Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2004

РАБОЧИЙ СТОЛ

Продолжение. Начало см. в № 23/2003.

Флаг, Герб и Гимн российского государства

Цикл занятий для детей от пяти лет

Занятие четвертое.

Андреевский флаг

Звучит запись гимна российского государства. Педагог и дети выслушивают гимн стоя. С окончанием фонограммы педагог предлагает детям сесть.

Педагог: Почему мы с вами стояли, пока звучала музыка?

Дети: Это не просто музыка. Это звучал гимн нашего государства. Когда звучит гимн, нужно вставать.

Педагог: Гимн — это особая мелодия, гимн нашего государства. Когда мы встаем во время звучания гимна, мы выражаем свое уважение к государству. Какие еще государственные символы есть у России?

Дети: Флаг и герб.

Педагог: Вы, конечно, хорошо запомнили, как выглядит российский флаг. Нарисуйте его на чистом листе в альбоме.

Дети выполняют задание. По просьбе педагога высоко поднимают свои рисунки, чтобы педагог мог на них посмотреть. Затем вспоминают символическое значение цветов российского флага.

Педагог: Вы правильно нарисовали российский флаг и вспомнили, что означает каждый из трех цветов. А я напомню вам, что такой флаг появился в нашей стране во времена царствования Петра Первого. Петр Первый был великим царем-реформатором. Кто знает, что означает слово «реформатор»? (Реформатор — тот, кто проводит реформы.) А реформы — это изменения. Например, до того, как Петр стал царем, в России не было настоящей армии. Русское войско собиралось только во время войны. Правда, основу его составляли стрельцы — «государевы служилые люди». Но и стрельцы в мирное время не стремились упражняться в военном деле, вели домашнее хозяйство, разводили огороды, занимались изготовлением разных вещей на продажу. Петр Первый решил, что это неправильно. Нужно, чтобы солдаты не огородами занимались, а постоянно тренировались в военном искусстве. Это их единственная задача. Поэтому в армию нужно регулярно призывать новых молодых людей и обучать их военному делу. Такое изменение дел и называлось реформой.
Царь Петр Первый создал не только регулярную армию, но и флот. До Петра у России не было флота, потому что она не владела морями. А теперь? Вспомните, что означает голубая полоса на нашем флаге? С одной стороны — небесную синь, небесный мир, с другой она указывает, что Россия — морская держава.
Вот большая карта, на которой изображены государства мира. Розовым цветом выделена Россия. Видите, какая она большая?
И с разных сторон ее окружают воды морей и океанов. (Педагог показывает на карте моря, спрашивает детей, кто из них бывал с родителями на Черном или на Азовском море. Дети рассказывают о своих впечатлениях.)
Но когда-то выхода к морю у России не было. Морями владели другие могущественные державы. Русская армия вела за выход к морю тяжелые бои. Петр победил в этих войнах. Вот тогда-то он и приказал строить корабли. Корабли петровских времен сначала ходили под бело-сине-красным флагом — тем самым, который сейчас является государственным флагом страны. Но через несколько лет бело-сине-красный флаг стал взвиваться только на мачтах торговых кораблей. А у военных кораблей появился новый флаг — вот такой. (Педагог показывает детям Андреевский флаг.) Вы когда-нибудь видели такой флаг? Он до сих пор является главным символом российского военного флота и реет над всеми
военными кораблями.
Называется такой флаг Андреевским. Рассмотрите его внимательно и нарисуйте в своих альбомах.

Дети выполняют задание, поднимают рисунки и показывают педагогу.

Педагог: Вы очень точно изобразили Андреевский флаг — синий крест на белом фоне. Может быть, кто-нибудь из вас знает, почему такой флаг называется Андреевским? (Дети высказывают свои предположения.)
Андреевский флаг получил свое название из-за необычной формы изображенного на нем креста. Может ли кто-нибудь изобразить этот крест? (Дети пробуют принять позу, напоминающую букву «Х».)
Нам с вами сейчас весело. Но косой крест, напоминающий букву «Х» — человека с поднятыми вверх руками и расставленными в стороны ногами, — отсылает нас к невеселым событиям. К событиям Андрей Первозванныйтрагическим. Предание рассказывает, что на таком кресте погиб святой человек по имени Андрей. В древности был такой вид казни: человека привязывали или прибивали к кресту и выставляли крест под палящее солнце. Приговоренный погибал медленной, мучительной смертью — от солнечного удара и страшной жажды. (Дети говорят, что они уже видели распятие — в храме, в музее или на картинке в книге: на кресте умер Иисус Христос.) В священных текстах рассказывается, что Андрей был апостолом, учеником Иисуса. Его еще называли Андреем Первозванным, потому что Иисус позвал его к себе самым первым. Когда Учитель покинул земной мир, его ученики решили разойтись в разные стороны света, чтобы нести людям благую весть — учение Христа. Андрей Первозванный отправился проповедовать христианство скифам — народу, жившему по соседству со славянскими племенами. Считается, что от них христианская весть впоследствии дошла до Руси. И потому Андрей Первозванный особо почитался в России.

В честь этого почитаемого святого, погибшего мученической смертью за веру, Петр Первый и дал Андреевский флаг своему любимому детищу — российскому флоту. И до сих пор российские военные корабли ходят под Андреевским флагом.
Ну а теперь вам предстоит интересная работа — создать картину с названием «Под Андреевским флагом».

Дети разбиваются на микрогруппы (пары, тройки или четверки). Выполняется коллективная аппликация по заданной теме с опорой на образец.

Возможен и другой вариант: детям раздаются индивидуальные карточки с точечным изображением рисунка. Нужно дорисовать картинку по точкам, раскрасить ее, нарисовать и приклеить в нужное место Андреевский флаг.

Марина АРОМШТАМ

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru