Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2004

ДЕТСКИЙ САД КАК ДОМ

 

Сестра да брат друг за друга стоят

Саяну всего два года. Но он уже приобщился к коллективной жизни. Да не какой-нибудь там ясельной, а «настоящей», детсадовской.

Правда, ходит Саян не в обычную группу, а в «семейную», или, как ее еще иногда называют, в «группу родственных отношений». Вновь прибывшие малыши обнаруживают здесь своих братьев и сестер — кровных, сводных, двоюродных — тех, что постарше. Иногда среди разновозрастного народа группы встречаются «дяди» и «племянники».

Саян никогда не плачет по пустякам, во всем подражает старшим и слушается воспитателя. Постороннего наблюдателя поражает его «включенность» во все групповые дела, обычно не свойственная детям его возраста. Казалось бы: ну что может понять двухлетний ребенок в играх пятилеток, в их песнях и инсценировках? Будем рассуждать в категориях «здравого смысла», ошибемся. Саян воспринимает происходящее не головой, а всем собой. Своей устремленностью в будущее.

Случаются, конечно, досадные проколы. На осеннем празднике дети играли в игру, где требовалось среди разложенных на полу картонных грибов отыскать съедобные. В общих чертах Саян задачу ухватил: поднять гриб с пола и положить в корзинку к старшему. Только вот приглянулись ему мухоморы. Попытался засунуть свой красивый гриб одному «грибнику», от «подарочка» строго отказались. Повторил попытку — гриб из корзинки выкинули. Саян — человек терпеливый. Он в третий раз схватил свой мухомор и пустился вдогонку за ускользающей корзинкой. Тут уж грибники стали обижаться: «Не надо, Саян! Убери этот гриб. Он плохой!»

Ведь состязание идет, а тут тебе мухоморы подсовывают!

Но старшие в «семейной группе» привыкли сдерживать раздражение и учитывать присутствие малышей. Даже если те не слишком точно улавливают смысл игры. Сами такими были. А на ошибках, как известно, учатся! И учатся успешно.

По сравнению со своими сверстниками из других групп малыши разновозрастной группы развиваются очень хорошо. А такой проблемы, как адаптация к садику, для них вообще не существует. Старшие тоже не в убытке. Они оказываются гораздо более зрелыми в социальном плане, чем их ровесники. И у них как-то очень правильно формируются лидерские качества: лидерам «семейной группы» не свойственны грубость или самодовольство.

Но дело не только в разных возрастах детей группы. Братья и сестры, «дяди» и «тети» переносят в детский сад частичку семейного тепла. Они нуждаются друг в друге и заботятся друг о друге. А без родных скучают — как бы хорошо вокруг не было!

Вот Леночка ходила в группу вместе с двоюродными братом и сестрой. А они взяли и выросли: пришлось им в школу пойти. Как же Леночка грустила! И вдруг узнала потрясающую новость: мама должна родить братика или сестренку. Она всем тут же про это рассказала. И в первую очередь — своей дорогой воспитательнице, Валентине Поликарповне. Ведь это же радость какая: родится у Леночки братик, и она будет вместе с ним в группу ходить!

Но сестренка (родилась сестренка) оказалась «не настоящей». Какая-то крошечная «лялечка», которая даже ходить не умеет! А принести ее в детский сад мама не разрешает. Так что надежды Леночки на восстановление родственных отношений в группе не оправдались. Пока не оправдались. Саян-то пошел в садик в возрасте полутора лет. Так что до школы Леночка еще успеет помочь своей сестричке «встроиться» в коллективную жизнь.

По материалам беседы с Баирмой ДОРЖИЕВОЙ, заведующей д/c «Подснежник», г. Улан-Удэ.
Воспитатель «семейной» группы —  Валентина Лобазерова

 

Рейтинг@Mail.ru