Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2004

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?

Как и что рисовать с детьми? Об этом наш специальный корреспондент Марина Александровская беседует с Зинаидой Новлянской, кандидатом психологических наук, сотрудником РАО, и Александром Мелик-Пашаевым, кандидатом психологических наук, главным редактором журнала «Искусство в школе».

Виды Руанского собора. Репродукции с картин Клода Моне.

Виды Руанского собора. Репродукции с картин Клода Моне.

Марина Александровская: Известно, что в основе детского рисования лежат психологические законы и механизмы, отличающие его от взрослого творчества. Поэтому существует мнение, что детей дошкольного возраста не следует учить рисовать. По крайней мере учить в том смысле, как, к примеру, учат рисовать подростков. С другой стороны, мы знаем, что малышам доставляет огромное удовольствие работать красками или другими материалами вместе со взрослым или рядом с ним. Специалисты по изобразительному искусству в детских садах часто оказываются для детей самыми любимыми педагогами. Они проводят занятия, которые очень нравятся их воспитанникам. Как же все-таки правильно ответить на этот вопрос: учить или не учить детей рисовать?

Александр Мелик-Пашаев: Давайте мы откажемся от слова «учить» в применении к маленьким детям. Уж очень оно жесткое. Лучше говорить о занятиях. Потому что заниматься с малышами, конечно, надо. Но взрослый, который берется заниматься с дошкольниками изобразительным искусством, должен четко понимать: ребенка, его творчество, его манеру рисовать нельзя подгонять под взрослые образцы. Детский рисунок обладает особой, детской художественностью, сильно отличающейся от художественности взрослой. То, что во взрослых работах расценивалось бы как неумелость или небрежность, может оказаться достоинством детского рисунка.
Если начать от этого избавляться, то вместе с «детскостью» уйдет и художественность. Это относится и к словесному творчеству, и, наверное, к другим его видам. Но, чтобы это понять, нужно обладать определенным уровнем психологической культуры и интуицией художника. Или тонкого, понимающего педагога.

М.А.: Многие программы детского сада построены именно на обучении рисованию конкретных предметов. Вот елочка: ствол рисуем кисточкой сверху вниз. От него расходятся веточки. Веточки изображаем дугами. У макушки — покороче. У основания — подлиннее. Елочку красим в зеленый цвет…

А. М.-П.: Возможно, такие занятия и дают что-то ребенку. Учат управлять рукой, различать прямые и изогнутые линии, цвета. Только к рисованию, как изобразительному творчеству, это отношения не имеет. Потому что живопись или рисование — это прежде всего особое видение предмета. Художественное видение. Оно несовместимо со стереотипностью. А зеленая елка, по форме напоминающая пагоду, синее небо, желтое солнце с лучиками-звездочками — это все стереотипы, которые транслирует взрослый. Ребенок может усвоить стереотипы, но это ни на шаг не продвигает его в художественном развитии.

М.А.: Дети и сами склонны к воспроизведению стереотипов. К примеру, наступает момент, когда все пятилетние девочки начинают рисовать принцесс или красавиц. Причем рисуют их по определенным канонам: в широкой юбке колоколом, с фатой на голове, бантики на туфлях, глаза с длинными ресницами, пухлые губки и т.п.

Зинаида Новлянская: А задача педагога — превратить рисование принцесс в решение художественной задачи. Ведь любая красавица обладает характером. Сегодня у нее может быть одно настроение, завтра — другое. И если педагог сумеет развернуть работу ребенка в этом направлении — нарисовать красавицу с характером, с определенным настроением, процесс рисования сразу станет качественно иным.

М.А.: То есть можно, наблюдая за детьми, выделить некие темы, которые их на сегодняшний день волнуют, которые они воспроизводят в своих рисунках с некоторой степенью повторяемости, и попробовать усложнить задачу, перевести ее в художественное русло, связать с настроением. Что дети обычно рисуют? Дом, дерево, машину…

З.Н.: Конечно. Главное, чтобы ребенок вносил в рисунок настроение и давал персонажам эмоциональные характеристики. И тогда перед ним обязательно возникнет проблема изобразительных средств: а как, с помощью чего можно изобразить настроение? Лучше всего, если он сам сформулирует подобный вопрос. Взрослый, конечно, может и натолкнуть ребенка на постановку проблемы, и подсказать ее возможные решения. В любом случае важно, чтобы использование изобразительных средств было увязано с художественной задачей. Если же средства сами по себе, а задача — сама по себе, это не художественное развитие, а профанация обучения.

М.А.: Но ведь не каждый ребенок может поставить перед собой художественную задачу. Для этого у него уже должно быть сформировано некоторое видение мира…

З.Н.: Конечно. Развитие видения, художественного видения и есть главная задача художественного воспитания. А для этого двадцатиминутного занятия недостаточно. Для этого нужно все время обращать внимание ребенка на то, что его окружает: на предметы, на явления природы, на людей вокруг. Вот мы в парке. Вокруг много деревьев. Но все они разные. Одно дерево веселое. Другое — грустное. Третье — задумчивое. Какое дерево самое грустное? Почему? Пусть дети угадывают, придумывают объяснения. А потом педагог попросит их нарисовать дерево или целый парк. Но только деревья обязательно должны быть с разными настроениями. Дети могут рисовать рисунки-загадки. Все работы выставляются в ряд, и зрители пытаются отгадать, какое настроение у того или иного дерева или как автор назвал свою картинку.
Такого рода наблюдение отличается от «естественно-научного». И оно не связано с восприятием «натуры». Ребенок как бы остается в мире фантазии, наделяя дерево некоторыми человеческими чертами характера, фантазируя по поводу него.

