров любые проявления нетолерантности или даже неготовности к толерантности ведут к неуспеху. Тем самым анализ влияния роли культуры переговоров как проявлений социальных норм толерантности на экономику в развитых странах позволяет утверждать, что воспитание толерантности в России требуется не только для повышения терпимости друг к другу разных слоев общества и социальной стратегии противодействия экстремизму, но и для качественного роста эффективности современной экономики.

Третье обстоятельство касается необходимости вхождения России в международное правовое пространство противодействия дискриминации, расизму, ксенофобии и связанных с ними нетерпимости, экстремизма и терроризма, что невозможно без соблюдения Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО и других документов ООН, направленных на обеспечение прав человека.

В целом диагностика нашего времени показывает, что, чем выше социальное разнообразие общества, тем острее выступает задача государства как органа поиска согласия в самых разных сферах жизни, а не только аппарата принуждения. Именно поиск оптимальной меры согласия, диапазона толерантности становится одной из ключевых задач государственной политики, направленной на достижение социального доверия и толерантности, как факторов экономического роста, социальной стабильности и личной безопасности. Все перечисленные выше обстоятельства определили необходимость разработки федеральной программы по толерантности как основы политики достижения социального согласия, миролюбия, веротерпимости и противодействия экстремизму в нашем многонациональном, межконфессиональном, поликультурном обществе.

Государственным заказчиком Программы является Министерство образования Российской Федерации. Финансирование федеральной целевой программы в 2001—2002 годах осуществлялось за счет федерального бюджета по статье НИОКР, как это и предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2001 № 629 в объеме по 25,0 млн. рублей ежегодно. Программа реализуется в период с 2001 по 2005 годы и рассчитана на три этапа. За истекший период по результатам конкурсов I этапа и начала II этапа федеральной программы победителями стали 47 участников из различных регионов Российской Федерации, государственных и негосударственных структур, научных, образовательных и общественных организаций. Ареал распространения Программы: Республики Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Карачаево-Черкесия, Мордовия, Северная Осетия, Татарстан, Удмуртия; Краснодарский и Ставропольский края; Белгородская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Курская, Московская, Новосибирская, Пермская, Ростовская, Самарская, Томская и Ярославская области; Коми-Пермяцкий автономный округ, Москва и Санкт-Петербург.

В ходе реализации первого этапа Программы основное внимание было уделено трем приоритетным направлениям: организация мониторинга социальной нетерпимости и напряженности в различных социальных группах и регионах; разработка эффективных технологий формирования социальных норм толерантности; создание пилотных центров толерантности и социальной безопасности как опорной сети программы.

Общие итоги мониторинга социальной напряженности позволили выявить ряд глубинных факторов, которые необходимо учитывать при прогнозировании социальных рисков и проектировании социально-экономических программ различного уровня: рост гипермобильности населения, приводящий к ломке привычных социальных дистанций между различными этническими, конфессиональными, поколенческими и социальными слоями общества, а тем самым к росту вероятности социальных конфликтов; восприятие проявлений жестокости, ксенофобии, этнофобии, мигрантофобии как привычной социальной нормы и тем самым явное или неявное санкционирование использования негативных образцов агрессивного поведения в
деятельности отдельных личностей и социальных групп; распространение манипулятивных технологий формирования установок «свои — чужие», конструирование образа врага, использование языка вражды в СМИ, создание радикальных «сайтов ненависти» в Интернете, основной мишенью которых являются подростки и чувствующие себя социально ущемленными слои населения.

Наиболее явно указанные выше моменты проявляются в жизни различных социальных групп повышенного общественного внимания (подростки, мигранты, национальные меньшинства). Так, на основе результатов мониторинга «Проблемы толерантности в подростковой субкультуре» (2003), посвященного исследованиям отношений подростков к национализму и экстремизму, различным религиям (в том числе сектам), неформально-молодежным объединениям, выяснилось, что отсутствие у подростков позитивных ценностных ориентиров нередко приводит к тому, что жестокость, экстремизм становятся социальной нормой, а насилие признается как одобряемый способ разрешения национальных конфликтов. Настораживает тот факт, что 34,2 % опрошенных подростков относятся с безразличием к любым радикальным молодежным группам, в том числе и к скинхедам. Следует особо подчеркнуть, что равнодушное отношение значительной части подростков, т.е. тех, кто будет определять общественную и государственную жизнь нашей страны в недалеком будущем, к социально опасным явлениям проявления жестокости и экстремизма, как к привычной норме нашего образа жизни, является убедительным доказательством необходимости активизации государственной политики по толерантности в России.

Приведенные в материалах Программы факты иллюстрируют необходимость расширения нормативно-правовой базы и создание системы экспертизы, позволяющей дать правовую оценку различного рода проявлениям жестокости, агрессии и экстремизма. В связи с этим в качестве эффективной меры для изменения данной ситуации обоснована необходимость введения государственной психологической экспертизы в систему деятельности органов безопасности, законодательной и исполнительной власти, средств массовой информации, направленной на объективную идентификацию радикальных экстремистских материалов в общественной жизни, СМИ и Интернете. Подобная экспертиза повысит эффективность правовых решений при оценке проявления экстремизма в СМИ.

Наряду с психолингвистической экспертизой радикальных текстов в Программе обоснована необходимость распространения гуманитарной экспертизы образовательных программ и учебников; психолого-педагогической экспертизы игровой продукции, в первую очередь компьютерных игр, нередко провоцирующих формирование деструктивного поведения детей и подростков. Результаты гуманитарной экспертизы показывают, что в учебниках и образовательных программах преобладает изложение истории развития человечества, разных стран и цивилизаций, как истории конфликтов, войн, что невольно способствует формированию оценки силовых способов разрешения конфликтов как социальной нормы. В связи с этим при проектировании учебников и программ учесть необходимость включения в их содержание фактического материала, демонстрирующего роль сотрудничества, кооперации, взаимопонимания, веротерпимости, миролюбия, диалога в развитии разных культур.

В ходе реализации Программы разработан пакет социокультурных, образовательных и социально-психологических технологий формирования установок толерантного сознания для всех ступеней образования, включая послевузовское образование и повышение квалификации. Особое внимание уделено программам подготовки журналистов, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов. Специальный акцент сделан на создании программ обучения переговорам в ситуациях социальной напряженности. В целом за истекший период разработано и частично апробировано более 170 программ для различных ступеней обучения, а также подготовлено более 200 пособий и руководств, способствующих повышению социальной компетентности в вопросах толерантности и противодействия экстремизму работников социальной сферы, сферы управления и безопасности.

Организационной и информационной базой формирования толерантности являются Центры толерантности и мониторинга социальной напряженности. В рамках Программы в качестве региональных моделей для организации подобных пилотных центров выступают Карельский

Публикация статьи произведена при поддержке сайта clickz.ru. Современный интернет не только мощное информационное и коммуникационное поле, но и так же широчайшая площадка для коммерции, не имеющая государственных границ. Сайт clickz.ru освещает все аспекты ведения бизнеса в интернете – от азов до тонкостей SEO, SMO, PR-технологий и пр. актуальных вопросов. Новости, аналитика, интервью, доклады и обзоры.

Рейтинг@Mail.ru