Игры для маленьких
интеллектуалов
Одним из первых педагогов, благодаря
которому обучение шестилеток оказалось в центре
внимания педагогической общественности, был Ш.А.
Амонашвили.
Его талант, педагогическое мастерство
и психологическая грамотность обеспечили
успешность эксперимента «здесь и теперь» — то
есть там, где шестилетки обучались, — у Шалвы
Александровича.
В ряду «нововведений» Амонашвили было
включение в сетку учебных часов урока шахмат. Эту
настольную игру, требующую тактических и
стратегических решений, педагог-новатор
рассматривал в качестве важнейшего средства
интеллектуального развития шестилеток. Все его
ученики упражнялись в «шахматном деле».
Оставляем в стороне обсуждение судьбы
шахматного урока в школе. Только отметим: в
стенах детского сада интерес педагогов к
интеллектуальным играм и оценка их значения для
роста умственного потенциала будущих
первоклассников не только не угасли, но и заметно
выросли в последнее время. А действительность
открывает все новые и новые возможности.
Дошкольники, к примеру, открыли для себя прелести
игры в шашки.
Шашки — игра столь же древняя, что и
шахматы. Но, в отличие от шахмат, шашечные системы
развивались внутри национальных традиций.
Существуют английские, немецкие, итальянские,
испанские, русские, канадские шашки. А в Китае и в
Японии распространена похожая на шашки игра в го.
Казалось бы, надо радоваться столь обильному
многообразию. Однако в результате шашисты разных
стран оказались лишенными возможности
участвовать в международных состязаниях. Нельзя
же играть с соперником, не зная его правил!
Поэтому примерно сто лет назад в Голландии был
создан новый вариант игры — «стоклеточные
шашки». Он был признан международным. Хочешь
выйти на международный уровень и отстаивать
спортивную честь своего государства (шашки, как и
шахматы, считаются видом спорта, только
особенного — интеллектуального), играй в
стоклеточные шашки. Правила и условия игры
таковы, что могут быть освоены даже детьми.
Поэтому Европейская федерация шашек проводит
чемпионаты для детей в возрасте от пяти до десяти
лет.
Правила игры в стоклеточные
шашки
Если вы умеете играть в «русские
шашки», партии которых разыгрываются на
шахматной доске, освоить стоклеточные шашки
будет не очень трудно. Только доску придется
переделать. Она, как следует из названия, состоит
из ста клеток двух цветов – черного и белого: 10 х
10 клеток. У каждого игрока по 20 шашек, которые
располагаются на темных полях на первых четырех
рядах. Первыми начинают ходить белые. Остальные
правила не отличаются от правил игры в привычные
для нас шашки.
Некоторые отличия в правилах
Если простая шашка попадает на поле
последней полосы в тот момент, когда она «бьет»
(«съедает») шашку противника и может продолжить
бой других «вражеских» шашек, ее превращения в
дамку в этот момент не происходит. Если же
простая шашка попадает на поле последней полосы
в момент совершения боя и не может дальше бить
шашки противника в качестве простой, то она
останавливается на дамочном поле и превращается
в дамку, но как дамка может бить только со
следующего хода. |
Взвесив все эти
обстоятельства, якутские коллеги решили обучать
игре в стоклеточные шашки дошкольников —
начиная с пяти лет. То есть с того возраста,
который теоретически допускает участие в
международных чемпионатах. В 2003 году на базе
детского сада «Кэнчээри» («Росток») г. Якутска
начался эксперимент по внедрению международных
шашек в программу дошкольного образования.
Руководит экспериментом Владимир Барихсанов,
кандидат педагогических наук, доцент Института
физической культуры г. Якутска, физик по
образованию. «Практически всем детям нравится
играть в шашки, — говорит Владимир Поликарпович.
— Есть, конечно, и такие, которые эту игру не
любят. Мало, но есть. Мы никого не принуждаем к
занятиям. Это бессмысленно. Для педагога —
пустая трата времени. Для ребенка — неприятные
эмоции, ненужное напряжение».
Напряжение действительно большое.
Играя, малыш должен сосредоточиться, собрать в
кулак всю свою волю. Шашки, как и шахматы, требуют,
чтобы он сидел (что само по себе сложно!) и думал.
Да еще и прицельно думал, решал в уме задачу!
Конечно, все дети в разной степени
способны к подобной деятельности. Поэтому и
занятия для них ранжированы.
Когда знакомство с международными
шашками только начинается, дети подгруппами
приходят на занятия — один-два раза в неделю.
Затем частота занятий увеличивается до
трех раз в неделю: в течение некоторого периода
времени малыши готовятся к внутригрупповым
соревнованиям. В этих соревнованиях
определяются будущие участники общесадовского
турнира. А по результатам турнира формируется
сборная детского сада, способная выступить в
соревнованиях более высокого уровня. В турнире
проявляют себя одаренные дети. Собственно,
выявление одаренных в области шашек детей
является одной из подзадач эксперимента и важно
для Барихсанова как для тренера. С этими малышами
педагог работает в особом режиме: они
тренируются каждый день. Насколько это
оправданно, можно будет судить по окончании
эксперимента. Здесь важны результаты
психологического мониторинга, отслеживание
динамики заболеваемости и утомляемости
«избранных» малышей. Потому что помогать
дошкольникам развиваться через игру в шашки —
одна задача. А подготовка интеллектуальных
спортсменов международного уровня — другая. И
эти задачи порой могут противоречить друг другу.
Пока ученые решают, дети играют.
Некоторые с таким азартом, что им мало занятий в
садике. Они хотят играть и дома. Только с кем?
Лучше папы партнера не найти. Поэтому,
рассказывает Владимир Поликарпович, многие папы
наших воспитанников тоже освоили игру в
стоклеточные шашки. Научились у детей. А дети
оказались такими способными тренерами, что их
взрослые «ученики» смогли выступить на
чемпионате по шашкам между папами, который в
детском саду проводился в День отца. Есть в
Якутии такой замечательный праздник.
Марина АРОМШТАМ
Мамы и папы не лыком шиты!
В детском саду № 20 «Надежда» г. Якутска
для пяти-шестилетних детей существуют кружки
«Юный шахматист» и «Чудо-шахматы», которыми
руководит воспитатель Мария Корякина.
Одной из хороших традиций кружков стали
шахматно-шашечные родительские чемпионаты. В
честь Дня защитника Отечества в
шахматно-шашечном мастерстве состязаются папы. А
накануне Международного женского дня свои
интеллектуальные способности демонстрируют
мамы.
|