Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2004

ДЕТСКИЙ МИР

Дети на подиуме

Еще двадцать лет назад в качестве страшилки о «загнивающем» Западе нам рассказывали: «Там и фильм-то по телевизору нормально посмотреть нельзя. Каждые пятнадцать минут он рекламой прерывается! Вы представляете — рекламой!» Мы не представляли. Какая реклама может быть в условиях дефицита товаров?
Зато сейчас… Сейчас мы уже не можем помыслить себе жизни без рекламных заставок. Мы смотрим их с таким же интересом, как сериалы и боевики. Более того, мы им верим. Верим, что благодаря зубной пасте у нас в сорок или даже в пятьдесят лет вырастут новые зубы. Что от десятка шариков под названием «витамины» любая лысина покроется бурной растительностью. Что, надев чулки запредельной стоимости, мы получим в придачу стройные ноги до подбородка. И еще тому, что, снявшись в рекламном ролике или пройдя по подиуму, наши дети сразу окажутся на дороге к «Оскару». На худой конец — на дороге в ГИТИС. Главное — заплатить. Деньги, конечно, требуются немалые. Прямо скажем, очень большие деньги. Но чем не пожертвуешь ради гарантированного светлого будущего малыша? Такого же сияющего, такого же лучезарного, безгрешного и безмятежного, как жизнь рекламных персонажей.
Но широкая дорога у края подиума может окончиться тупиком.
Почему? Об этом наш специальный корреспондент беседует с Зинаидой НОВЛЯНСКОЙ, кандидатом психологических наук, сотрудником Психологического института РАО.

— Зинаида Николаевна! Как вы относитесь к страстному желанию некоторых родителей видеть своего ребенка на подиуме в качестве модели, «актера» театра моды, как сейчас это принято называть?

— Я к этому плохо отношусь. Но мне кажется, что проблему надо ставить шире — как проблему ребенка в профессиональном искусстве. Дети-модели — одна из граней этой проблемы. Правда, самая уродливая.

— Вы имеете в виду детей, снимающихся в кино, играющих в спектаклях, выступающих в цирке, в спортивных соревнованиях…

— Я говорю о любых формах ранней специализации. Сегодня огромное количество детей «работает» в профессиональном искусстве и в смежных с ним областях. Среди них есть совсем маленькие — дошкольники.

— Это веяние времени. Широкой публике нравятся детские лица. Особенно в одном ряду со зверюшками. Считается, что это трогательно. Хотя частенько выглядит пошловато.

— Мы не будем сейчас останавливаться на обсуждении итогового продукта. Пусть даже благодаря участию детей он получается качественным. Но за это качество (как и за его отсутствие) платится огромная цена. Для маленького ребенка необычайно вредны взрослые формы публичности. Ведь по всем психологическим «меркам» ребенок до семи лет не обладает произвольностью. То есть у него еще не сформированы механизмы волевого поведения. Он непосредственен в своих реакциях. Его внимание удерживается только благодаря заинтересованности. Если малыш потерял интерес к какой-то деятельности, занятие с ним необходимо прекратить. Оно только вредит ему: происходит перегрузка нервной системы.
Произвольность рассматривается психологами в качестве главного показателя готовности к обучению в школе. Ребеночек дошкольного возраста даже к «работе» школьником еще не готов. Поэтому он ходит в детский сад, и ведущим видом деятельности для него является игра. А тут вдруг от него требуют участия в абсолютно взрослых видах деятельности! С точки зрения его психического устройства это просто невозможно.