А. М.-П.: Такое наблюдение действительно отличается от «научного» в том смысле, что маленький художник ищет в дереве или в каком-нибудь предмете душу, характер. Но оно связано с восприятием натуры, потому что выразительные черты, подсказывающие характер и настроение, ребенок находит в реальных деревьях. Он выделяет, акцентирует эти черты.
Что же касается техники рисования и более строгого изучения «анатомии» (раз уж мы говорим именно о дереве!), то это может понадобиться на более поздних этапах освоения изобразительной деятельности, но и тогда все это будет средством, позволяющим передать образ, а маленькому ребенку это еще не нужно.

З.Н.: Что ему нужно для художественного творчества, так это богатый чувственный опыт. Пошуршать листьями, попересыпать желуди, ощупать ветки разной фактуры, убедиться: двух одинаковых не бывает. Чувственного опыта современным детям — особенно городским — катастрофически не хватает. А это основа художественного воспитания. Ведь в изобразительной деятельности ребенок должен идти от своего впечатления. Впечатление порождает содержание. Воплощение содержания требует некоторых приемов. Когда приемы оказываются впереди содержания, они рождают пустые формы.

М.А.: Но ведь и сами краски, сами художественные материалы могут служить для обогащения чувственного опыта ребенка. Недаром дети так любят играть с красками, смешивать их, разводить в воде.

А. М.-П.: Это полезно. Но это и должно восприниматься как игра, в процессе которой ребенок, сам того не замечая, учится смешивать краски.

З.Н.: И такую игру можно наполнить содержанием. Например, изображать не предметы, а просто настроение. «Что-то зимнее», «что-то грустное», «осеннее» и т.п. Дети хорошо справляются с подобными «абстрактными» заданиями. А в какой-то момент ребенку нужно предложить выбрать материал для рисования — тот, что, с его точки зрения, лучше всего подойдет для решения определенной темы. Выбор материала — важный момент для художника, ответственный.

М.А.: Существует устойчивое мнение, что ребенка нужно знакомить с художественными образцами по теме. Перед тем как рисовать, к примеру, осень, у него в памяти должен накопиться некоторый визуальный ряд за счет того, что он «насмотрелся» картин. Возможно, это правильно по отношению к школьникам. А дошкольники… На мой взгляд, показывать им картину Левитана и призывать насладиться изображенным на ней осенним видом бессмысленно: это гениальное произведение, но совершенно не детское. В нем нет ничего, что могло бы действительно тронуть ребенка, задеть его за живое.

А. М.-П.: Призывать насладиться, конечно, не нужно! Но общее настроение картины ребенок может почувствовать верно и тонко, он не расскажет об этом словами, но благодаря таким произведениям его душа будет обогащаться. Тем не менее проблема действительно есть.
Существует детская литература, даже детская музыка, а вот детской живописи нет.

М.А.: Если не брать во внимание книжную графику.

А. М.-П.: Да, иллюстрации к детским книжкам — исключение. Возможно, надо ориентировать детей на хорошие образцы книжной графики.

З.Н.: Я всегда считала, что ребенок в мире искусства должен жить в двух пересекающихся пространствах. Одно пространство — детское, с его играми и детским творчеством. Другое — мир взрослого искусства. О нем ребенок должен знать. Этот мир не вполне понятен. Образцы взрослого искусства не всегда доступны для понимания. Но они должны присутствовать. И ребенок должен чувствовать зазор, существующий между «детским» и «взрослым» искусством. Со временем в нем развивается способность реагировать на эмоциональную тональность взрослых произведений — пусть даже безотчетно. И это очень полезно.

М.А.: Но имеет ли взрослый право навязывать свою эмоциональную оценку художественного произведения ребенку? Вот он говорит: «Как красиво нарисовал художник осень!» Ребенок соглашается: «Да, красиво!» Не потому, что он так чувствует, а потому что рад согласиться со взрослым.

З.Н.: Возможно, с эмоциональной оценкой надо быть осторожнее. Я бы вообще не советовала ограничиваться одной какой-нибудь картиной при рассказе об осени, о зиме, о чем угодно. Одно-единственное ребенок всегда склонен воспринимать как безусловный образец. А такого в искусстве быть не может.

М.А.: Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с жанрами изобразительного искусства? Иногда педагоги очень гордятся тем, что их дети ловко употребляют такие слова, как «портрет», «пейзаж», «натюрморт».

А. М.-П.: Дошкольнику, на мой взгляд, это еще не нужно. Жанр, как и все в искусстве, должен восприниматься содержательно. Что проку в том, что ребенок усвоит формальное различение пейзажа и портрета? Конечно, если педагог предлагает детям нарисовать портрет мамы или бабушки, это вполне естественное введение слова в речь малыша. Возможно, ребенок и сам научится правильно употреблять слово «портрет», если оно будет связано с какими-то реалиями его опыта. Но специально выучивать с детьми названия жанров я бы не стал. Это не та задача, которую нужно ставить «во главу угла».

М.А.: Главная задача — учить чувствовать, видеть мир художественно. А для этого рядом с ребенком должен оказаться взрослый, который сам обладает художественным взглядом на жизнь.

Рейтинг@Mail.ru