Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2004

ЛАБОРАТОРИЯ

Праздник с человеческим лицом

О некоторых формах детской публичности

Праздник — узловое событие в жизни детского сада.
В условиях традиционной садовской жизни выступления детей на праздниках являются подчас основной разменной монетой в отношениях с родителями: «Вот мы какие! Вот чему научились!» Поэтому детей начинают готовить к праздникам с того момента, как они переступают порог детского сада. Эта традиция вызывает некоторые сомнения. Во-первых, не все малыши способны выдержать прессинг публичности. Они путаются в словах, ковыряют в носу, задирают до подбородка подол платья или просто пускаются в рев. Во-вторых, даже если детки выдрессированы хорошо, подобная декламация стихов «с табуретки под елкой» похожа скорее на цирковое зрелище, чем на театральное событие. А если не очень хорошо, то даже на цирк не тянет. Скорее на обезьянник в зоопарке. Обезьянки так забавны, просвещал читателей один этолог, потому что они не люди, но на людей очень похожи. От этого все их движения и действия выглядят утрированными, пародийными.
Но ребенок — не обезьянка. Он человек. Просто маленький. Зачем же над ним потешаться? Смешным малыш становится тогда, когда его специально «драпируют» под взрослого: одевают в одежду взрослого покроя, заставляют двигаться, подражая взрослым, имитировать взрослые манеры… Рекламные заставки подобного типа пользуются популярностью у зрителей. Их эффект очень точно рассчитан. Но не предполагает уважения к ребенку.

С детьми постарше на утренниках дело обстоит еще хуже. Не все они способны удовлетворить концертным требованиям музыкального работника, не все послушны на занятиях и прилежны на репетициях. Поэтому детская группа практически сразу делится на ограниченное количество «солистов» и «массовку». В солисты попадают три-четыре старательные девочки и один бойкий мальчик с хорошей дикцией и громким голосом. А в массовку — все остальные. «Массовка», как правило, представлена одинаковыми юбочками или колпачками. Худенькие и стройные — в первой линии. Толстые и неуклюжие — во второй. Это не адресаты праздника и не его герои. Это фон. Хорошо ли ребенку чувствовать себя фоном? Никакими льстивыми словами этого чувства не победить.
Как написала в своем сочинении одна десятиклассница: «На празднике мы все были одинаковыми безликими зайчиками. И только одна счастливая девочка была лисичкой».

Зайчики и лисичка — не для самих детей, а для зрителей. Точнее, для родителей. Но и это ложный посыл. Потому что родители «массовки» даже в случае удачно прошедшего праздника (никто не перепутал слова, ведущие говорили громко, Дед Мороз не опоздал, подарков всем хватило) испытывают разочарование: опять главные роли у Тани и Пети! Всегда все лучшее — одним и тем же. Надоело на чужих детей смотреть! Где справедливость?
Некоторые особо нервные мамаши могут высказать претензии воспитателям. Тем, конечно, обидно: «Столько хлопот было с этим праздником! И никакой благодарности. А нам, между прочим, это время не оплачивают! И потом — разве они не понимают? Танечка очень выразительно читает. А их ребенок половины звуков не выговаривает и двух слов запомнить не может».
Что можно сказать, подводя итог подобному празднеству? Оно, как правило, оказывается совсем не тем действом, которое возвышает ребенка, вселяет оптимизм в родителя и наполняет профессиональной гордостью педагога. Просто потому, что праздник организован без учета психологии детских возможностей, без учета психологии родительского восприятия.
Ребенок может любить походы в театр, с удовольствием наряжаться в разные тряпки, изображая героев мультфильмов или сказочных персонажей. Но это не спектакль. Это игра. Для себя, в свое удовольствие. Главное свойство такой игры — импровизация. Она не требует зрителей и исключает репетиции. Возьмем это утверждение на заметку. Пусть оно станет первым пунктом «психологических основ» праздничного дела в детском саду.
Следующий пункт связан с ролью праздника как такового. В чем его главная задача? Разорвать паутину обыденности, внести в жизнь яркие впечатления, новые эмоции. Отсюда — нарядная одежда, непривычное убранство помещения. Праздник ценен своим переживанием. Причем таким переживанием, которое можно разделить: со своим ребенком, с родителями других детей, с педагогом. Сила и полнота переживания во многом зависят от активности участников. Это относится не только к детям, но и к родителям. А также — к членам администрации (да простят меня заведующие и методисты). Если ты поешь и пляшешь, если ты в центре внимания, тебя меньше тянет к «объективным» оценкам. Потому что переживание — дело субъективное. Что такое «зритель» на празднике в детском саду, какова его роль, каковы его функции? Это очень важные вопросы. Изначально праздник существовал как коллективное действо, нацеленное на порождение общего переживания. Малыши переживают «начало» своей личной истории. И, возможно, им не нужны зрители в привычном смысле слова. Пусть это будет вторым пунктом «психологических основ» праздника в детском саду.
Что мы в результате получили? Праздник-импровизацию с установкой на активное участие взрослых.
Как поется в одной песенке:

