Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2003

ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Открываем календарь, начинается январь!

Многие дети могут бойко рассказать про существующие времена, назвать дни недели и даже перечислить названия месяцев. Но знания эти ничего не прибавляют в личную копилку ребенка, кроме, может быть, дополнительной нагрузки на память. Любой дополнительный вопрос сбивает их с толку. Положите перед детьми карточки с изображением часов и календаря, а потом задайте вопрос: «С помощью чего измеряют время?» Дети укажут на часы и исключат календарь.
В течение нескольких лет работы психологом я разрабатывала для будущих школьников систему занятий, направленных на освоение понятий времени. Она получила условное название «Календарь». С некоторыми формами и приемами работы я хочу познакомить коллег.

Для занятий понадобятся календарь с изображением годового цикла на одном листе; многостраничный годовой календарь, разделенный на отдельные листы: на отдельных листах — числа каждого месяца; перекидной календарь; отрывной календарь и большой демонстрационный календарь на одном листе.

Текущее число месяца.
Работа на месячном календарном листе

Каждое занятие начинается с вопроса:
— Кто знает, какое сегодня число?
Названное число рисуется на доске. Дети рисуют число в своих тетрадях.
Ведущий задает следующий вопрос:
— Сколько знаков-цифр потребовалось для того, чтобы изобразить сегодняшнее число? (Если одна цифра, один знак — число однозначное; если две цифры, два знака — число двузначное.)
Затем дети работают с месячными листочками календаря. Ведущий обращает внимание детей на название месяца, показывает, где оно написано на календаре.
Дети отыскивают на календарном листе нужное число и обводят его в рамочку.
Ведущий обращает внимание детей на то, что сегодняшний день имеет еще одно название — название дня недели. Дети с помощью педагога отыскивают на календарном листе название дня недели и обнаруживают, что в данном месяце несколько вторников, пятниц, суббот и т.д.

Работа с листом годового календаря

Такие упражнения могут проводиться на каждом занятии.
Когда дети научатся хорошо ориентироваться в пространстве месячного календаря, можно предложить им упражнения с годовым календарем.
Ведущий просит детей найти текущий месяц, называя его порядковый номер — девятый, десятый и т.д. В столбце найденного месяца опять нужно отыскать сегодняшнее число и подчеркнуть его или обвести в рамочку. Дети также знакомятся с обозначениями дней недели на годовом календаре.
Знакомство с годовым календарем позволяет детям легко запомнить количество месяцев в году: каждый раз перед началом работы месячные столбики пересчитываются. При этом дети обводят их пальчиком или рисуют вокруг каждого столбика карандашную рамочку.

 

Названия месяцев

Ведущий заготавливает для каждого ребенка двенадцать карточек с названиями месяцев. Дети могут не уметь читать, но запоминают надпись, как картинку. Кроме букв, на картинке может быть значок, отражающий сезонные изменения, характерные для данного
месяца. Ведущий знакомит будущих школьников с названиями месяцев и показывает, как выглядит каждое название на картинке.
Детям предлагается разложить названия месяцев над столбиками календаря в том порядке, который называет педагог.
Дети вспоминают названия времен года. Каждому времени года соответствуют по три календарных месяца.
На основе картинок-значков дети должны определить, к какому времени года относится данный месяц.

Месяцы и времена года

Для каждого времени года выбирается условное цветовое обозначение. Из цветного картона вырезают четыре длинных прямоугольника разного цвета: это времена года.
Каждому ребенку раздаются маленькие прямоугольники четырех цветов разной цветовой насыщенности: это значки для изображения месяцев.
Ребенок выкладывает большие прямоугольники в последовательности, соответствующей смене времен года. Под ними кладутся маленькие прямоугольники разной цветовой насыщенности. Последовательность цветовой насыщенности ребенок должен объяснить. К примеру, осень будет изображаться в желто-коричневых тонах. Ребенок выбирает для сентября желтый цвет, для октября — желтый с коричневым, для октября — коричневый; связывает желтый с листопадом, коричневый — с обнаженными деревьями и мокрой от дождя землей и т.д. Ориентируясь на настенный календарь, ребенок рисует на маленьких прямоугольниках первые буквы названий месяцев.
Педагог вводит понятия «ранняя весна», «поздняя осень», «последний месяц зимы» и др.

Количество дней в месяце

В последний день месяца педагог обращает внимание детей на количество дней в месяце. Дети пересчитывают дни по календарю.
Педагог предлагает детям определить, сколько дней в следующем месяце. Обязательно ли пересчитывать дни, чтобы это узнать? Оказывается, нет. О количестве дней в месяце свидетельствует последнее число.
Все месяцы делятся на две группы: в одних 30 дней, в других 31 день. И только в феврале 28 (29) дней. Можно научить детей определять количество дней в месяце с помощью «народного» средства — количества косточек на кулачке.
Педагог периодически задает детям вопросы: «Сколько дней осталось до конца месяца?», «Сколько дней нового месяца прошло?»

Месячные рубежи

Предположим, сегодня 1 февраля. Педагог пишет на доске две даты: 31 января и
1 февраля, и предлагает детям найти как можно больше отличий в содержании
записей.
Проблемный вопрос: «Сколько времени прошло с 31 января до 1 февраля?»
С окончанием каждого месяца дети торжественно перечеркивают месячный столбик в календаре.
В последние дни декабря обсуждается тема конца года. Педагог обращает внимание на «похудевший» отрывной календарь и предлагает детям загадку:

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но каждый день терял он вес
И под конец совсем исчез.

(С.Маршак)

Педагог записывает на доске число, обозначающее подходящий к концу год. Дети выкладывают это число с помощью знаков магнитной азбуки или рисуют в тетрадях. Затем педагог пишет число, обозначающее наступающий год. Вводятся понятия «текущий», «предшествующий», «последующий».
Эти же понятия применяются к определению месяцев, дней недели.

Завершающее занятие по теме «Календарь»

На завершающем занятии педагог знакомит детей с различными видами календарей — настольными, настенными, карманными; с вертикальным и горизонтальным расположением дней недели; с календарями на несколько лет. Педагог обращает внимание детей на особое обозначение воскресных и праздничных дней в календаре.
Каждый ученик получает календарь на следующий год или на новый учебный год.
Будущие первоклассники должны отыскать на календаре 1 сентября, определить по календарю, каким днем недели будет  1 сентября; какой день (число) будет ему предшествовать; какой день (число) будет следовать за ним?

Возможные контрольные вопросы и задания по теме

— Сколько недель осталось до конца месяца?
— Сколько дней осталось до конца месяца?
— Найди на календаре последний день февраля, назови число и день недели.
— Найди на календаре первую неделю апреля.
— Найди на календаре сегодняшнее число, если известно, что сегодня третий рабочий день недели.
— Рабочая неделя заканчивается через два дня. Какой сегодня день недели?
— Назови и покажи на календаре недели с полным количеством дней. Какая неделя началась в марте, а закончилась в апреле? Какие дни неполной апрельской недели «достались» маю?
— Какой сейчас месяц? Назови предшествующий ему и следующий за ним месяцы.
— Сегодня последний день рабочей недели. Через сколько дней мы с тобой снова встретимся?
— Каким днем недели будет последний день 2004 года?

Татьяна ЕВГРАФОВА,
психолог

Рейтинг@Mail.ru