Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2003

УЧИСЬ ИГРАЯ

Путешествия во времени

Дошкольники испытывают трудности в восприятии времени. Это обусловлено такими специфическими особенностями времени, как его текучесть, необратимость, непрерывность. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию. Как же помочь детям свободно ориентироваться во времени? Как сделать процесс усвоения временных характеристик увлекательным?
В нашем дошкольном учреждении в течение двух лет накапливался теоретический и практический материал по проблеме ознакомления дошкольников со свойствами времени. Мы не только знакомим своих воспитанников с календарем, временами года, днями недели, месяцами, не только учим определять время по часам, но и вместе «перемещаемся» из одной эпохи в другую и знакомимся с характерными чертами того или иного исторического периода: с обычаями, традициями, бытом, с судьбами выдающихся личностей. Таким образом, мы знакомим детей не только со свойствами времени, но и с историей, с развитием жизни на планете Земля.

Целью занятий вводного цикла является формирование у детей представлений о времени как о категории, напрямую не воспринимаемой органами чувств.
Воспитатель спрашивает детей: можно ли увидеть время? Услышать его? А потрогать, понюхать, попробовать на вкус? Значит, время не существует? Так нельзя сказать. Оно есть. Может, время — «невидимка»? Это отчасти верно. Но, хотя время и невидимо, оно оставляет следы на объектах природного и рукотворного мира.
Мы начинаем вместе с детьми искать «следы» времени. Мы различаем время по характерным звукам — ночным и дневным, по пению птиц, звучащему по-разному в разные времена года, по голосам ребенка и старого человека. Время опознается по седине в волосах человека, по сезонным изменениям в природе, по смене дня и ночи, по предметам, которыми пользовались в старину, а теперь хранят в музеях. Время оставляет свои следы на коже человека и на коре дерева, на панцире черепахи и на человеческом жилище. Эти следы можно даже потрогать, ощупать.

После знакомства со временем как таковым мы знакомим детей с его свойствами. Однонаправленность и необратимость — наиболее очевидные для детей и легко воспринимающиеся малышами свойства времени.
Мы систематизируем знания детей о сутках, временах года, даем количественную характеристику мер времени, формируем представление детей о временных отношениях в пределах суток и года. Экспериментальным путем дети узнают о том, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца (с помощью модели из глобуса и настольной лампы).
В рамках этого же цикла мы знакомим детей с часами как с прибором, фиксирующим время. В результате цикла занятий дети должны уметь отвечать на следующие вопросы:

  • Как люди пришли к идее создания часов?

  • Из каких материалов могут быть сделаны часы?

  • Из каких частей состоят те или иные часы?

  • Где мы можем встретиться с часами?

  • Для чего служат часы?

Детям известны некоторые сведения из истории часов, и они могут фантазировать на тему «Будущее часов».

Для закрепления знаний о свойствах времени мы используем прием фантазирования на основе разрушения признака. Здесь нам на помощь приходят волшебники — волшебник Наоборот и волшебник Путаник.
Дети вместе с педагогом обсуждают, что произойдет, если волшебник Наоборот так заколдует какой-нибудь предмет (человека, дерево, животное и т.д.), чтобы время его жизни или существования обратилось вспять, стало двигаться в обратном направлении. Хорошо это будет или плохо? Что будет, если волшебник Путаник спутает все времена года или перемешает день и ночь?
Поскольку время однонаправленно и необратимо, то смена действий любого характера происходит последовательно во времени. Знакомя детей с эталонами календарного времени, мы собираем временную матрешку. Самую маленькую матрешку зовут Сутки, матрешка побольше — Неделя, следующую за ней — Месяц, далее следуют матрешки Год, Век, Тысячелетие. Чтобы расширить представления детей о прошлом и будущем, мы играем в игру «Машина времени». Дети «путешествуют» во времени: начинаются временные «перемещения» с путешествия в детство родителей. Потом дети путешествуют по различным историческим эпохам.
Во время путешествий в будущее дети придумывают различные фантастические предметы — автомобиль будущего, лечебный телевизор и т.д. Образы этих предметов создаются за счет объединения признаков различных предметов в одном предмете.
В цикле занятий, посвященных относительности времени, с детьми проводятся беседы о том, как время связано с движением Земли, зависит от него. Дети знакомятся с персонажами Догоняйкой и Отставайкой.

 Дети знакомятся со временем и его свойствами через обыгрывание различных ситуаций, наблюдения и экспериментирования. Огромную роль в развитии у детей временных представлений играют дидактические игры.

 Игра «Цепочка времени»

Цель: учить детей выстраивать линию развития объекта.

Материал: карточки с изображением этапов развития объекта (содержание карточек зависит от варианта игры).

