Сестра да брат друг за друга стоят
Саяну всего два года. Но он уже
приобщился к коллективной жизни. Да не
какой-нибудь там ясельной, а «настоящей»,
детсадовской.
Правда, ходит Саян не в обычную группу,
а в «семейную», или, как ее еще иногда называют, в
«группу родственных отношений». Вновь прибывшие
малыши обнаруживают здесь своих братьев и сестер
— кровных, сводных, двоюродных — тех, что
постарше. Иногда среди разновозрастного народа
группы встречаются «дяди» и «племянники».
Саян никогда не плачет по пустякам, во
всем подражает старшим и слушается воспитателя.
Постороннего наблюдателя поражает его
«включенность» во все групповые дела, обычно не
свойственная детям его возраста. Казалось бы: ну
что может понять двухлетний ребенок в играх
пятилеток, в их песнях и инсценировках? Будем
рассуждать в категориях «здравого смысла»,
ошибемся. Саян воспринимает происходящее не
головой, а всем собой. Своей устремленностью в
будущее.
Случаются, конечно, досадные проколы.
На осеннем празднике дети играли в игру, где
требовалось среди разложенных на полу картонных
грибов отыскать съедобные. В общих чертах Саян
задачу ухватил: поднять гриб с пола и положить в
корзинку к старшему. Только вот приглянулись ему
мухоморы. Попытался засунуть свой красивый гриб
одному «грибнику», от «подарочка» строго
отказались. Повторил попытку — гриб из корзинки
выкинули. Саян — человек терпеливый. Он в третий
раз схватил свой мухомор и пустился вдогонку за
ускользающей корзинкой. Тут уж грибники стали
обижаться: «Не надо, Саян! Убери этот гриб. Он
плохой!»
Ведь состязание идет, а тут тебе
мухоморы подсовывают!
Но старшие в «семейной группе»
привыкли сдерживать раздражение и учитывать
присутствие малышей. Даже если те не слишком
точно улавливают смысл игры. Сами такими были. А
на ошибках, как известно, учатся! И учатся
успешно.
По сравнению со своими сверстниками из
других групп малыши разновозрастной группы
развиваются очень хорошо. А такой проблемы, как
адаптация к садику, для них вообще не существует.
Старшие тоже не в убытке. Они оказываются гораздо
более зрелыми в социальном плане, чем их
ровесники. И у них как-то очень правильно
формируются лидерские качества: лидерам
«семейной группы» не свойственны грубость или
самодовольство.
Но дело не только в разных возрастах
детей группы. Братья и сестры, «дяди» и «тети»
переносят в детский сад частичку семейного
тепла. Они нуждаются друг в друге и заботятся
друг о друге. А без родных скучают — как бы хорошо
вокруг не было!
Вот Леночка ходила в группу вместе с
двоюродными братом и сестрой. А они взяли и
выросли: пришлось им в школу пойти. Как же Леночка
грустила! И вдруг узнала потрясающую новость:
мама должна родить братика или сестренку. Она
всем тут же про это рассказала. И в первую очередь
— своей дорогой воспитательнице, Валентине
Поликарповне. Ведь это же радость какая: родится
у Леночки братик, и она будет вместе с ним в
группу ходить!
Но сестренка (родилась сестренка)
оказалась «не настоящей». Какая-то крошечная
«лялечка», которая даже ходить не умеет! А
принести ее в детский сад мама не разрешает. Так
что надежды Леночки на восстановление
родственных отношений в группе не оправдались.
Пока не оправдались. Саян-то пошел в садик в
возрасте полутора лет. Так что до школы Леночка
еще успеет помочь своей сестричке «встроиться» в
коллективную жизнь.
По материалам беседы с Баирмой
ДОРЖИЕВОЙ, заведующей д/c «Подснежник», г.
Улан-Удэ.
Воспитатель «семейной» группы — Валентина
Лобазерова
|