Три в остатке, два в уме…
Что же получаем?
Пятью пять — двадцать пять
И ватрушку с чаем.

Но как же все-таки быть с «отчетностью»? Как продемонстрировать взыскательным «заказчикам образовательных услуг», что дети за три месяца выучили около десятка стихотворений? И песни-то с ними распевали! И в бубны били, и на дудках играли! Эта задача решается сама собой. Парадоксальным образом, чем меньше о ней думать, тем лучше выходит решение. Ведь главная задача праздника — в полноте переживания необычного события. На это и должны быть направлены все усилия организаторов.
Формы праздника определяются возрастом и составом детей, их «стажем» посещения группы, проблемами малышей и родителей.
Они могут быть, к примеру, вот такими.

Концерт-импровизация

Эта форма хороша для малышей, для детей, недавно поступивших в детский сад, а также для родителей, только постигающих науку общения с официальными носителями педагогической культуры в лице воспитателей и других специалистов детского сада.

Задача концерта — показать не только то, чему дети уже научились, но и то, как их учат. Главный акцент ставится на том, что педагогическое радение распространяется на всех детей. При этом всем детям дозволено двигаться в своем темпе, но исключительно по направлению к вершинам Олимпа. И что родители тоже могут на эту горку забраться и там немного посидеть, поболтать ножками. Это исключительно полезно для их ребенка.

Исходя из задач продумываем пространство праздника. Сразу отметаем большое помещение. Нам нужно создать интимную, доверительную обстановку. Пустое пространство зала будет мешать. Особенно если это зал проходной. Размеры помещения не должны подавлять ребенка и, что очень важно, не должны заставлять его напрягать голос. Даже если малыш захочет говорить шепотом, его должно быть хорошо слышно.

Помещение размером с групповую комнату здесь наиболее уместно. Украшаем его. Напрягаем свою фантазию и вкус. Удачно вплетаем в общий дизайн работы детей — так, чтобы обязательно был представлен каждый ребенок. Затем продумываем организацию праздничного пространства.

Жесткое деление аудитории на зрителей и исполнителей для нашего праздника не годится. Предполагается, что в ходе праздника роли участников будут меняться. Расставляем стулья полукругом (точнее — разорванным кругом) в два-три ряда. Первый ряд — для детей. Остальные — для взрослых. Все стульчики развернуты к месту, где будет располагаться музыкант. Круг определяет сценическую площадку. Первый критерий ее пригодности для предстоящего концерта — уютность. Стулья в каждом ряду должны быть расставлены с интервалами: пять-шесть стульчиков — интервал. Интервалы — это проходы к «сцене».

В назначенный час «хозяева» встречают гостей. Даже если родители и дети приходят на праздник вместе, имеет смысл инсценировать гостевой прием: собрать всех детей, попросить взрослых выйти за дверь, а потом разыграть все «по правилам»:

— Здравствуйте, гости дорогие! Мы вам очень рады. Проходите, пожалуйста, осматривайтесь. Видите, какая у нас сегодня красота?

Затем родителей приглашают сесть. Можно дать «волшебный» музыкальный сигнал. Дети занимают места в первом ряду. Теперь малыши ощущают за спиной присутствие домашних.

Но праздник — не во имя родителей. Праздник — во имя детей.

Педагог обращается к ним со вступительным словом. Дальше возможны элементы театрализации: обрывающаяся мелодия, стук в дверь, неизвестные звуки, появление неожиданного гостя в костюме (характер гостя диктуется временем года и привязкой праздника).

Этот гость что-нибудь поет, заводит разговоры с детьми, нахваливает все вокруг, удивляется количеству взрослых.

Тут возможны всякие «глупости»:

Гость: Как же вас много сегодня в комнатку-то понабилось! Мне говорили, что тут дети живут. А они странные какие! Вот эти (показывает на детей) — вроде дети как дети. А вот эти (показывает на второй ряд) — больно велики. Да еще и с усами-бородами. Никогда не слыхал, чтобы у детей усы росли! Может, у вас тут особую породу вывели?

