МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ
СОЦИОЛОГИИ
Отчет о результатах социологического
исследования, посвященного изучению мнения
населения России о введении Дня дошкольного
работника
«Уважаемая редакция!
Передайте, пожалуйста, Деду Морозу,
что, кроме идей, у нас есть одна мечта: пусть он
поможет сделать так, чтобы в Новом году к
энтузиазму и творчеству наших педагогов были
проявлены внимание и забота тех, от кого мы
зависим. Нам очень хочется, чтобы статус
педагога-дошкольника в обществе соответствовал
его роли, чтобы педагоги почувствовали себя
уважаемыми, успешными, а значит — счастливыми!»
Из письма педагогов детского сада № 32
«Аленький цветочек» г. Мончегорска
Уважаемые коллеги!
С момента своего выхода в свет газета
«Дошкольное образование» поднимает вопрос о
социальном статусе педагогов дошкольного
образования. Мы можем сколь угодно много и часто
рассказывать друг другу о важности нашего труда
и о том, как здорово мы работаем. Но нужно, чтобы
об этом заговорили другие — «большая» пресса,
радио, телевидение. Чтобы вопросы дошкольного
образования вдруг стали занимать широкую
общественность, общество должно достигнуть
очень высокого уровня развития. (Это, кстати,
хороший тест для измерения общественной
культуры!) До этого нам еще долго. Что мы можем
сделать сегодня? Добиться трибуны, с которой
смогли бы говорить о своих проблемах и победах.
Такой трибуной мог бы стать для дошкольников
свой профессиональный праздник. Нас пытаются
уверить, что праздник у нас есть — День учителя.
Но в День учителя воспитателей часто забывают
даже поздравить, а если поздравляют, то заодно,
через запятую и в последнюю очередь. Посмотрите,
как ценят себя военные: кроме Дня защитника
Отечества, у них есть и День пограничника, и День
милиции, и День Военно-Морского Флота, и День
войск ПВО страны!
Мы понимаем, что любой новый праздник в календаре
к чему-то обязывает власти и отраслевые
профсоюзы. Ни те, ни другие не торопятся брать на
себя лишние хлопоты.
Но мы должны добиться своего праздника.
Первый шаг сделало «Дошкольное образование». В
течение двух лет совместно с Московским
колледжем социологии в различных регионах
России мы проводили социологический опрос, нужен
ли праздник День дошкольного работника. С
результатами этого исследования мы вас сегодня
знакомим.
Эти исследования мы также направили в
Министерство образования Татьяне Ивановне
Оверчук и в наш отраслевой профсоюз Борису
Владимировичу Лившицу.
Теперь дело за вами. Присылайте в редакцию письма
с пометкой «для
Т.И. Оверчук» с просьбой ввести в календарь ваш
собственный профессиональный праздник.
Мы надеемся, что вы не останетесь в стороне и
поможете нам отстоять ваши права.
Редакция
«День дошкольного работника» — не
фантазия на тему. Эта идея давно витает в воздухе.
В этом году петербургская газета «Детский сад со
всех сторон» объявила и провела День воспитателя
для дошкольников Петербурга. День праздника был
приурочен к дате открытия первого российского
детского сада. Он появился как раз в Петербурге.
А мы знакомим вас с тем, как еще некоторое время
назад отмечался День дошкольного работника в
Улан-Удэ.
«…С середины 70-х годов в течение
целого десятилетия по инициативе инспектора
тогдашнего гороно Людмилы Корниловой (ныне
Табуновой) и при поддержке председателя
горсовета Вячеслава Подлесного в нашем городе
отмечался День дошкольного работника.
Праздновался он в конце октября.
Накануне праздника в городской типографии
печатались красивые пригласительные билеты на
торжественный вечер, которые вручались
заведующим и воспитателям. Чествование
педагогов проходило в самом красивом и достойном
здании Улан-Удэ — в Государственном Русском
драматическом театре. Здесь звучали слова
благодарности всем, кто трудится в области
дошкольного образования, — воспитателям,
специалистам, техническому персоналу. Лучших
педагогических работников награждали грамотами
и ценными подарками. В честь педагогов детских
садов устраивался концерт, на котором выступали
известные городские артисты. Весь город знал, что
в этот день чествуют тех, кто работает в детском
саду. Воспитатели в этот день могли бесплатно
пользоваться общественным транспортом, и даже
парикмахеры обслуживали дошкольников без
очереди и без денег.
