Что могут «короли»?
Два сюжета о попечительском совете
В словаре С.Ожегова за 1990 г. слова «попечитель»,
«попечительство» даются с пометкой «устар.»:
«Попечительство — в царской России: учреждение
для попечения о ком-чем-нибудь».
А Даль сообщает нам, что попечитель — некто,
«пекущийся о ком или о чем; старатель, заботник,
радетель».
Но история любит улыбаться. И сегодня
попечительство ни устаревшим словом, ни тем
более устаревшим делом никак не назовешь. Это
одно из проявлений становящегося гражданского
общества. Новая попытка образования выйти за
пределы собственной скорлупы, «открыть окно» в
общественную жизнь.
О том, как и зачем создаются попечительские
советы образовательных учреждений, рассказывают
педагоги Республики Бурятия.
Оставь окно открытым
Из опыта работы комплекса «начальная
школа — детский сад» № 108 г. Улан-Удэ
Как начинался попечительский совет
В один прекрасный момент в классных
комнатах и группах появились «почтовые» ящики.
Как объясняла неутомимая Любовь Дмитриевна,
активистка из родителей, ящики установлены для
«связи» с попечительским советом.
«Попечительский совет» — звучало странновато.
Не все пока хорошо понимали, что это такое. А
Любовь Дмитриевна взывала: «Пишите все, что
приходит в голову: свои соображения о работе
школы, идеи о развитии детского сада. Даже
бранные слова пишите. Для работы попечительского
совета все пригодится!»
Бранных слов скорее всего не было. Быть может,
мягкая критика. И то — от желающих помочь
«начальной школе — детскому саду» в деле
воспитания. Потому что видели: администрация
комплекса изо всех сил намерена двинуть его по
пути «передового» развития. Да и педагоги тут
скучать не любят. Вечно что-то придумывают. В
общем, люди живые, интересные. А от
попечительского совета, говорят, придут
дополнительные деньги.
Попечительский совет, и правда, был задуман для
того, чтобы решить проблемы дополнительного
финансирования. Интересные идеи для воплощения в
жизнь требуют денег. Среди родителей были такие,
кто мог бы школе помочь. Но хотелось, чтобы
поступление родительских средств в фонд
учреждения было законодательно оформлено.
Попечительский совет должен был стать
организацией, которая могла бы защитить интересы
детей и педагогов.
На родительских собраниях педагоги обратились к
родителям с предложением о создании
попечительского совета. В основном туда вошли
председатели классных и групповых родительских
комитетов — люди активные, зарекомендовавшие
себя участием в школьных делах. Составили
протокол учредительного заседания, вместе
разработали Устав. Активисты из родителей
собрали всю возможную информацию о существующих
попечительских советах. Среди них оказались и
такие, которые сумели помочь администрации с
юридической стороной вопроса — в частности, с
оформлением документов и их регистрацией.
А потом — завертелось, заработало.
Попечительский совет, вначале состоявший только
из родителей, приобрел «почетных членов» на
стороне — состоятельных людей, заинтересованных
в развитии образования и готовых финансировать
некоторые образовательные проекты. Найти таких
людей да еще и побудить их давать деньги — целое
искусство. И в этом поиске активные родители
сыграли не последнюю роль. Так что кое-какие
денежки в школе появились. Но расходование их
осуществляется в точном соответствии с
внутренними законами. Ни директор, ни психолог,
ни педагог-новатор этими финансами по
собственной воле распоряжаться не могут. Деньги
— в руках попечительского совета. Точнее, в его
казне. В конце каждого учебного года члены
администрации комплекса составляют сметы
расходов. Этих смет всегда несколько: каждый
защищает свои идеи, свои планы. Попечительский
совет рассматривает сметы, а потом решает: что
утвердить, а что не утвердить, — исходя из
потребностей, заявленных педагогами, и из своих
возможностей. Совпадают они, к сожалению, не
всегда. («Почетные члены» пока еще не очень часто
встречаются под российским небом.) Из того, что
имеется, формируется дополнительный бюджет
учреждения на следующий год. А как деньги
тратятся, должно быть ясно всем и каждому. Любой
родитель имеет право спросить, на что были
использованы его добровольные взносы. И
попечительский совет в обязательном порядке
готовит финансовые отчеты для родителей по
принципу «прозрачной бухгалтерии».
