Скатерть-самобранка и
ложка-невидимка,
или О роли предметов-заместителей в
детской игре
Можно ли съесть кашу, если под рукой
нет тарелочки и ложечки и, если честно, сама каша
тоже отсутствует? Глупый вопрос. Если только он
относится к реальной ситуации, а не к игровой.
Участники игры с большим аппетитом (или с ярко
выраженным отвращением) поедают несуществующую
кашу. С помощью волшебного слова «понарошку».
Это самое «понарошку» — основа воображения и
творческих способностей человека, умения
самостоятельно ставить вопросы и находить на них
нестандартные ответы.
В ситуации, когда ребенок кормит куклу из
игрушечной тарелочки, уже присутствует доля
воображения. Ведь реальная каша отсутствует! Но
маленькие предметы — копии жизненных реалий
помогают ребенку воссоздавать действие.
Предположим, однако, что копии отсутствуют. Тогда
ребенок, чтобы накормить куклу, вынужден будет
искать им замену среди попавшихся ему под руку
предметов: роль тарелочки может выполнить
листик, роль ложечки — палочка. Листик и палочку
психологи называют предметами-заместителями.
Считается, что использование в игре заместителей
свидетельствует о высоком уровне развития
ребенка, о его креативности («творческости»).
Ведь если ребенок вместо кукольной посуды
использует листик и палочку, ему потребуется
гораздо больше напрягать свою фантазию и
воображение. Он должен будет мысленно наделить
случайные предметы неспецифическими для них
функциями.
Поэтому, когда говорят о создании среды,
способствующей творческому развитию ребенка,
обычно отмечают: в такой среде должно быть много
предметов и материалов с «размытыми» функциями,
легко поддающихся изменению,
трансформирующихся, неспецифических —
различного вида конструкторы, природные
материалы, пластилин, проволока и т.п.
Этот принцип довольно последовательно реализуют
вальдорфские педагоги: вальдорфская среда
изобилует шишками, камешками и коряжками,
кусочками шерсти и клубками ниток. (Правда,
конструкторы вальдорфцы не жалуют: считают, что
они сделаны из ненатуральных материалов и
способствуют технократизации детского
внутреннего мира.) Вальдорфские куклы не имеют
лиц именно на том основании, что «готовое»
кукольное лицо несет на себе печать «готовой»
эмоции, и это мешает детям фантазировать по
поводу кукольных настроений. Позиция не
бесспорная, но аргументированная и имеющая право
на существование.
Означает ли признание роли
заместителей в развитии ребенка, что следует по
возможности сократить «игрушечные» фонды детей?
Нет, конечно. Игрушка играет не только
развивающую, но и социализирующую роль. Ее
функции не ограничиваются ролями в игре. Она
может быть престижным предметом обладания,
утешителем, собеседником. И она, конечно же, дает
уроки манипуляции с предметами. Но игра не
сводится к игрушке, может развиваться помимо
игрушки и даже без нее, сами игрушки подвергая
трансформации и лишая их изначальных функций.
О том, как можно подтолкнуть детей к
использованию предметов-заместителей,
рассказывает
Наталья ИГУМЕНОВА, педагог детского
сада № 306 г. Красноярска.
Дети средней группы обучаются
дежурить — накрывать на стол. В силу своей
новизны и социальной ответственности дежурство
привлекательно для малышей. Эту ситуацию можно
использовать для развития игровой деятельности
детей и для обучения их пользоваться
предметами-заместителями.
Начало было положено экскурсией в
подготовительную группу. Четырехлетки
наблюдали, как старшие дети накрывали на стол.
Ребята из подготовительной группы были очень
ответственны: ведь учиться их опыту пришли
малыши! Они показали все необходимые во время
дежурства действия, рассказали о «принципах»
сервировки.