Педагоги-стажеры до сих пор хранят об этом
празднике светлые воспоминания. Как бы мы хотели,
чтобы эта традиция возродилась!»
Н.А. Утенкова, Е.А. Боенкина, Т.А.
Згуржак,
педагоги начальной школы — детского сада № 92
«Медвежонок»,
г. Улан-Удэ
В 2002 году редакцией газеты
«Дошкольное образование» совместно с Московским
колледжем социологии было проведено
социологическое исследование, направленное на
изучение мнения россиян о введении Дня
дошкольного работника. Опрос проводился в
Челябинской области, Белгороде, Воркуте,
Магадане, Республике Марий Эл, Москве, Мурманской
области, Электростали, Якутии и Ярославле. Всего
было опрошено 2431 человек. В том числе было
опрошено 18,7% мужчин и 81,3% женщин; респондентов в
возрасте от 18 до 24 лет — 9,4%; в возрасте от 25 до 34
лет — 38,3%; в возрасте от 35 до 44 лет — 30,2%; в
возрасте от 45 до 54 лет — 15,8%; в возрасте 55 лет и
старше — 6,3%. Среди опрошенных было 19,9%
воспитателей и 80,1% жителей России различных
профессий1 . Результаты
опроса даны в представленном ниже линейном
распределении.
ЛИНЕЙНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ОПРОСА2
1. Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас
дети школьного/дошкольного возраста?3
2. Есть ли у Вас внуки
школьного/дошкольного возраста?
4
3. Как Вам кажется,
существует ли принципиальная разница между
профессиями воспитателя и учителя?5
4. Если да, то в чем она состоит?
6
5. Как Вы думаете, «первым учителем
ребенка» является воспитатель детского сада или
учитель начальной школы?7
6. Считаете ли Вы необходимым
появление такого праздника, как День дошкольного
работника?8
7. Ваш пол?
8. Ваш возраст?
9. Ваше социальное положение,
область профессиональной деятельности9:
Примечание: среди всех опрошенных
воспитателей 81,6% считают необходимым появление
такого праздника, как День дошкольного
работника; 12,3% опрошенных воспитателей ответили
отрицательно на соответствующий вопрос; 4%
респондентов затруднились дать какой-либо
конкретный ответ на данный вопрос; 2,1% опрошенных
воспитателей не дали ответа на соответствующий
вопрос. Распределение ответов на вопрос о
необходимости введения Дня дошкольного
работника у оставшейся части опрошенного
населения выглядит следующим образом: 66,7%
опрошенных ответили положительно на данный
вопрос; 15,1% респондентов дали отрицательный
ответ; 15,7% затруднились дать какой-либо ответ на
этот вопрос и 2,6% респондентов не ответили на
данный вопрос вообще.
Распределение ответов на вопрос о
необходимости введения Дня дошкольного
работника среди групп респондентов,
различающихся по полу и возрасту, представлено в
следующих таблицах10 :
1 За 100% берется
общее число респондентов, указавших свой статус.
1,1% респондентов не указали своего статуса.
2 Данные
представлены в процентах.
3 За 100 процентов
берется число респондентов, давших ответ на
вопрос. 1% респондентов не дали ответа на данный
вопрос.
4 За 100 процентов
берется число респондентов, давших ответ на
вопрос. 2,5% респондентов не дали ответа на данный
вопрос.
5 За 100%
принимается общее число ответивших на данный
вопрос. 0,7% респондентов не дали ответа на этот
вопрос.
6 Сумма процентов больше
100, так как количество ответов на данный вопрос
ограничено не было. За 100 процентов принимается
общее количество анкет, в которых содержался
ответ на данный вопрос.
7 На данный
вопрос отвечали только те респонденты, которые
имеют детей. За 100 процентов принимается общее
число ответивших на данный вопрос родителей. 1,1%
опрошенных родителей не ответили на этот вопрос.
8 За 100 процентов берется
число респондентов, давших ответ на вопрос. 2,8%
респондентов не дали ответа на данный вопрос.
9 За 100% берется
общее количество респондентов, указавших свое
социальное положение. 1,1% респондентов не указали
свое социальное положение.
10 За 100 процентов
принимается: в первой таблице — общее количество
мужчин, давших ответ на вопрос, и отдельно общее
количество женщин, давших ответ на вопрос; во
второй таблице — количество респондентов,
принадлежащих какой-либо возрастной группе и
давших ответ на вопрос.
|