В результате у всех, имеющих отношение к школе —
детскому саду, стало формироваться
представление о совете как об открытом органе,
связующем педагогов и родителей и позволяющем
влиять на образовательный процесс и на
благополучие детей.
Это уже немало. Но кроме этого, попечительский
совет оказался мощным рычагом организации
родителей в самых разных делах — от подготовки
праздников до озеленения участков. Если
попечительский совет убеждается в необходимости
какой-нибудь акции или какого-нибудь
долгосрочного дела, он сам и ищет пути их
реализации. А когда один родитель обращается к
другому родителю с просьбами или предложениями,
это существенно отличается от ситуации, в
которой к сознательности родителей взывает
педагог.
О том, что участие в действенных
общественных организациях изменяет сознание
людей, было известно еще социалистам
девятнадцатого века. Попечительский совет — не
исключение.
Педагоги сто восьмой школы-сада это тоже на себе
почувствовали: они стали мыслить шире, и их
педагогические планы вышли за пределы школьных
стен. Иными словами, если попечительский совет
может влиять на жизнь школы, участники
педагогического процесса хотят влиять на жизнь
общества.
«Солнечный круг» над солдатской
кроватью
В Бурятии проводилась акция помощи
солдатам в Чечне. Муж уже упоминавшейся Любови
Дмитриевны некоторое время служил на Кавказе,
поэтому она отнеслась к происходящему очень
лично: не могла допустить, чтобы школа осталась
от этой акции в стороне. Но выступила она с
инициативой не как частное лицо, а от имени
попечительского совета. От важной для жизни
школы организации.
Инициативу поддержали и принялись собирать
посылку.
Дети рисовали рисунки и делали поделки. Мамы
заготавливали сладости и вязали носки. И это были
не простые носки и рисунки: столько вложено в них
было души и трепетности! Просто удивительно, как
дети чувствовали особенность ситуации. Но как-то
пришел в класс Сережа Карелин и говорит: «Мой
папа сказал — ерунда все это! Солдату нужны не
картинки и не леденцы, а сигареты. Надо послать в
Чечню сигареты». Дети, особенно маленькие,
забеспокоились: курить-то вроде вредно? Но на
войне многие курят. Некоторые без этого никак не
могут. Поэтому решили, что если кто-то хочет,
может принести сигареты. Их тоже упакуют. Так что
каждый вложил в посылку то, что счел нужным.
Решили воспользоваться не почтовыми услугами, а
оказией: так наверняка будешь знать, что
посланное достигнет адресата. Благодаря все той
же Любови Дмитриевне удалось достать точный
адрес расположенной в Чечне воинской части.
Посылку отправили. А через некоторое время из
Чечни пришел ответ. Письма от солдат. Они
благодарили детей за рисунки и поделки. Писали,
что вместе с рисунками к ним попал кусочек мирной
жизни. Детством повеяло. А одна медсестра,
недавно вернувшаяся из Чечни, пришла в школу
рассказать, что видела над кроватью солдата
рисунок первоклассника Миши. Рисунок был сделан
больше года назад. Как же надо им дорожить, чтобы
столько времени не снимать со стены!
Солдатские письма теперь хранятся в школьном
музее. А посылка в Чечню стала для коллектива
школы обязательным ежегодным делом. Пока война
не кончится.