Педагог: Да что ты! Это не дети вовсе!

Гость: А кто же?

Педагог: Те, у которых усы да бороды, — папы да дедушки. А те, которых ты «великаншами» назвал, — мамы.

Гость: Ах, мамы-папы! Это хорошо. (Обращается к малышу.) Тебя как зовут? Ваня? Ваня! Где твоя мама? Сейчас я быстро всех запомню.

Дальше, естественно, начинается веселая путаница. Гость путает всех мам и пап, кто где, кто чей. И так устает от умственных упражнений, что усаживается рядом с чьей-нибудь бабушкой и требует «единственного утешения» в жизни — песен или стихов.

Педагог советуется с детьми: «Что бы такое спеть, к случаю подходящее?» Пусть дети выберут песню. И хорошо, если это будет песня с движениями во время припева.

Гостю песня нравится. Но ему не нравится, что поют только дети. А эти «мамы-папы», они зачем сюда пришли? Ему, гостю, от них никакой радости. Пусть тоже топают и хлопают. Но мамы-папы не могут сразу все запомнить. Их можно понять: дети тоже не за один день выучили песню. Может, кто-то из детей встанет, повернется к родителям и будет показывать нужные движения?

Это очень ответственный момент. Реально детям предлагается выйти на сцену и выступить в роли ведущих. Если гость вел себя психологически грамотно и сумел своей болтовней, ужимками и шутками детей раскрепостить, один-два застрельщика обязательно найдутся. Чем больше их будет, тем лучше. Можно даже им предложить самостоятельно выбрать нужную дистанцию перед «зрительным залом». Взрослые включаются в исполнение песни.

Это должно быть заразительно. Если педагог почувствовал, что среди сидящих детей кто-то тоже сильно захотел оказаться в роли ведущих, песню можно повторить еще раз. Чтобы не было однообразия, можно добавить к хлопкам и топотушкам еще и музыкальные инструменты. Родителей в оркестровую деятельность включать обязательно. Быть может, кто-то из них вообще музыкант и предложит новый ход прямо в процессе исполнения!

Повторение не должно быть нудным. Нужно добиться нарастания коллективной эмоции — за счет усложнения задачи, за счет роста количества исполнителей.

Точно по такому же сценарию читаются стихи. Тексты не должны быть знакомы родителям. По крайней мере исключаются ситуации, когда дети читают стихи, которые заучивали дома с помощью мамы или бабушки. Мы же хотели «отчетности»? Вот мы ее и продемонстрируем. При выполнении некоторых условий. Во-первых, педагог должен позволить детям выбирать стихи для декламации. Вполне естественно спросить: «Хочет ли кто-нибудь рассказать какое-нибудь стихотворение?» Если желающих не найдется (чего просто не может быть), педагог должен сказать: «Я знаю стихотворение, которое наверняка понравится бабушкам. Я сейчас произнесу первую строчку беззвучно. Попробуйте догадаться по губам, что это за слова».

Дети, конечно, догадаются. Таким образом, дети могут «угадать» все стихотворение. Здесь возможны варианты. Например, педагог приглашает в середину «сцены» группу помощников, которая устраивается лицом к зрителям и «озвучивает» текст. Можно передать право рассказать стихотворение до конца тому, кто первый верно угадал слова, и т.п.

Можно тут же устроить маленькое состязание между мини-командами на отгадывание-озвучивание стихов.

Главное, чтобы строчки звучали, а дети чувствовали себя включенными в игру.

Если вспомнили одно-два стихотворения, за остальными дело не станет. Но кто сказал, что стихотворение нужно читать обязательно в одиночку? Вот Оля. Она знает много стихов. Но для нее трудно выйти в центр круга на всеобщее обозрение. Девочка в себе не уверена. Так пусть ей поможет более смелая и решительная Аня. Пусть они возьмутся за руки и, раскачивая этими руками в такт словам, расскажут стихотворение хором. Если Артем с Тимуром вдруг спохватятся, что ведь и они знают это стихотворение, почему бы его не повторить? И будет просто замечательно, если к ним присоединится Паша, который сумел запомнить только первое четверостишие и отдельные слова из середины. «Хор» его «прикроет». Будет ли кому-нибудь скучно от подобного повтора? Нет. Ведь каждый родитель пришел на праздник к СВОЕМУ ребенку. Прервать повторения, к которым дети склонны, можно, переключив их на другой вид деятельности. Тут все зависит от искусства ведущего.

