Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2003

РОДИТЕЛЬСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Как наблюдать часы, не будучи несчастным

— Я заберу тебя сразу, как освобожусь, — в четыре часа!
Пожалуй, ваше обещание его совсем не успокоило. В глазах — обреченность: когда-когда заберешь?
Слова «минута», «час» для вашего четырех-пятилетнего ребенка еще пустой звук, туманная и потому тревожная фраза. Ему легче ориентироваться на привычные «метки», размечающие день: это будет после обеда, сразу после сна, после музыкального занятия и т.п. Он живет в ДРУГОЙ системе измерения времени. Быть может, это и позволяет нам строить иллюзии о детстве как о безмерно счастливом периоде жизни.
Но время все-таки существует для ребенка. Как мы помним, в сказках оно играет очень важную роль. То здесь, то там раздается бой ЧАСОВ, означающий НАЧАЛО или КОНЕЦ какого-то события. Поэтому к пяти годам ребенок внутренне уже вполне готов к тому, чтобы учиться сверять свою жизнь с ходом стрелок. Вам нужно только предложить ему некоторую систему игровых упражнений, при помощи которых привычные часы и минуты станут для него осознаваемой МЕРКОЙ жизни
Первый вид таких упражнений связан с ОГРАНИЧЕНИЯМИ в продолжительности действий.
Для этого нет лучшего приспособления, чем песочные часы. Купить их можно в магазинах медицинского оборудования, и обладают они замечательными свойствами. Время в них перестает быть абстрактным понятием и «материализуется» в виде песчинок. Видно, как оно наглядно, зримо «течет» по стеклянным трубочкам и как «иссякает».
Я полагаю, что без волшебства тут не обошлось. Может быть, какая-то фея плескалась в незримых потоках бесконечной реки времени, а потом зачерпнула из нее чуточку, произнесла заклинание, и невидимое сделалось видимым — превратилось в песок. Невидимое время — могущественная, неостановимая, неподвластная людям сила. А вот заколдованное время-песок, заключенное в колбочку, послушно даже ребенку. Оно начинает «двигаться» только тогда, когда этого захочет человек.
Если подобная теория происхождения песочных часов вас не устраивает, придумайте (вычитайте, сформулируйте) другую.

А практические действия могут быть следующими.
Вы ставите песочные часы на стол и говорите: «Как бы нам съесть кашу за время, которое потребуется песчинкам, чтобы перебежать из верхней части колбочки в нижнюю два раза? Ну-ка, попробуем. Начали! ...Интересно, а сколько времени нужно для того, чтобы съесть суп? Больше или меньше?»
Чтобы не тревожить гигиенистов и избежать соревновательности во время еды, одно из игровых условий может гласить: кашу нельзя есть не только медленнее отпущенного времени, но и быстрее. Согласитесь: это очень важное умение — укладываться точно в срок.
Песочные часы могут оказать неоценимую услугу в процессе одевания на прогулку. А вы можете все время сравнивать, сколько времени (сколько «песочных пробегов») потребовалось вам и ребенку на разные виды занятий. Можете даже завести специальную ведомость на стене (лучше — большую, величиной с ватманский лист) и заполнять ее условными значками.
В какой-то момент вы почувствуете, что воспитательная сила песочных часов, связанная с эффектом новизны, пошла на убыль, а познавательный урок усвоен. Тогда можно двигаться дальше. Раздобудьте секундомер. Не часы с секундной стрелкой, а именно настоящий секундомер — с крупной стрелкой на крупном циферблате. Это — всем игрушкам игрушка! С появлением секундомера начинается новый период экспериментов, замеров и сопоставлений — ПЕРИОД ИМЕНОВАННОГО ВРЕМЕНИ.
Во-первых, путем наблюдений за резвой стрелкой устанавливается, что время может не только «течь», как в песочных часах, но и «прыгать», «скакать», «бежать». Во-вторых, выясняется (с авторитетных слов папы или дедушки), что пробег стрелки по кругу (от отметки 0) — это МИНУТА, а прыжок с черточки на черточку — СЕКУНДА. Отрезки времени приобретают имена.
Теперь можно выяснить, сколько кругов обежит стрелка, пока в песочных часах пересыпается песок. Можно взять бутылку, наполнить водой, закрыть крышкой с маленькой дырочкой и подвесить над кастрюлькой донышком вверх. Сидим, наблюдаем, отмечаем, за какое время вода перельется из бутылки в кастрюльку. Вот вам и «водяные часы» собственной конструкции.
Ну а дальше можно мерить все подряд: за какое время пробегаем расстояние в 30 м, за какое время пешком взбегаем на третий этаж, за какое время преодолеваем полосу препятствий на детской площадке и т.д. и т.п.
Следующее важное наблюдение ставит своей целью сравнить, что происходит на циферблате домашнего будильника или настенных часов в то время, как стрелка секундомера отмеряет свой бег по кругу. Оказывается, минутная стрелка перемещается с одного маленького деления на другое. И, когда она отсчитает так все деления, большие часы покажут: миновал час!
Теперь можно пересчитывать деления, считать пятерками, учиться определять, который час. Время в ваших руках!
За ним можно постоянно наблюдать, и важным этапом в этих наблюдениях становится приобретение отрывного календаря к Новому году. Каждый вечер вы вместе с ребенком будете торжественно произносить:

