Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2003

БАБУШКИН СУНДУК

Историческая кукла в картонной коробке

Кукла близка ребенку и знакома по детской.
Когда она становится методическим пособием, ребенок с ее помощью может ненавязчиво получать самые различные знания. Причем знания эмоционально окрашенные.
В середине 60-х — начале 70-х годов существовала довольно популярная у детей плоская картонная кукла по имени Наташа.
В одном варианте это была книжка-игрушка в виде девочки. Страницы книжки представляли собой сезонную одежду: пальто, плащ, дождевик, легкое платьице и т.п. Другой вариант был настольной игрой: кукла была одета в маечку и в трусики, а под маечкой прятался магнит. У Наташи был целый гардероб бумажной одежды. Платья и пальто крепились к магниту с помощью маленькой металлической скобы.

Пропорции куклы Наташи (в отличие от известной Барби) были пропорциями ребенка. В частности, у нее была большая голова и большие, широко открытые глаза. Кукла глядела на зрителя дружелюбно и располагала к общению.
Наташа с ее незатейливым гардеробом и натолкнула Ольгу Кокшайскую, известного музейного педагога, создать по такому же принципу историческую куклу, которая бы знакомила детей с народным костюмом и народными обычаями.

Ольга Николаевна внесла некоторые изменения в кукольную конструкцию. Кукла приобрела «подвижные» в суставах руки, которые скреплялись леской (леску потом слегка оплавляли), паричок из «настоящих» волос и одежду из ткани.
Благодаря подвижным рукам новая кукла, во-первых, могла принимать разные позы, во-вторых, на нее было легче надевать одежду. Волосы из ниток позволяли заплетать и расплетать кукле косу, как требовалось в соответствии с обрядами. А одежда из ткани придала кукле новый объем и создавала ощущение ее «реальности», живости.

Годы, в которые Ольга Николаевна разрабатывала свою методику, проходили под знаком дефицита. Дефицитным было все, в том числе и материалы для рукоделия. Кокшайская жила в подмосковном поселке Салтыковка, недалеко от рынка, где торговали обувью. Обувь упаковывали в картонные коробки, которые под некоторым предлогом можно было раздобыть у продавцов.

Из такого коробочного картона и была создана первая кукла Аленушка. Аленушка была одета в русский народный костюм на основе поневы (юбки-фартука) — обобщенный образ костюмов южных русских губерний. Затем у нее появились «подружки» — куклы в сарафанах, куклы в боярских одеждах. Не только куклы-девочки, но и куклы-мальчики. Так как куклы были плоскими и являлись «дочерями картонной коробки», их легко было транспортировать. Все они легко укладывались точно в такую же коробку, из которой были сделаны, и отправлялись с Ольгой Николаевной на выездной семинар. Толщина картона обеспечивала историческим куклам жизнестойкость, и Кокшайская разрешала детям брать их в руки. Тогда это еще не было принято и воспринималось как ноу-хау.

Сегодня исторические куклы составляют важнейший фонд пособий для работы с дошкольниками и младшими школьниками в кружках Государственного исторического музея. «Живут» они под покровительством и заботой педагога Надежды Мулешовой, которая творчески продолжает дело Ольги Николаевны.

«Дети приходят ко мне на занятия. Я показываю им Аленушку и достаю заветный сундучок. Спрашиваю: “Что должна была матушка надеть на Аленушку поверх рубахи?” Дети обычно отвечают: “Сарафан”. Это хорошо, что они знают про сарафан. Я их хвалю. Но объясняю: сарафаны носили не везде. Во многих областях России поверх рубахи надевали поневу. Открываю сундучок и достаю поневу. Надеваю ее на куклу. Затем достаю из сундучка пояс. Мы беседуем об этом элементе одежды. Беседуем, играем и рисуем. А потом я предлагаю детям: “Давайте, я научу вас делать такую куклу!” Конечно, они с радостью соглашаются. Куклу рисуют без всяких трафаретов — исходя из собственных представлений. Самодельные куклы обычно бывают небольшими — не больше тетрадного листа. Делаем мы их из картона, который легко режется. Сегодня такой картон можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Самодельным куклам потом можно шить приданое — с учетом исторических знаний, полученных в кружке…»

Каждая историческая кукла обязательно имеет свое имя. Это вызывает уважение к ней. Так же, как и стиль обращения педагога с куклой — бережный и ласковый. Ведь с образа куклы начинается вход в историю.