Стихи и музыкальные номера можно чередовать. Маленькая сцена не позволит очень активно танцевать — особенно массовые танцы. Но продемонстрировать некоторые танцевальные движения вполне можно. А если дети разойдутся, пусть попляшут «кто во что горазд». Главное, чтобы родители при этом не бездельничали, тоже танцевали «сидя».

Ну а закончиться такой концерт должен вручением подарков. Если праздник посвящается мамам и бабушкам, им вручаются подарки-самоделки. Если это коллективный день рождения, подарки получают именинники. Но и каждый малыш должен уйти с концерта, получив на память об этом дне памятную вещицу — сувенир или сладость. Это обязательно.

Праздник игры

Концерт-импровизация предполагает включение родителей в некоторое подобие сценической деятельности. Но оно, мягко скажем, осторожное. Оно не предполагает выступления родителей на середине, их сольных плясок или пения. Родители призваны играть роль того самого «фона», из которого мы попробовали исключить детей. Для родителей, в отличие от малышей, эта роль имеет совершенно другое значение. Во-первых, она (роль) позволяет им выйти из абсолютно пассивного состояния. Во-вторых, не требует чего-то экстраординарного, что могло бы вызывать у взрослых чувство стеснения. В-третьих, родители чувствуют, что своими действиями поддерживают детей, помогают им быть активными. Главная цель — единение в эмоциональном переживании — достигается. Но это лишь первая ступенька.

Следующая ступень, предполагающая равноценную активность, достигается участием в совместных играх.

Перефразируя слова знаменитого поэта, посмеем утверждать: «Игре все возрасты покорны». Но добавим: если игру правильно «завести». Если она учитывает запросы взрослых и может быть эстетичной в их исполнении. Неправильно заставлять родителей паясничать. И нельзя бесконечно вынуждать особенно отчаянных пап купаться мордой в муке, отыскивая в блюдце ломтик яблока. Это доставляет удовольствие весьма ограниченному контингенту родителей.

Праздник совместных игр для детей и взрослых — это форма для уже устоявшегося детско-взрослого сообщества. Он хорош для детей пяти-шести и старше лет. И устраивать его надо так, чтобы весело было не только маленьким, но и большим.

Среди сценариев, которые пользуются особой популярностью у педагогов, часто встречаются тексты с названием «Посиделки». К сожалению, от посиделок там только название. Содержание же сводится к обычной концертной программе с вкраплениями не совсем уместных для праздника просветительных рассказов из жизни старины. Если мы действительно хотим устроить
посиделки, то должны воспроизводить дух, а не букву. Не рассказывать, а показывать, давать прочувствовать. Настоящие посиделки исключают зрителей. Если аудитория как-то и может делиться, то на мужскую и женскую половины. Устраиваете посиделки — будьте добры, позаботьтесь о мужском представительстве.

Условно мы можем назвать посиделками любой праздник, на котором предполагаем много играть и устраивать состязания между мужскими и женскими командами. Точно так же мы можем называть его «хороводным праздником». В чем заключается подготовка к такому действу?

В разучивании игр с детьми и со взрослыми. Дети учатся, играя: в группе, на прогулке, на музыкальном занятии. Затем педагог сообщает им, что в один прекрасный день у них будет праздник встречи весны (проводов зимы, сбора урожая и т.п.). На этот праздник приглашаются все-все родные и друзья детей. По старой традиции на таких праздниках поют, закликают весну (как вариант), водят хороводы и играют в игры.

Мамам и папам о празднике тоже сообщают и просят их два вечера посвятить тому, чтобы выучить игры. Лучше, чтобы на таких «разминочных» вечерах было не очень много детей — четыре-пять человек — и чтобы взрослые поиграли в полную силу. Хорошо, если они научатся двум-трем абсолютно новым играм или новым вариантам знакомых игр. Существует несколько вариантов беспроигрышных хороводов, различного рода «догонялок» и игровых переплясов, которые очень нравятся взрослым.

Структура праздника такова. Все приходят нарядными в большое помещение. Сначала деление участников идет по принципу «мужчины — женщины». Начинаться праздник может с театрализованной заставки. Что-то там на сцене красивое происходит на фоне деревенского интерьера. А потом оттуда раздается призыв:

— Ой вы девицы-красавицы! В светлу горенку собирайтеся!