— Но ведь продукт налицо: фильм, ролик, показ моделей…

— А в цирке медведи катаются на коньках, и обезьянки бьют в барабаны. Дрессировка порой дает хорошие «результаты». Только хорошими они оказываются для всех, кроме ребенка. Конечно, и его, как обезьянку, можно научить носить юбку и хлопать в ладоши по условному сигналу. Особенно если малыш послушный. Но при этом взрослые навязывают ребенку свою произвольность, свою волю, свои желания. Посмотрите внимательно на так называемых «детей-актеров»: чаще всего они говорят и двигаются неестественно — будто вырезаны из картона. От ребенка вроде бы ждут творческого поведения, но все оно строится по чужим, взрослым шаблонам: вот здесь нужно мило присесть, здесь всплеснуть ручками, здесь состроить глазки… Управляемый манекен, да и только.
Я знаю только одно исключение из правила: это фильмы Ролана Быкова. Но Быков очень хорошо знал и чувствовал детей. Он отбирал их для работы, ориентируясь не только на внешние данные, но и на особенности характера, и соответственно характеру подбирал для них роли. Он снимал свои картины долго, стараясь подлавливать минуты непосредственного детского поведения, подобного игровому. И то это все непросто. Если же говорить о среднестатистическом ребенке и средней руки режиссере, они, как правило, совершенно не приспособлены для подобной деятельности. Эта деятельность вредна для развития детей и формирует совершенно неправильные представления о работе актера.

— А родители уверены, что чем раньше ребенок взойдет на подиум, тем с большей вероятностью сложится его артистическая карьера.

— Родители должны знать, что никакой режиссер-художник не возьмет в работу ребенка, который успел покривляться в рекламе. Режиссеры с настороженностью относятся даже ко взрослым актерам,
карьера которых начинается с рекламы зубной пасты или йогурта. Потому что задача настоящего актера диаметрально противоположна задаче рекламного «агитатора». Ведь у рекламного актера, как правило, очень примитивная творческая задача. Ее трудно принять как свою. А маленький ребенок вообще, в силу отсутствия произвольности, решает чужие творческие задачи, а не свои. Он не может разделить их с режиссером на уровне понимания или переживания. Он может только «послушаться» дядю и «сделать ручками, глазками, головкой».

— Ну, и ладно, думают родители. Зато дети станут раскованными, не будут бояться сцены, приобретут некоторые актерские навыки.

— Не приобретут. Актерские навыки связаны с умением поставить и решить творческую задачу. Если ребенок таких задач ставить еще не умеет и должен участвовать в решении чужих, ему непонятных, неадекватных возрасту задач, откуда же взяться актерским навыкам? Что касается раскованности, здесь тоже не надо заблуждаться. Ребенок раскован (или приучен публично кривляться), потому что уверен в своей очаровательности. Ведь его берут в «работу» благодаря внешним данным. Но малыш растет. Он меняется каждый год, каждые полгода. То, что сегодня казалось забавным, отвечающим требованиям публичного коммерческого рынка, завтра исчезает. К примеру, зубы начинают выпадать. Или ребенок вдруг сильно подрастет, изменятся пропорции его тела и черты лица. Он, привыкший ко всеобщему вниманию и «победам», вдруг перестает быть «милой крошкой». Перестает быть в центре внимания. Это процессы, для малыша совершенно непонятные. Взрослые сами приучили его к легким, не требующим усилий «победам»…

— К рекламным победам…

— Вот именно. И как ему смириться с их утратой? Это тяжелая психическая травма. Ребенок воспринимает подобную ситуацию как потерю любви. В том числе и родительской. Я уже не говорю о периоде пубертата. В это время дети, как правило, становятся «гадкими утятами». Если они привыкли считать себя красавцами, если они привыкли думать, что это и есть их главное достояние, до беды недалеко.

— Предположим, что мы убедили некоторых родителей не идти на поводу у рекламы и у собственного снобизма, не попадаться в силки всякого рода детских школ моделей и посулов рекламщиков. Но вот другая ситуация: вдруг выясняется, что ребенок обладает определенными способностями. Он, к примеру, очень гибкий и прыгучий. Первый же тренер, столкнувшись с таким ребенком, объявляет: «Это прирожденный гимнаст!» Или фигурист. Или балерина. Я специально делаю упор на те виды спорта или искусства, которые требуют раннего включения ребенка в тренинговую жизнь. Что делать родителям? Не противиться же судьбе? Вдруг это и есть призвание.

