Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2004

ИГРОТЕКА

Игры для маленьких интеллектуалов

Одним из первых педагогов, благодаря которому обучение шестилеток оказалось в центре внимания педагогической общественности, был Ш.А. Амонашвили.

Его талант, педагогическое мастерство и психологическая грамотность обеспечили успешность эксперимента «здесь и теперь» — то есть там, где шестилетки обучались, — у Шалвы Александровича.

В ряду «нововведений» Амонашвили было включение в сетку учебных часов урока шахмат. Эту настольную игру, требующую тактических и стратегических решений, педагог-новатор рассматривал в качестве важнейшего средства интеллектуального развития шестилеток. Все его ученики упражнялись в «шахматном деле». Оставляем в стороне обсуждение судьбы шахматного урока в школе. Только отметим: в стенах детского сада интерес педагогов к интеллектуальным играм и оценка их значения для роста умственного потенциала будущих первоклассников не только не угасли, но и заметно выросли в последнее время. А действительность открывает все новые и новые возможности. Дошкольники, к примеру, открыли для себя прелести игры в шашки.

Шашки — игра столь же древняя, что и шахматы. Но, в отличие от шахмат, шашечные системы развивались внутри национальных традиций. Существуют английские, немецкие, итальянские, испанские, русские, канадские шашки. А в Китае и в Японии распространена похожая на шашки игра в го. Казалось бы, надо радоваться столь обильному многообразию. Однако в результате шашисты разных стран оказались лишенными возможности участвовать в международных состязаниях. Нельзя же играть с соперником, не зная его правил! Поэтому примерно сто лет назад в Голландии был создан новый вариант игры — «стоклеточные шашки». Он был признан международным. Хочешь выйти на международный уровень и отстаивать спортивную честь своего государства (шашки, как и шахматы, считаются видом спорта, только особенного — интеллектуального), играй в стоклеточные шашки. Правила и условия игры таковы, что могут быть освоены даже детьми. Поэтому Европейская федерация шашек проводит чемпионаты для детей в возрасте от пяти до десяти лет.

Правила игры в стоклеточные шашки

Если вы умеете играть в «русские шашки», партии которых разыгрываются на шахматной доске, освоить стоклеточные шашки будет не очень трудно. Только доску придется переделать. Она, как следует из названия, состоит из ста клеток двух цветов – черного и белого: 10 х 10 клеток. У каждого игрока по 20 шашек, которые располагаются на темных полях на первых четырех рядах. Первыми начинают ходить белые. Остальные правила не отличаются от правил игры в привычные для нас шашки.

Некоторые отличия в правилах

Если простая шашка попадает на поле последней полосы в тот момент, когда она «бьет» («съедает») шашку противника и может продолжить бой других «вражеских» шашек, ее превращения в дамку в этот момент не происходит. Если же простая шашка попадает на поле последней полосы в момент совершения боя и не может дальше бить шашки противника в качестве простой, то она останавливается на дамочном поле и превращается в дамку, но как дамка может бить только со следующего хода.

Взвесив все эти обстоятельства, якутские коллеги решили обучать игре в стоклеточные шашки дошкольников — начиная с пяти лет. То есть с того возраста, который теоретически допускает участие в международных чемпионатах. В 2003 году на базе детского сада «Кэнчээри» («Росток») г. Якутска начался эксперимент по внедрению международных шашек в программу дошкольного образования. Руководит экспериментом Владимир Барихсанов, кандидат педагогических наук, доцент Института физической культуры г. Якутска, физик по образованию. «Практически всем детям нравится играть в шашки, — говорит Владимир Поликарпович. — Есть, конечно, и такие, которые эту игру не любят. Мало, но есть. Мы никого не принуждаем к занятиям. Это бессмысленно. Для педагога — пустая трата времени. Для ребенка — неприятные эмоции, ненужное напряжение».

Напряжение действительно большое. Играя, малыш должен сосредоточиться, собрать в кулак всю свою волю. Шашки, как и шахматы, требуют, чтобы он сидел (что само по себе сложно!) и думал. Да еще и прицельно думал, решал в уме задачу!

Конечно, все дети в разной степени способны к подобной деятельности. Поэтому и занятия для них ранжированы.

Когда знакомство с международными шашками только начинается, дети подгруппами приходят на занятия — один-два раза в неделю.

Затем частота занятий увеличивается до трех раз в неделю: в течение некоторого периода времени малыши готовятся к внутригрупповым соревнованиям. В этих соревнованиях определяются будущие участники общесадовского турнира. А по результатам турнира формируется сборная детского сада, способная выступить в соревнованиях более высокого уровня. В турнире проявляют себя одаренные дети. Собственно, выявление одаренных в области шашек детей является одной из подзадач эксперимента и важно для Барихсанова как для тренера. С этими малышами педагог работает в особом режиме: они тренируются каждый день. Насколько это оправданно, можно будет судить по окончании эксперимента. Здесь важны результаты психологического мониторинга, отслеживание динамики заболеваемости и утомляемости «избранных» малышей. Потому что помогать дошкольникам развиваться через игру в шашки — одна задача. А подготовка интеллектуальных спортсменов международного уровня — другая. И эти задачи порой могут противоречить друг другу.

Пока ученые решают, дети играют. Некоторые с таким азартом, что им мало занятий в садике. Они хотят играть и дома. Только с кем?

Лучше папы партнера не найти. Поэтому, рассказывает Владимир Поликарпович, многие папы наших воспитанников тоже освоили игру в стоклеточные шашки. Научились у детей. А дети оказались такими способными тренерами, что их взрослые «ученики» смогли выступить на чемпионате по шашкам между папами, который в детском саду проводился в День отца. Есть в Якутии такой замечательный праздник.

Марина АРОМШТАМ


 

Мамы и папы не лыком шиты!

В детском саду № 20 «Надежда» г. Якутска для пяти-шестилетних детей существуют кружки «Юный шахматист» и «Чудо-шахматы», которыми руководит воспитатель Мария Корякина.
Одной из хороших традиций кружков стали шахматно-шашечные родительские чемпионаты. В честь Дня защитника Отечества в шахматно-шашечном мастерстве состязаются папы. А накануне Международного женского дня свои интеллектуальные способности демонстрируют мамы.

 

Рейтинг@Mail.ru