И тут все — девочки, мамы, бабушки, — вооружившись спицами и клубочками (прялка, к сожалению, сегодня играет роль декорации) поднимаются на сцену, рассаживаются в художественном беспорядке, вяжут, мотают клубки, поют что-то грустное. Все для себя, для себя. Потому что впереди важное событие, о котором все знают. Но при этом делают вид, что даже не догадываются. Какое событие? Приход мужчин в гости. Мужчины — мальчики, папы, дедушки — во время песни в зал не входят, а «подслушивают» и «подглядывают». Зато потом громко стучат в дверь и заходят в «горницу» (то есть в большой зал) со своей бравой песней, которая всех должна настроить на новый лад. Среди них — ведущий, который зазывает «красных девиц» поиграть. А мальчики ему вторят, потому что слова многократно повторены, но в других условиях, в другой игре. А потом девочки и мамы спускаются со сцены и начинается чередование игр. Нужно знать много игр. Нужно правильно выстроить их последовательность — буйные, речевые, лирические, — чтобы действие все время пульсировало, разворачивалось. Чтобы была игра кульминационная и заключительный хоровод. Тем, кто немного знаком с режиссурой, это должно быть известно.

Когда водят хороводы, кругов должно быть два: детский — с педагогом и парой помощников — и взрослый. Дети приглашают детей, взрослые выбирают взрослых в пару. Когда играют в «ловишки» (в разных вариантах), круг может быть и один. Папы должны бегать друг за другом в полную мощь: за мамами — пританцовывая, за детьми — на одной ножке. А когда, к примеру, плетень заплетают, можно и четыре «ветви» выстроить: из девочек, из мальчиков, из мам и из пап. А можно — одну взрослую и две детских. Показатель успешности такого праздника — сияющие лица… взрослых. Это не оговорка. Если взрослые разыгрались, они создадут то самое игровое поле, в котором дети будут просто купаться. Потому что зрелище играющих, как дети, родителей обладает заразительным эффектом. Да еще и с терапевтическими возможностями. Родители в нашей жизни мало играют с детьми. Некогда, негде, да и не умеют. И если вы предоставили им такую возможность — предоставили грамотно, искусно, красиво (это обязательно!), это самый большой подарок семье, который может сделать педагог.

Детско-взрослые спектакли

Вообще-то следовало бы уделить место и просто спектаклям и концертам взрослых для детей. Ребенок воспитывается с опорой на образцы. В том числе и на образцы публичного поведения. Примем как аксиому: детскому сценическому творчеству должна предшествовать сценическая деятельность близких взрослых — педагогов и родителей. Но есть и промежуточные формы. Это детско-взрослые мини-спектакли.

Детско-взрослые мини-спектакли — это продукт творчества семьи или нескольких семей. К примеру, один из детей очень хочет сделать свой вертеп. (Почему он вдруг так этого захотел, педагог должен догадываться.) Сыну в этом помогает папа: сооружает сценический «ящик», помогает отладить механизм смены декораций, сделать фонограмму. Задача педагога — устроить презентацию спектакля: помочь с пригласительными билетами, с афишей, с местом и временем. Так, чтобы спектакль стал событием коллективной жизни.

Такие примеры невероятно заразительны. Глядишь, и к Масленице по образцу вертепа готов спектакль «Колобок». На этот раз силами мамы и дочки.

Дальше надо только чуть толкнуть этот ком. И вот уже две или три семьи трудятся над пьесой С.Маршака «Теремок». А в перспективе уже высвечивается фестиваль семейных спектаклей.

Тут, правда, есть одна опасность. Не все родители «проснутся» в нужном педагогу направлении. Не всем это позволят семейные обстоятельства. Поэтому, если театральная деятельность принимает формы восторженной эпидемии, нужно вовремя подхватить малышей, оказавшихся «сиротами» в театральной гонке: найти им место в какой-нибудь труппе или объединить в спектакле, который они будут ставить вместе с педагогами. Чтобы бойцы детской армии не терялись во время воодушевленного исполнения песни «Яблочко». Чтобы за суетой создания новых форм не забылся тот, ради которого затевались все эти великие дела, — ребенок.

Марина АРОМШТАМ

P.S. В статье нет выдуманных ситуаций. Все описанные формы были созданы (или родились сами?) в процессе экспериментальной работы автора по непрерывному образованию детей от четырех до десяти лет.

 

Рейтинг@Mail.ru