Содержание игры

Эту игру можно использовать как в режиме индивидуальных занятий, так и групповых; а также в командных состязаниях. В случае работы с одним ребенком воспитатель кладет перед ребенком карточки с изображением объекта в разные временные периоды и просит его выложить их в правильной последовательности.
В случае групповых занятий детей можно поделить на две команды. Два одинаковых набора карточек хаотично раскладываются на полу. Команды строятся на линии старта. По условному сигналу от каждой команды выбегает игрок, который должен отыскать карточку, соответствующую первому звену временной цепочки изображенного на карточках объекта. Затем он передает эстафету следующему игроку. В результате команда должна выстроиться в цепочку, изображающую временную последовательность существования объекта. Если кто-то из игроков допустил ошибку в выборе карточек, ее можно исправить на этапе построения поезда. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием и выстроит все звенья цепи времени без ошибок.

Варианты наборов карточек

«Цепь времени» для здания

  • Пустырь

  • Котлован

  • Фундамент

  • Недостроенные стены

  • Достроенные стены

  • Дом с крышей (но без оконных рам и дверей)

  • Готовый дом

  • Дом с забором

  • Дом с забором и садом

«Цепь времени» для хлопчатобумажного платья

  • Посев хлопка

  • Зреющие коробочки хлопка

  • Сбор хлопка

  • Прядение нитей на ткацкой фабрике

  • Изготовление ткани

  • Готовая ткань

  • Раскрой ткани (детали платья)

  • Пошив платья

  • Готовое платье

В зависимости от уровня подготовки детей количество карточек можно сократить. Для малышей, например, цепь времени может начинаться с карточки, на которой изображены рулоны тканей.

«Цепь времени» для шелкового платья

  • Кладка яиц тутового шелкопряда

  • Гусеница

  • Кокон

  • Нитки

  • Ткань

  • Закройщик кроит платье

  • Портниха шьет платье

  • Готовое платье.

Аналогично цепь выстраивается для швейных изделий из льна и шерсти.

«Цепь времени» для чугунной сковороды

  • Добыча руды

  • Машины везут руду на завод

  • Доменная печь

  • Жидкий чугун

  • Чугун разливают в формы

  • Готовая сковорода

Аналогичные временные цепочки можно придумать для других объектов — альбома для рисования, автомобиля, чашки.

Примечание редакции

В данном случае цепочки выстроены по «технологическому» принципу и отражают процесс создания рукотворного предмета — от добычи или производства материала до готовой формы. Но можно удлинить вереницу звеньев за счет изображения «бытования» предмета с момента его изготовления.

Например:

  • Сковороду везут в магазин

  • Сковороду покупает хозяйка

  • Хозяйка жарит на сковороде яичницу

  • Сковорода «обрастает» накипью

  • Хозяйка выкидывает сковороду

  • Сковороду подбирает группа детей с плакатом «Собираем металлолом»

  • Сковороду вместе с другими старыми металлическими предметами везут на завод

  • Загрузка металлолома в плавильную печь

  • Жидкий металл

Можно предложить детям пофантазировать, что произошло после того, как платье сшили, и самостоятельно продолжить цепочку. Цепочка может кончаться «похоронами» ветхих лоскутов в земле и прорастанием на этом месте кабачкового кустика.
В этом случае судьба предмета будет просматриваться от «рождения» до «смерти» и подсказывать ребенку мысль о круговороте веществ в мире. Акцент на возможности «второй» жизни того или иного предмета носит экологический пафос и потому особенно важен.

 Игра «Лавка древностей»

Цель: закреплять умение детей находить признаки, характерные для данной эпохи. Обобщить знания детей об историческом развитии человека.

Материал: карточки с изображениями предметов разных эпох (свеча, самовар, кольчуга, автомобиль, старинная рукописная книга, берестяная грамота, первая печатная книга, парусный корабль, пароход, телевизор, электрический чайник, соха и т.д.).

Содержание игры

Карточки разложены на столе. Это «Лавка древностей».
Дети по очереди «делают покупки» в лавке древностей, т.е. берут со стола карточки одну за другой и объявляют, из какой эпохи «покупка». На предметы современного времени наложен запрет. Если ребенок покупает этот предмет, он выбывает из игры.

 Игра «Короче — длиннее»

Цель: овладение детьми количественной характеристикой временных эталонов, осознание зависимости между звеньями временных эталонов.

Содержание игры

Воспитатель называет два отрезка времени и предлагает детям определить, какой из них является более длинным, более продолжительным.
Например:
Что длиннее — неделя или месяц? Пять часов или одни сутки? Семь суток или одна неделя? Тридцать минут или один час? Двенадцать месяцев или один год? Десять лет или век?

Ирина ГУТКОВИЧ,
Лилия ХМИДУЛЛИНА,
Татьяна ВЛАДИМИРОВА,
детский сад № 178 «Облачко»,  г. Ульяновск

Рисунки Владимира Семеренко

 

Рейтинг@Mail.ru