Мы с тобой одной крови
В Улан-Удэ есть интернат для
глухонемых детей. Говорят, глухонемые считают
себя принадлежащими особой субкультуре — со
своим языком, со своими традициями. Но происходит
это не от хорошей жизни: просто такие люди с
детства вытеснены на обочину жизни и лишены
общения с нормально говорящими сверстниками.
Сделать таких детей своими друзьями и решили в
школе № 108.
Лучший способ завести друзей — пригласить их в
гости. Гостевой визит организовали — конечно, с
помощью попечительского совета. Интернатские
приехали. Самых разных возрастов — от дошколят
до подростков. Взрослые — люди нервные. Они
больше переживали, чем общались. Кое-кто даже
всплакнул. А вот дети — те без комплексов. Видят
— другие дети, значит, можно общаться. Все
маленькие на празднике танцевали, играли, с
удовольствием пили чай. И, как выяснилось, как-то
понимали друг друга. Многие «говорящие», недолго
думая, выучили пару слов на языке глухонемых.
Хватило бы сил да доброй воли, и можно было бы
создать прецедент социальной интеграции.
Но коллективу это оказалось еще не под силу.
Постарались сделать взаимные гостевые визиты
регулярными, но уж слишком редко они случаются.
Все-таки это накладно и организационно непросто.
Порой мешают жить карантины. Их победить даже
попечительский совет пока не в силах. А там — кто
знает: за общественными организациями будущее.
Детский сад — дом Здоровья
Вообще-то попечительский совет,
помогая школе в реализации планов, не
вмешивается в образовательный процесс. Это — в
компетенции профессионалов. Правда, активизация
общественной жизни привела к тому, что родители
стали больше интересоваться программами и
технологиями, использующимися в обучении. Чтобы
удовлетворить этот интерес, пришлось даже
организовать родительскую школу. Здесь для
родителей, кроме лекций и бесед с учителями,
организуются уроки погружения: если хочешь,
можно оказаться в «шкурке» ребенка и освоить
некоторые учебные умения по тем методикам, с
помощью которых учат детей. Это очень полезно: и
педагога будешь лучше понимать, и дома сумеешь
что-нибудь объяснить своему сыну или дочке.
Но иногда родители выступают и с «продуктивными»
инициативами. Их, например, очень заботят
проблемы здоровья — и детского, и своего
собственного. Как-то попечительский совет
выступил с собственным проектом под названием
«Здоровый образ жизни». Согласно проекту, по
вечерам в музыкальном зале детского сада для
педагогов, родителей и жителей микрорайона
должны проводиться занятия по шейпингу. Педагоги
могут посещать занятия бесплатно. Все остальные
вносят некоторую денежную сумму, из которой
складывалась зарплата приглашенного тренера.
Сумма небольшая, потому что зал предоставляется
бесплатно — на клубных основаниях. Проект
понравился, и занятия были организованы. С 1997
года женщины микрорайона приходят в детский сад
укреплять здоровье. Но попечительский совет
решил этим не ограничиваться и развивать свой
проект. На новом этапе предусматривается
приобретение тренажеров. Тренажеры могли бы
заинтересовать пап. Да и детям на переменке
хорошо размяться. Правда, денег на эту затею пока
не достали (это дорогое удовольствие), но надежды
не теряют.
Есть и более дешевые варианты укрепления
здоровья. Одна мама обратилась в попечительский
совет с информацией-вопросом: она видела по
телевизору сюжет о том, что в мурманских детских
садах проводят закаливание детей, выдавая им
каждый день по 50 г мороженого. Почему бы и не
попробовать этот сладкий способ закалки? Не так
дорого, как тренажеры, но не менее интересно. По
крайней мере вкусно.
Родительские университеты
Из опыта работы детского сада «Сказка»
г. Улан-Удэ
Олег Андрухов — председатель
попечительского совета детского сада «Сказка».