— Противиться, конечно, почти невозможно. Гимнастки, фигуристки, артисты балета действительно начинают свой профессиональный путь в очень раннем возрасте. Но эйфории по поводу талантов детей быть не должно. Иметь такой дар — тяжелое испытание. Нужно хорошо понимать все риски, связанные с ранней специализацией, даже если для нее есть весомые основания. Есть большая разница между маленьким гимнастом из семьи инженеров и гимнастом «династическим». Например, дети, растущие в семьях цирковых артистов, как правило, очень рано включаются в рабочую жизнь семьи. Но, в отличие от своих одаренных сверстников, они обладают преимуществом: профессионализация не отделяет их от семьи, а еще плотнее в нее вписывает. Более того, для них как бы уже уготована ниша профессиональной реализации. Причем довольно широкая. Родители знают не только праздничную, но и изнаночную сторону своей деятельности и могут подстраховать ребенка в его возможных ошибках. Ребенок из обычной семьи, не связанной профессионально со спортом или театром, гораздо более уязвим. О чем здесь важно помнить родителям? Для тренера малыш, конечно, будущий перспективный «гимнаст» или «фигурист». Но для родителей — прежде всего человек. Причем с непредсказуемой судьбой. Судьба может повернуться по-разному, и важно, чтобы перспективы сына или дочери не исчерпывались исключительно теми, что сулит тренер. Ребенок должен получить нормальное образование — это главное, о чем нельзя забывать и чем нельзя жертвовать. Должен представлять себе спектр смежных со спортом профессий, в которых можно было бы реализоваться: тренерская работа, преподавательская, журналистская, менеджерская. Более того, родители должны допускать и возможность того, что в один прекрасный момент ребенок захочет полностью изменить свою жизнь и вообще уйти из спорта (или из искусства). Это его право. Самое главное — избавить детей от необоснованных посулов, от неоправданных обещаний и самообольщения.

— Хочу задать еще один вопрос. Вы очень резко высказались против взрослых форм публичности в жизни ребенка. Но существует тенденция и в дошкольном образовании «вытягивать» детей на большую сцену. Сейчас модно устраивать различные фестивали «талантов» среди малышей. Работа детских садов, музыкальных руководителей оценивается по зрелищности концертных номеров, представленных на подобных фестивалях. Разве это чем-нибудь отличается от дрессировки малышей в рекламном бизнесе? Может, только тем, что за это не платят денег.

— Я повторю то, что сказала раньше. Если ребенок в процессе подготовки праздника, концерта или спектакля не решает собственной творческой задачи, выступление для него бессмысленно. А с точки зрения нервно-физических затрат — вредно. Поэтому я не стала бы поддерживать тенденцию «поиска талантов» среди дошкольников. Это психологически неграмотная ситуация. Если малыш действительно талантлив, ему можно сильно навредить, толкая на путь внешнего успеха. Или неуспеха. С талантами все не так просто. Их не всегда легко обнаружить, не имея профессионального инструментария. И очень легко загубить.

— Ведь мы же не станем высаживать молоденькое растение на огромную клумбу. Мы сначала будем выращивать его в тепличке — подальше от неблагоприятных условий, от сорняков и от чужих глаз.

— Я думаю, что сегодня в педагогике очень остро стоит проблема поиска детских форм публичности — таких, которые были бы адекватны психологическим запросам ребенка и его возможностям. Потому что детям, конечно же, нужны праздники и концерты. Им нужно выступать. Нужно радовать близких людей и самим радоваться. А вот как это правильно организовать — серьезный вопрос.

Беседу вела Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Рисунок Николая Воронцова

 

Рейтинг@Mail.ru