Я придумал
календарь:
первый месяц — не январь!
Художественную мастерскую начальной
школы — детского сада № 92 «Медвежонок» (г.
Улан-Удэ) украшает огромный календарь,
изображающий ход времени по «звериному циклу».
Каждый «зверь» представлен в нем маской из
папье-маше. Маски самые настоящие: при желании их
можно снять со стены и использовать в спектакле
или на занятии. В восточном календаре деление
года на месяцы отражает двенадцатилетнюю
структуру времени. Так что зверь
покровительствует не только определенному году,
но и одному из месяцев в годовом цикле.
Восточный календарь, представленный в
таком виде, может подсказать творческому
педагогу самые разные идеи. И совсем
необязательно, чтобы он был страстным
«поклонником» востока. Ведь круг —
универсальный символ времени в любой
традиционной культуре. Стрелка времени, к
примеру, может перемещаться от одного важного
праздника к другому, представленному образами
или картинками.
А можно поиграть с детьми в создание
календаря. Предложите им представить, что они
попали в волшебную страну, где не существует
названия месяцев. Правитель страны призывает к
себе мудрых советников (детей) и просит их о
помощи: нужно дать месяцам имена и нарисовать
календарь для жителей страны.
Какие варианты предложат дети?
Возможно, они пойдут тем же путем, что и
древние славяне: надо вспомнить наиболее
характерные особенности каждого месяца, а потом
«переплавить» их в название. Месяцы русского
календаря так поначалу и назывались: «лютень»,
«травень». Почему бы в фантастическом календаре
не появиться «грибню» или «листопадню»?
А может, дети решат придумать
специальный детский календарь. Тогда названия
месяцев будут образовываться от игр и игрушек, в
которые дети любят играть в разные времена года.
И на годовом круге появятся соответствующие
сюжетные картинки.
Можно придумать годовой цикл, опираясь
на русские народные сказки (или на сказки другого
народа).
А можно даже представить в таком виде
тематическое планирование для взрослых. Почему
бы и нет? Ведь главное — придумывать!
|