Садик принадлежит Министерству обороны и
обслуживает семьи военного городка на окраине
Улан-Удэ. Олег Иванович выглядит, прямо скажем,
молодо. Но на заседании попечительского совета
выяснилось, что он, несмотря на свой возраст,
самый «старый» его член. Ответственный и
надежный. А если честно, единственный, кто не
отказался от этого почетного, но хлопотного дела.
Все остальные проголосовали «против себя».
Андрухов считает, что помогать детскому саду,
куда ходят твои дети, — дело важное и достойное.
Судя по всему, организовывать работу
попечительского совета ему нравится. Может,
потому, что, закончив в Москве Военный
университет, получил профессию культуролога и
организатора культурно-методических
представлений. Поражает его осведомленность в
делах детского сада. Да и многих детей он
называет по именам. Сразу видно: этот человек
здесь не гость. Хозяином его тоже не назовешь: эти
функции он с рыцарской галантностью и
подчеркнутой вежливостью оставляет заведующей
Галине Хальчицкой.
Одно слово — попечитель, «радетель».
Правда, попечительский совет «Сказки» богатыми
денежными фондами похвастаться не может. Офицеры
и контрактники — люди не особенно богатые.
Техника и собственные рабочие руки — главный
источник помощи. Иногда выпадает возможность
помочь детскому саду материалами.
Но главная задача попечительского совета,
считает заведующая детским садом Галина
Григорьевна, — сблизить детей и родителей. Это же
какой-то бич современности: родители живут сами
по себе, а дети — сами по себе! Чтобы восполнить
дефицит общения, в детском саду с помощью
попечительского совета разрабатываются
различные формы знакомства родителей с жизнью
детей, организуются формы совместной
деятельности.
Передвижные выставки
Выставки детских работ — явление для
жизни любого детского сада обычное. Было бы
странно обнаружить их отсутствие. Это было бы
тревожным сигналом: что-то здесь не так! Выставки
различаются способом оформления и задачами. В
одном детском саду родители вынуждены
сравнивать работы своих детей с другими. В другом
— просто радоваться на своего малыша. В третьем
поощряется совместное семейное творчество, на
выставках много коллективных произведений.
В «Сказке» выставки сделаны по принципу
передвижек. Детские работы и фотографии из жизни
садика укрепляются на легких складных ширмочках
— так, чтобы их можно было выставлять в войсковых
частях и перевозить из одной части в другую.
Пусть папа-военный получит лишнюю возможность
взглянуть на своего малыша — да еще в такой
обстановке, где никогда его не видел (или видит
очень редко). Детская работа на выставке — тоже
не пустяк: оказывается, сынок (или дочка) чему-то
хорошему научился! Тому, о чем папа и не
подозревал.
Выездные концерты
Праздники проводятся во всех детских
садах. Это одна из самых распространенных форм
педагогического отчета перед родителями.
Но в «Сказке» считают, что важно не только
приглашать родителей в детский сад, но и выезжать
с концертами в воинские части.
Папы — не частые гости в детских садах. Причин
тому множество: и действительная занятость на
работе; и представление о том, что воспитание —
дело женское; и нежелание тратить время на пустые
забавы — лучше провести досуг в крепкой мужской
компании. В результате папы имеют весьма
расплывчатые представления о собственных детях,
об их проблемах и
победах. Это успеху педагогики никак не
способствует.
Но если детский сад приезжает с концертом в
воинскую часть, тут уж волей-неволей приходится
приобщаться к искусству воспитания да еще и
самым приятным образом — в форме показательного
выступления. Такой концерт папы смотрят не
только вместе с другими родителями — вместе с
сослуживцами. Малыш рассказал смешное
стихотворение, сослуживцы смеются, аплодируют —
папа радуется и гордится. Его эмоции вызваны не
только успехами ребенка, но и социальным
признанием коллег. Дочка одного офицера танцует
лирический танец с сыночком другого офицера —
вот тебе и разделенное переживание, тема для
воспоминаний и повод для шуток.