Секунды сложились в минутки,
Минутки сложились в часы,
И так пробежали сутки,
Время вперед спешит.

После этого отрывается листочек календаря и подбрасывается в воздух со словами: «День пролетел!»
Оказывается, время умеет не только течь и бежать, но и летать! Это очень нравится ребенку, а для вас важно, чтобы в представлениях ребенка о времени календарь занял место рядом с секундомером и часами — как еще одно приспособление для измерения отрезков времени (только более длинных).
Третий вид упражнений связан с умением ЧУВСТВОВАТЬ время. Это различные игры на определение временного отрезка. Например, вы просите ребенка замереть или хранить молчание ровно полминуты. Он сам должен определить, когда нужно закончить упражнение. Или, наоборот, даете задание, а по окончании предлагаете ребенку определить, сколько времени ушло на его выполнение.
Во «временные игры» можно играть и на детских праздниках.

Игра «Заколдованный путник»

Игроки двигаются вокруг ведущего, который хлопает в ладоши и говорит:

Входишь ты в волшебный круг,
Замирает все вокруг!
Три минуты лишь пройдет,
Путник снова «отомрет».

Можно назначать различные промежутки времени: полминуты лишь пройдет, две минуты лишь пройдет, но минутка лишь пройдет, пятьдесят секунд пройдет, двадцать пять секунд пройдет, семь секундочек пройдет и т.п.
С последним словом ведущий нажимает кнопку секундомера и начинает отсчет времени. Тот, кто наиболее точно почувствовал нужное время, становится ведущим.

Вариант:

Входишь ты в волшебный круг,
Замирает все вокруг.
Но, как время истечет,
Путник снова «отомрет».

С последними словами играющие застывают, а ведущий включает секундомер. Через некоторое время секундомер выключается, и раздается хлопок в ладоши или другой звуковой сигнал, по которому «застывшие путники» вновь оживают. Им предлагается отгадать, сколько времени они были «заколдованы». Кто называет самое близкое к действительному значению число, становится ведущим.

Марина АРОМШТАМ

В оформлении использована репродукция с картины С.Дали

Публикация статьи произведена при поддержке «Российской часовой компании». «Российская часовая компания» предоставляет услуги изготовления часов с логотипом компании. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете заказать как наручные, так и настенные часы с логотипом. На Ваш выбор более 400 позиций наручных и настенных часов, включая швейцарские часты высочайшего качества и надежности «EDOX» и «CHRONO AG». Узнать больше о предоставляемых услугах и заказать обратный звонок, можно на официальном сайте «Российской часовой компании», который располагается по адресу http://www.rwc.ru/

 

Рейтинг@Mail.ru