Продолжение.
Начало см. в № 23/2003.
Флаг, Герб и Гимн российского
государства
Цикл занятий для детей от пяти лет
Занятие четвертое.
Андреевский флаг
Звучит запись гимна российского
государства. Педагог и дети выслушивают гимн
стоя. С окончанием фонограммы педагог предлагает
детям сесть.
Педагог: Почему мы с вами стояли,
пока звучала музыка?
Дети: Это не просто музыка. Это
звучал гимн нашего государства. Когда звучит
гимн, нужно вставать.
Педагог: Гимн — это особая мелодия,
гимн нашего государства. Когда мы встаем во время
звучания гимна, мы выражаем свое уважение к
государству. Какие еще государственные символы
есть у России?
Дети: Флаг и герб.
Педагог: Вы, конечно, хорошо
запомнили, как выглядит российский флаг.
Нарисуйте его на чистом листе в альбоме.
Дети выполняют задание. По просьбе
педагога высоко поднимают свои рисунки, чтобы
педагог мог на них посмотреть. Затем вспоминают
символическое значение цветов российского
флага.
Педагог: Вы правильно нарисовали
российский флаг и вспомнили, что означает каждый
из трех цветов. А я напомню вам, что такой флаг
появился в нашей стране во времена царствования
Петра Первого. Петр Первый был великим
царем-реформатором. Кто знает, что означает слово
«реформатор»? (Реформатор — тот, кто проводит
реформы.) А реформы — это изменения. Например,
до того, как Петр стал царем, в России не было
настоящей армии. Русское войско собиралось
только во время войны. Правда, основу его
составляли стрельцы — «государевы служилые
люди». Но и стрельцы в мирное время не стремились
упражняться в военном деле, вели домашнее
хозяйство, разводили огороды, занимались
изготовлением разных вещей на продажу. Петр
Первый решил, что это неправильно. Нужно, чтобы
солдаты не огородами занимались, а постоянно
тренировались в военном искусстве. Это их
единственная задача. Поэтому в армию нужно
регулярно призывать новых молодых людей и
обучать их военному делу. Такое изменение дел и
называлось реформой.
Царь Петр Первый создал не только регулярную
армию, но и флот. До Петра у России не было флота,
потому что она не владела морями. А теперь?
Вспомните, что означает голубая полоса на нашем
флаге? С одной стороны — небесную синь, небесный
мир, с другой она указывает, что Россия — морская
держава.
Вот большая карта, на которой изображены
государства мира. Розовым цветом выделена
Россия. Видите, какая она большая?
И с разных сторон ее окружают воды морей и
океанов. (Педагог показывает на карте моря,
спрашивает детей, кто из них бывал с родителями
на Черном или на Азовском море. Дети рассказывают
о своих впечатлениях.)
Но когда-то выхода к морю у России не было. Морями
владели другие могущественные державы. Русская
армия вела за выход к морю тяжелые бои. Петр
победил в этих войнах. Вот тогда-то он и приказал
строить корабли. Корабли петровских времен
сначала ходили под бело-сине-красным флагом —
тем самым, который сейчас является
государственным флагом страны. Но через
несколько лет бело-сине-красный флаг стал
взвиваться только на мачтах торговых кораблей. А
у военных кораблей появился новый флаг — вот
такой. (Педагог показывает детям Андреевский
флаг.) Вы когда-нибудь видели такой флаг? Он до
сих пор является главным символом российского
военного флота и реет над всеми
военными кораблями.
Называется такой флаг Андреевским. Рассмотрите
его внимательно и нарисуйте в своих альбомах.
Дети выполняют задание, поднимают
рисунки и показывают педагогу.
Педагог: Вы очень точно изобразили
Андреевский флаг — синий крест на белом фоне.
Может быть, кто-нибудь из вас знает, почему такой
флаг называется Андреевским? (Дети высказывают
свои предположения.)
Андреевский флаг получил свое название из-за
необычной формы изображенного на нем креста.
Может ли кто-нибудь изобразить этот крест? (Дети
пробуют принять позу, напоминающую букву «Х».)
Нам с вами сейчас весело. Но косой крест,
напоминающий букву «Х» — человека с поднятыми
вверх руками и расставленными в стороны ногами,
— отсылает нас к невеселым событиям. К событиям трагическим. Предание
рассказывает, что на таком кресте погиб святой
человек по имени Андрей. В древности был такой
вид казни: человека привязывали или прибивали к
кресту и выставляли крест под палящее солнце.
Приговоренный погибал медленной, мучительной
смертью — от солнечного удара и страшной жажды. (Дети
говорят, что они уже видели распятие — в храме, в
музее или на картинке в книге: на кресте умер
Иисус Христос.) В священных текстах
рассказывается, что Андрей был апостолом,
учеником Иисуса. Его еще называли Андреем
Первозванным, потому что Иисус позвал его к себе
самым первым. Когда Учитель покинул земной мир,
его ученики решили разойтись в разные стороны
света, чтобы нести людям благую весть — учение
Христа. Андрей Первозванный отправился
проповедовать христианство скифам — народу,
жившему по соседству со славянскими племенами.
Считается, что от них христианская весть
впоследствии дошла до Руси. И потому Андрей
Первозванный особо почитался в России.
В честь этого почитаемого святого,
погибшего мученической смертью за веру, Петр
Первый и дал Андреевский флаг своему любимому
детищу — российскому флоту. И до сих пор
российские военные корабли ходят под
Андреевским флагом.
Ну а теперь вам предстоит интересная работа —
создать картину с названием «Под Андреевским
флагом».
Дети разбиваются на микрогруппы
(пары, тройки или четверки). Выполняется
коллективная аппликация по заданной теме с
опорой на образец.
Возможен и другой вариант: детям
раздаются индивидуальные карточки с точечным
изображением рисунка. Нужно дорисовать картинку
по точкам, раскрасить ее, нарисовать и приклеить
в нужное место Андреевский флаг.
Марина АРОМШТАМ
Продолжение следует
|