А вообще-то такой концерт — своеобразная
визитная карточка садика: «Вы видите, как мы
стараемся сделать содержательной жизнь ваших
детей? Так помогите же нам в этом!»
Мини-уроки для родителей
Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать. Народная мудрость, ставшая
банальностью, но актуальности от этого не
потерявшая. Можно много раз рассказывать
родителям на собраниях, чем и как педагоги
занимаются с детьми. Но знаний у мам и пап от
этого не прибавится. Им, как маленьким детям,
нужна картинка, образ, через который они могли бы
приобщиться к педагогической работе детского
сада. С этой целью в «Сказке» организуются
мини-занятия. Проводятся они во второй половине
дня — примерно в то время, когда родители
приходят забирать своих детей. Мини-занятие в два
раза короче, чем занятие обычное, полноценное.
Это яркий фрагмент, по которому при желании можно
достроить целостную картину. Участвуют в
мини-занятии не все дети, а небольшая группа,
сформированная педагогом или психологом. Дети
микрогруппы подбираются в соответствии с
задачами «воспитания родителей». Родители могут
не только наблюдать занятие, но и принять в нем
активное участие: пристроиться рядом с ребенком
и включиться в работу. Практика, однако,
показывает, что подобным образом «рискуют»
родители малышей. Мамы и папы детей
подготовительных групп обычно стесняются: не
всегда им под силу справиться с заданием, которое
со знанием дела выполняет их ребенок.
Мини-занятия может проводить и психолог. Тогда
они больше напоминают психологический ликбез.
Психолог не просто демонстрирует методы работы с
детьми, например, проведение рисуночного теста
на тему «Семья», но и обучает родителей основам
интерпретации рисунков. Олег Андрухов уверяет,
что это интересно и полезно. Он сам занимается в
«родительской школе» уже несколько лет — с того
момента, как старшая дочка в возрасте трех лет
переступила порог детского сада. Поэтому для
него не составляет труда устроить выездной
концерт для бабушек и дедушек и проанализировать
детские рисунки: психологический контроль —
дело хорошее, но самоконтроля не отменяет!
Папины уроки
Папы, как уже говорилось, — не частые гости
в детском саду. Это ситуация общая для всех
детских садов. И для всех печальная — что они не
понимают, эти папы, свою роль в воспитании. А
педагоги понимают. Поэтому и думают: как
«заманить» пап в детский сад, как сделать их
важными фигурами педагогического процесса? В
«Сказке» решили: надо опираться на принцип
мужской активности. В характере мужчин быть
деятельными. Возможно, они не приходят, потому
что не любят быть пассивными наблюдателями. Так
создадим им возможности для проявления активной
инициативы!
В результате появился проект «Папины уроки».
Судить о его эффективности еще рано, но задумки
интересные. Один папа взял на себя функции
шахматного тренера. Другой собирается заняться с
детьми сборкой электроцепей. Третий намерен
организовать кружок по столярному делу — будет
делать с детьми кормушку.
Многие дети из семей военных уже сейчас нацелены
продолжать семейную традицию. Им интересно
побольше узнать о военных профессиях. Кто
расскажет об этом лучше, чем сами военные?
Эта часть проекта уже давно реализуется.
Олег Иванович как наиболее активный член
родительской общественности часто приходит
заниматься с детьми. В его же функции входит
организовывать и других офицеров для таких
занятий. Им, правда, не всегда просто
переключаться с солдат на детей. Дети же,
растущие в семьях военных, порой задают хитрые
вопросы. К примеру, им хочется знать, что такое
радиоэлектронная борьба. Воспитательнице,
пожалуй, не под силу ответить на такой вопрос. Но
и офицеру трудно подобрать слова, которые бы
сделали тему понятной маленькому ребенку. Это
своего рода педагогическое испытание —
научиться объяснять сложные вещи простым языком.