Дети средней группы каждый день видели, как няня
накрывает на стол, но не придавали этому
значения: ведь перед ними не стояла задача
научиться накрывать на стол. Наблюдая за
действиями старших детей, малыши быстро их
усвоили и стали использовать в своей предметной
деятельности.
Через некоторое время воспитательница
обратилась к детям с просьбой: «К нам в гости
пришел Мишка и просит научить его накрывать на
стол». Дети с гордостью взяли на себя роль
«учителя» и «поделились» с Мишкой своим опытом.
Сначала они просто копировали действия старших
детей. Но потом в их деятельности стали
появляться новые детали сервировки (например,
столы были украшены вазочками с цветами), новые
сюжетные действия.
С этого времени игра в чаепитие заняла прочное
место среди любимых детьми игровых сюжетов. Дети
накрывали на стол, расставляли приборы в
определенном порядке, договаривались, спорили,
решали какие-то вопросы. Все свои действия они
выполняли для того, чтобы напоить чаем
кукол-дочек.
Но однажды воспитательница собрала детей и
сказала: «Кукла Таня пригласила в гости друзей,
хочет их угостить. Но… где же посуда? Исчезла
куда-то. Может, разбилась? Как же играть? Что
делать?» Действительно — что делать? Дети
растерялись. Одно дело — пригласить кукольных
гостей к столу, сервированному кукольной
посудой. Другое дело — пытаться напоить друзей
чаем, если отсутствуют привычные игрушки. Тут
воспитательница тоже глубоко задумалась:
«Кажется, у меня где-то была волшебная коробочка.
В ней лежат разные предметы. По желанию тех, кто
берет их в руки, они могут становиться самыми
неожиданными вещами». Коробочка была извлечена
на свет, и в ней действительно обнаружились
разные предметы: кусочки ткани, детали от
конструктора, зеркальце, губная гармошка и
другие.
Оставалось решить, можно ли использовать все это
богатство вместо кукольной посуды и каким
образом. Дети быстро включились в обсуждение
ситуации. Решения, которые они предлагали, были
самыми неожиданными. Губная гармошка, например,
была призвана изображать нож. В конце концов на
стол «накрыли» и даже умудрились «выпить чаю» с
гостями куклы Тани.
Но некоторые проблемы так и остались
нерешенными. Среди сокровищ волшебной коробочки
не нашлось ничего достойного изображать чайник.
Поэтому чайник решили представлять понарошку.
После этого случая воспитатель время от времени
включался в игру, «разрушая» ее привычный ход и
побуждая детей использовать в игре
предметы-заместители.
Возможность использовать предметы-заместители
значительно расширила игровые возможности
детей. Дети стали использовать принцип
заместителей при разыгрывании сказочных сюжетов
в настольном театре. Можно ли инсценировать
сказку (к примеру, «Колобок»), если отсутствуют
необходимые куклы? Оказывается, можно. В роли
куклы-Колобка выступит яблоко, в роли медведя —
большая коричневая коробка из-под обуви,
поставленная на торец, и т.д.
В результате «упражнений» с
предметами-заместителями в игре детей появилось
более динамичное развертывание сюжета,
возникновение развернутого ролевого диалога с
воображаемым предметом или с партнером,
«выстраивание» сложных отношений между
предметами-заместителями.
Когда ребенок использует предметы-заместители,
его игра развивается благодаря замыслу и работе
фантазии и не попадает в «суровую» зависимость
от наличия игрушки. В процессе такой игры дети
учатся не только решать возникающие проблемы, но
и ставить их, переходя на более высокий уровень
игровой деятельности.
Ирина ТОКМАКОВА
ПЛИМ
Ложка
— это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка.
У кошки шесть котят.
Тряпка — это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка.
Оделся — и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово «Плим».
Я повторяю снова:
«Плим, плим, плим!»
Вот прыгает и скачет —
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим!
ЧАЙНИК
Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я всем напоказ выставляю живот,
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
— Эй, люди, я с вами почайпить хочу!
(Из зарубежного фольклора) |
|