Мальчик по имени Уголек

Первобытный мальчик — обязательный персонаж цикла занятий по первобытной культуре. Когда дети впервые встречаются с ним, Надежда Мулешова предлагает им догадаться, как могли бы звать их нового знакомого. Ведь еще какую-нибудь тысячу лет назад люди не очень задумывались над тем, как назвать своего малыша. Родился первым. Называли Первуша, второго по счету — Второк, третьего — Третьяк, четвертого — Четвертак. Могли дать имя, наблюдая за поведением ребенка. Какое, например? Дети предлагают: «Шумилка, Будилка, Беляночка…» Позже стали появляться имена-пожелания — Владимир (владей миром), Святослав (заработай себе святую славу).
Но в то время, когда жил первобытный мальчик, таких имен еще не было. Как же могли его звать — такого рыженького? Дети предлагают: может быть, Огонек? Нет, не Огонек. Он родился рано утром, когда костер уже почти прогорел. Тут дети догадываются: «Уголек!» Конечно, Уголек.
Тут Уголек приветственно машет им рукой: одна рука у него подвижная, на леске, сделана на манер игрушек-дергунчиков.
Живет мальчик, как и все его племя, в пещере. (Пещеры изготавливаются во время работы в подгруппах.)

Охотники племени охотятся на мамонтов. Поэтому в «комплект» с первобытным мальчиком входит еще и большая, волосатая мамонтиха (тоже из картона и именно мамонтиха: в слоновьем стаде предводителем бывает самка).

Ну а дальше с Угольком могут происходить самые удивительные приключения, похожие на те, что описаны в знаменитой книге Дэрвильи «Приключения доисторического мальчика». Их можно рассказывать, рисовать и инсценировать при помощи персонажей плоскостного кукольного театра.

Костюм для первобытного человека

Однажды знакомый Надежды Мулешовой нашел на помойке старый манекен. Дома места для него не нашлось, и Надежда принесла его в музей. Сначала предполагали надеть на манекен народный костюм, но он почему-то там не «прижился». Зато манекен прекрасно сыграл свою роль в занятиях о жизни первобытного человека. Оказалось, на нем можно прекрасно макетировать одежду древних охотников. В этом костюме, к примеру, присутствуют и набедренная повязка, и меховой ремень, перекинутый через левое плечо, и украшения.
Украшения вызывают у детей особый интерес, и они с энтузиазмом их придумывают и участвуют в их изготовлении. Кто-то сконструировал ожерелье из куриных косточек. Это ювелирная работа. Шейные куриные косточки вывариваются, промываются, просушиваются на батарее, потом отделяются друг от друга и нанизываются шорной иглой на нить. Некоторые дети даже раскрашивают их охрой. Другая идея — лепить из глины медвежьи клыки. Такой клык, висящий на шее, отмечает настоящего смелого охотника.
Трофеи добываются на опасной охоте. А после нее в стойбище устраиваются праздник и пир. Надежда устраивает «первобытный пир» для своих воспитанников. На пиру будут есть морковь, дикие яблочки и дикий виноград, орехи, лук и чеснок.
Вот на этот пир и надо явиться в костюме первобытного человека. Лучший костюм, занявший первое место в «первобытном конкурсе красоты», и будет потом «увековечен» на манекене.

Пещера для первобытных людей

Основа пещеры — плотная картонная коробка. Клей ПВА разводят водой до консистенции жидкой сметаны и разливают в мисочки. Чтобы придать коробкам неожиданный объем, их обкладывают свернутыми кусками газеты. Затем готовят ткань — марлю, ситец или старую простыню. Простыня предпочтительней всего. Ткань разрезают на небольшие куски и обмакивают в клей. Затем начинают обкладывать ею стенки будущей пещеры — внутри и снаружи. Когда ткань высохнет, ее раскрашивают гуашью.
В пещере можно «сложить» очаг и поселить туда первобытных людей.

Несколько советов для желающих сделать куклу

Плоскую историческую куклу можно сделать из двух слоев картона, склеивающихся между собой клеем ПВА. Так кукла будет прочнее. Части рук скрепляют между собой пуговицами или, что предпочтительней, леской, у которой оплавляют края.
Сверху картон тонируется гуашевыми белилами с добавленной в него охрой — чтобы придать тону телесный цвет. Когда краска высохнет, расписывают лицо куклы. Затем ее покрывают двумя-тремя слоями лака. Лак заставляет краски смотреться ярче и укрепляет куклу.
Одежда для куклы шьется из современной ткани, но по фактуре ткань должна соответствовать историческому аналогу. К примеру, рубаха должна быть льняной. Тесьма на подоле должна напоминать древний орнамент.
Вся народная одежда шьется очень легко, потому что легко кроится.
При желании можно примерить народный костюм и на Барби. Это довольно забавное зрелище.

По материалам беседы с Надеждой МУЛЕШОВОЙ,
педагогом Государственного исторического музея

 

Рейтинг@Mail.ru