Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2004

ЛАБОРАТОРИЯ

Ластик и Скрепочка на развивающих занятиях

«Вы знакомы с Ластиком? Нет? Не может быть! Это недоразумение нужно срочно исправить. Знакомьтесь! Это Ластик. Он очень аккуратный и ужасный чистюля. Не то что один его знакомый — Простой Карандаш. Вечно всюду сует свой нос, на всем оставляет следы. Начертит, накалякает, да так криво, что сам недоволен. А Ластику — убирай! Как тут не сердиться!..»

Так начинается первое игровое занятие для малышей пяти-шести лет в книге Марины Аромштам и Ольги Барановой «Приключения Ластика и Скрепочки. Пространственная геометрия для малышей», вышедшей в издательстве «Энас» в 2003 году.

Современные ученые — психологи и нейропсихологи — отмечают значение геометрии для развития пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах. Насколько успешным окажется вхождение детей в эту непростую, полную загадок и удивительных открытий страну, во многом зависит от педагогов-дошкольников, дающих малышам начальные «уроки» геометрии. Первые шаги по стране Геометрии должны быть захватывающе-интересными, увлекательными и в то же время практически ориентированными, понятными, опирающимися на личный опыт ребенка. Эту задачу и призван решать курс пространственной геометрии для малышей «Приключения Ластика и Скрепочки».

Традиционные программы по формированию первоначальных математических представлений обычно включают знакомство детей с плоскими геометрическими фигурами. Пространственная геометрия для малышей предлагает странный на первый взгляд ход — строить геометрический курс для детей на знакомстве с объемными геометрическими телами. Но вспомните: слово «пирамидка» приходит к нашим детям в раннем детстве вместе с первой интеллектуальной игрой — надеть колечки на стержень в определенном порядке. С пирамидкой в детский словарь проникают первые «ученые» слова — «основание» и «вершина». Затем игровой инвентарь пополняется другими формами: кубиками, конусами, цилиндрами — всем тем, что необходимо маленькому строителю для возведения грандиозных башен, надежных темных гаражей и не слишком удобных для жизни, но необходимых для городского пейзажа домов.

Предметы, с которыми играет ребенок, с которыми ему нравится манипулировать, которые знают его рука и его глаз, являются ОБЪЕМНЫМИ. То есть, с точки зрения математика, относятся к объектам пространственной геометрии. Так что предлагаемый в книге подход имеет основания.

Книга М.Аромштам и О.Барановой является факультативным математическим курсом для детей подготовительных к школе групп. В занятиях с удовольствием примут участие как те малыши, которые до поступления в подготовительную группу не имели опыта систематической подготовки по математике в детском саду, так и те, которые посещали детский сад с раннего возраста. Курс пространственной геометрии не противоречит ранее усвоенному детьми материалу в рамках традиционных программ, но поможет им открыть новые закономерности и взаимосвязи в интересных опытах и наблюдениях. Кроме того, книга «Приключения Ластика и Скрепочки» является еще и общеразвивающим курсом, т.е. призвана расширять кругозор детей, развивать их воображение и совершенствовать практические навыки в области ручного труда. Все занятия строятся на основе сказочного сюжета.

Если книга вас заинтересовала, ее можно заказать по адресу:
115201, Москва, Каширское шоссе, д. 22, к. 3, «Энас».
Телефоны отдела реализации: 113-53-90, 113-03-81, 234-71-82. E-mail: adres@enas.ru.

Выкройки «геометрических» персонажей из книги Марины Аромштам и Ольги Барановой «Приключения Ластика и Скрепочки. Пространственная геометрия для малышей».

Куклы Ольги Барановой

Рейтинг@Mail.ru