Офицеры беседуют с детьми на разные темы. В
частности, о том, что это значит — быть военным, и
даже о том, что значит — быть женой военного.
Андрухов утверждает, это важно. А то многие
девочки школьного возраста уверены: «Стану женой
военного и делать ничего не надо. Буду как сыр в
масле кататься».
Правда, активных пап, готовых включиться в
педагогическую работу детского сада, пока не
очень много. Но и они дорогого стоят. А для
остальных пока организуют специальные
родительские собрания — собрания для пап. Здесь
папам рассказывают, чем и как можно заниматься с
детьми вечерами и в свободное от работы время.
Кроме многочасового сидения перед телевизором.
Насколько такие собрания эффективны, пока судить
трудно. Время
покажет.
Попечительский совет против
родительского пьянства
Пьянство — бич российской жизни. Среди
военнослужащих этот порок, мягко скажем,
распространен. Жизнь детей он не украшает и часто
ведет к распаду семей. Детскому саду тоже не
сладко, когда родитель приходит за ребенком в
нетрезвом состоянии или сильно опаздывает,
потому что «не рассчитал» время своего грешного
досуга. На такого родителя положиться нельзя и за
помощью к нему не обратишься. Попечительский
совет «Сказки» решил с родительским пьянством
бороться. Олег Андрухов считает, что для
общественной организации эта задача вполне
посильная, а вот у педагогов методов воздействия
на пьющих родителей недостаточно.
«Есть разница: я приду к командиру батальона
жаловаться на пьющего родителя, или к нему придет
представитель попечительского совета, — говорит
Галина Григорьевна. — Попечительский совет —
это и звучит совсем по-другому, солидно».
Будем надеяться, что это действительно так. Хотя
вряд ли можно справиться с таким сложным
явлением, как пьянство, исключительно благодаря
административным взысканиям. Возможно,
попечительскому совету «Сказки» повезет или он
откроет для себя новые секреты борьбы с
алкоголизмом, характерные именно для
попечительства. Поживем — увидим.
Примечание редакции: Тексты писем
приводятся в соответствии с рукописным
оригиналом, без редактирования.
Здравствуйте,
уважаемый директор и учащиеся школы № 108!
Пишет вам солдат — «воин Бурятии», который
служит в Чечне и охраняет покой России, и в том
числе и Бурятию, где сам и живу.
Призвался я 7 декабря 1999 года и служил в гор.
Улан-Удэ, в/ч № 5506. И после подготовки в Ангарске я
16 сентября 2000 г. попал служить в Чечню. Я и мои
землячки были рады получить от вас подарок. Это
хорошо, когда солдата не забывают и помнят о нем.
Я бы хотел от всех моих земляков и, конечно, от
меня сказать большое спасибо вам всем за то, что
вы уделили маленечко внимания.
И в подарок высылаем вам фотографию, где я со
своими друзьями-земляками.
Еще раз спасибо большое.
«Воин Бурятии» — Коношенкин Алексей
Николаевич |
Здравствуйте, дорогие
земляки!
Передаю большой привет ученикам 1—3 классов 108
школы. Большое вам спасибо за рисунки, которые вы
нарисовали. И огромное вам спасибо, что вы не
забываете нас. Сегодня от вас мы получили
посылки. У меня просто нет слов! Все были очень
довольны такому вниманию. Ведь мы уже с 26 февраля
2000 г. не были на родной земле. А в роте, которой я
служу, нас 19 человек. Вечером в роте мы все 19
человек накрыли стол и посидели, поговорили,
вспомнили родные края. У нас есть и такие, у
которых младшие сестры и братья учатся в вашей
школе. Один парень даже увидел рисунок своей
сестренки. У меня просто нет слов, как он был
доволен. У него даже были слезы радости на глазах.
Служба здесь проходит нормально, служить можно.
Не можно, а нужно. Уволюсь, обязательно заеду к
вам в школу.
17.02.01 |
|